Библиографическое описание:

Сусова О. Н. Необходимость мотивации в учебной деятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 42-43.



 

Г. Ф. Гегель считал образование внутренней потребностью человека, выступающего как духовное существо. Мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структуры образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельность. (Ананьев Б. Г., 2002). Без мотивации к деятельности полноценное личностное развитие невозможно.

Мотивационная сфера отражает интерес к занятиям и осознанное отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, что необходимо формировать, прививая интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию. Развитие активности студентов в процессе обучения является одной из важнейших задач современной системы образования.

Мотивацию учебной деятельности можно рассматривать наравне с когнитивными способностями, что очень важно для процесса обучения. Также мотивация учения может выступать хорошим показателем уровня психического благополучия студента, показателем уровня его развития.

Рынок труда предъявляет новые требования к личности, которая должна быть заинтересована в получении качественного образования. Представления о профессиональной деятельности включает не только профессиональные умения, навыки, качества, способности, но и потребности, мотивы.

Мотив это внутренняя движущая сила, которая побуждает к действию. Мотивы имеют решающее значение в стимуляции активной деятельности. Для того, чтобы студент мог реализовать себя в процессе учебной деятельности он должен осознавать мотивы учения Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может дать стремление к успешному обучению и саморазвитию.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживаем повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познана тельного интереса, который формируется через увлеченность преподавателя, новизну учебного материала, показателем практического применения знаний и многих других.

Интерес к профессии наиболее успешно формируется в том случае, если уделяется должное внимание воспитанию морально-волевых профессионально важных качеств (трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность, чувство ответственности и др.), которые во многом определяют исполнительную культуру работника.

Врожденным свойством человека является способность и стремление к активной творческой деятельности. Это биологическое свойство заложено в генах, но его проявление и развитие зависят от конкретных условий существования и воспитания.

Только преодоление достаточно сложных препятствий способно развить врожденную потребность человека в творческой активности, способствовать укреплению здоровья. Необходимость справляться с нервными и физическими нагрузками вынуждает организм мобилизовать свои ресурсы. Положительные эмоции, возникшие в результате активной творческой деятельности, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды и других людей. Творческий подход необходим как при научных, так и при учебных занятиях.

Особое место в психологическом обеспечении двигательной активности занимает мотивация, побуждающая студента заниматься физической культурой.

Общепризнанно, что наиболее сложным компонентом в процессе формирования и укрепления здоровья является проблема внутренней мотивации, осознание необходимости ведения здорового образа жизни.

Время обучения по дисциплине «Физическая культура» совместно с физкультурно-спортивной деятельности, проводимой в университете является достаточным по продолжительности и эффективным периодом для формирования у студентов устойчивой мотивации на занятия двигательной активностью, здоровьесберегающей компетентности.

В конце обучения преподаватели физической культуры должны сформировать у студентов потребность в двигательной активности и собственном здоровье. Для этого необходима мотивация, т. е. эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определенной потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности.

Устойчивая потребность в систематических занятиях физическими упражнениями формируется нами путем применения специальной методики обучения и воспитания, основанной на реализации личностно-ориентированного подхода, с учетом потребностей, интересов и запросов студентов.

Огромную роль в формировании потребности в саморазвитии физического потенциала играет профессиональная подготовка преподавателя, его психофизическая готовность в области физической культуры и воспитания у студентов сознательного отношения к своему здоровью, физическому состоянию, физическому развитию и оздоровлению. Саморазвитие и педагогический процесс должны создавать единое целое.

Потребность побуждает человека к действию, к деятельности и активности, т. е. является основной побудительной силой человеческой деятельности. Потребность в двигательной активности находит свое отражение в ощущениях человека. Еще И. М. Сеченов говорил о мышечном чувстве, а И. П. Павлову принадлежит термин «мышечная радость».

В физическую культуру студента входит мотивационно — формирующий процесс, включающий принцип сознательности и активности, базирующегося на знании о влиянии двигательной активности на организм человека и биологических основ физической культуры.

Профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта МИИТ рассматривает мотивацию студентов как основу построения учебно-тренировочного и воспитательного процесса по физическому воспитанию в вузе и использует все возможное для повышения мотивации студентов к занятиям физической культуры.

 

Литература:

 

  1.                Андрусенко Н. А. Профессиональное развитие и становление специалиста. Теоретические и методологические проблемы современного образования. Москва. Т. 1. 2012.
  2.                Матвеева Р. Ю. Мотивация студентов как основа построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. Физкультурное образование: спорт и здоровье. Материалы IV научно-практической конференции. 2012.
  3.                Руденко Е. В. Формирование потребности в саморазвитии потенциала у студентов. Физкультурное образование: спорт и здоровье. Материалы IV научно-практической конференции. 2012.
  4.                Саморукова А. П. Мотивация учебной деятельности современной молодежи. Физкультурное образование: спорт и здоровье. Материалы IV научно-практической конференции. 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов