Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц, имеющих диагноз церебральный паралич в высших учебных заведениях с системой инклюзивного образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 08.12.2015

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Никаноров, А. П. Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц, имеющих диагноз церебральный паралич в высших учебных заведениях с системой инклюзивного образования / А. П. Никаноров. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 94-100. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/522/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В представленной статье на основе исследований, проведенных на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Автор статьи делится опытом профессиональной подготовки студентов, имеющих диагноз церебральный паралич.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, церебральный паралич, преподаватель, инклюзивное образование.

 

Инклюзивное образование является неотъемлемой частью общеобразовательной системы, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на развитие общества в целом. При помощи данного вида деятельности идет профессиональная интеграция лиц с нарушением здоровья. Профессиональная подготовка является базой самореализации личности при осуществлении трудовой деятельности. Через труд происходит удовлетворение основных потребностей личности, человек занимает свою ячейку в социальной структуре общества.

Анализируя особенности обучения лиц с нарушением опорно-двигательной системы на базе МГГЭУ, было выявлено, что значительную часть лиц, имеющих нарушения опорно-двигательной системы занимают лица, имеющие церебральный паралич. Данный вид нарушения здоровья напрямую связан с повреждением отдельных участков головного мозга. Особенности данного заболевания связаны не только с нарушением опорной системы, но и с вторичными заболеваниями которые вызваны первичным диагнозом, различной степени сложности (нарушение слуха, речи, нарушение памяти, отклонение интеллекта и д. р.). Из выше изложенного следует вывод о том, что профессиональная подготовка лиц с таким видом заболевания требует изучения, а зачастую индивидуального подхода в работе преподавателя.

Автор применял метод наблюдения при изучении профессионального развития лиц, имеющих проблемы со здоровьем в процессе обучения. Изучение в данном направлении обусловлено применением государственных образовательных стандартов в инклюзивном образовании, и сложность применения данных стандартов в системе инклюзивного образования.

Из наблюдений, проведенных на базе МГГЭУ, следует выделить, особенности которые следует учитывать, организуя образовательный процесс, работая с лицами, имеющими диагноз церебральный паралич. Наблюдение было проведено в группах, где проходила профессиональная подготовка лиц с заболеванием детский церебральный паралич. Группы смешанные, наблюдение проводилось в процессе реализации инклюзивного образования при аудиторной работе, при наблюдении за самостоятельной работой студентов, имеющих церебральный паралич. Мы исходим из следующих показателей: одна личность имеющих диагноз на одну тысячу лиц, не имеющих данный диагноз.

Нарушение связанные с данным диагнозом затрагивают интеллектуальную деятельность личности, данный факт требует особого рассмотрения преподавателем высшей школы. Интеллектуальное отклонение от нормы, сказывается на построении аудиторной работы и является предпосылкой для разработки индивидуального плана подготовки студента. Индивидуальный подход к студентам, имеющих интеллектуальные отклонения связано с особенностями развития личности, ее предыдущего опыта обучения и коррекционной работы.

Основной задачей преподавателя сформировать научную картину мира, научить профессиональным навыкам студента, для дальнейшей пассивной работы. Следует отметить, что пассивная работа не означает не эффективная работа.

Преподаватель помогает моделировать будущую ситуацию, помогает представить себя в данной ситуации, т. к. студенту трудно полностью понять и усвоить профессиональную терминологию и принципы организации, как аудиторной работы, так и самоорганизации при самостоятельной работе. Трудность заключается, в правильном, ориентирование студента в данной ситуации, зависит данный момент от правильного моделирования. Например, правильно проработать программу для решения сложных математических задач (учитывая слабую школьную подготовку или подготовку в спец школах интернатах), задачу следует разбить на ряд более простых, подводя студента от простого к сложному, особенность связана с тем, что менее сложные должны быть четко проработанными для выполнения основной и постепенно подводить студента к основной цели, таким образом процесс, разработки рабочих программ становится более трудоемким (консультация эксперта). Следует отметить, что у студентов с церебральным параличом особые способности к математике.

Однако люди с данным диагнозом имеют нарушение волевых качеств, такое нарушение является вторичным заболеванием и интенсивность воздействия зависит от многих факторов, главным из которых является степень повреждения (и участка) головного мозга. Основными признаками, данного дефекта является, быстрая утомляемость, которая проявляется через нежелание выполнять то или иное задание в практической деятельности или же отсутствия интереса к лекционной информации так сказать отсутствие на занятии, формальный подход к делу.

Преподаватель должен отслеживать такие ситуации и предпринимать действия по их устранению. Основной задачей, по мнению автора стоящей перед преподавателем замотивировать студента на выполнение студентом волевых усилий по достижению целей. Доказать значимость получаемой информации, ее практическое применение значение или теоретическое значение на конкретных примерах.

Другим не менее важным моментом отсутствия интереса к обучению является сложившаяся обстановка на рынке труда, в которой во многих случаях происходит игнорирование лиц, имеющих инвалидность. Только крупный работодатель способен полноценно разработать систему нормирования труда для учета физических и психологических нагрузок на лиц имеющих нарушения здоровья, нормы выработки должны укладываться в трудовой кодекс. Формальный подход к соблюдению трудового законодательства, не способность правильно организовать труд инвалидов и спланировать карьеру, а также открытое игнорирование данных специалистов демотивирует студента, формирует формальный или иждивенческий (на территории РФ обучение студентов, имеющих инвалидность происходит за счет бюджета) подход к обучению.

Данная проблема, по мнению автора, должна решаться на всех ветвях власти, законодательной разрабатываться законопроекты, запрещающие отказ, работодателя попадающему под категорию средний и крупный бизнес в приеме на работу лиц, имеющих инвалидность, исполнительной осуществлять контроль за соблюдением законодательства, и судебной принимать решения по решению спорных вопросов. Особый акцент следует сделать на зарубежные фирмы, осуществляющие деятельность на территории РФ, т. к. территория нашей страны является одним из приоритетных рынков сбыта, и осуществление такой деятельности должно затрагивать интересы государства и общества в целом.

Помимо законодательного регулирования, сдвинуть ситуацию поможет, корпоративна социальная ответственность (КСО) отечественных предпринимателей. Которая должна поднять авторитет нашего предпринимательского сообщества и отечественной бизнес среды в целом. Движущей силой отечественных предпринимателей к осуществлению трудоустройству инвалидов должна базироваться на принципе гуманности, по отношению к мало защищенным слоям населения и поддержкой государства фирм принимающих на работу лиц, имеющих инвалидность.

По мнению автора, проблема в игнорировании лиц, имеющих инвалидность на рынке труда связана с нарушением равенства трипортизма в социально трудовых отношениях, такое положение дел, требует особого общественного контроля. Следует отметить, что в разработки решения данной проблемы, экономическая выгода должна отойти на второй план, а на первый выдвинутся социальные проблемы, так как интеграция лиц с нарушением здоровья носит массовый характер.

Организация работы преподавателя высших учебных заведений, инклюзивного образования

Для обследования лиц с церебральным параличом мы предлагаем изменить предлагаемую И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько в «Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» форму таблицы адаптировать для систематизации информации в высших учебных заведениях инклюзивного образования, о контингенте с которым преподавателю приходится работать.

Данная таблица отражает психолого-педагогическим обследованием студентов с данным видом заболевания, мы попытались адаптировать, под потребности профессиональной подготовки.

Психолого-педагогическая обследование

Предполагает проведения обследования в следующих направлениях:

  1.      Установление контакта. Данное обследование направлено на выявления особенностей личности его эмоционального состояния, это позволяет правильно выбрать каналы коммуникации. Может носить следующие показатели: идет на общение, чисто формальное общение (незаинтересован), и активное установление связи (норма).
  2.      Эмоционально-волевая сфера, требует внимания для эффективной интеграции лиц, имеющих диагноз церебральный паралич по причине особенности их предыдущего опыта социализации. Эмоционально-волевая сфера характеризуется следующими показателями: Активный, бодрый. Пассивный, вялый.

Неадекватное поведение. Избалованность.

Конфликтность. Колебание настроения

  1.                Снижение слуха является вторичным заболеванием и является часто встречающимся. Нарушение слуха отражается на построении аудиторной работы и применения интерактивных технологий в образовании. Требует особой работы преподавателя в том числе разработки индивидуального подхода в обучении студента с данным видом отклонения здоровья. Обычно можно отметить нарушение слуха и слух в норме.
  2.                Зрение является одним из важнейших органов человека, его нарушение кардинально меняет жизненный быт личности. По последствиям является самым тяжким отклонением здоровья. Характеризуется следующими показателями: Близорукость; Косоглазие; Атрофия зрительного нерва; Ограничение поля зрения (N);

Полное отсутствие зрения у студентов встречается на практике довольно редко, однако следует отметить, что существуют интернаты для слепо-глухо-немых.

  1.                При аудиторной работе особое внимание следует обратить на то, как студенты с диагнозом церебральный паралич концентрируют внимание на процессе происходящем в аудитории. Преподавателю следует отметить как работает студент самостоятельно особенности его концентрации внимания. Данное обследование можно зафиксировать, следующими показателями: Низкая концентрация и неустойчивость внимания (студент плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте);

Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; Плохое переключение внимания; Достаточно устойчивое (N)

  1. Моторика кистей и пальцев рук

Ведущая рука: правая/левая

Уровень развития функций кистей и пальцев рук:

          отсутствие хватания

          манипулировать не может, но есть хватание

          моторика ограничена

          недостаточность мелкой моторики

          сохранная (N)

Согласованность действий рук:

          отсутствует

          недостаточная

          нормальная

Нарушение координации движений.

          Тремор

          Гиперкинезы пальцев

  1. Уровень развития деятельности

Проявление интереса к общественной деятельности:

          интереса к деятельности не проявляет, проявляет поверхностный, но не очень стойкий интерес.

          проявляет стойкий избирательный интерес к деятельности (N)

  1. Работоспособность

          Низкая

          Снижена

          Достаточная (N)

  1. Характер деятельности

          Отсутствие мотивации к деятельности

          Деятельность неустойчивая, работает формально

          Деятельность устойчивая, работает с интересом (N)

  1. Реакция на одобрение

          Адекватная (радуется одобрению, ждет его)

          Неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)

  1. Реакция на замечания

          Адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечаниями)

          Адекватная (обижается)

          Нет реакции на замечание

          Негативная реакция (делает назло)

  1. Отношение к неудаче

          Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)

          Отсутствует оценка неудачи

          Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Следует отметить, что задача преподавателя поменять при обнаружении установки «избежание неудачи» на установку «достижение успеха». Данная установка окажет влияние на дальнейшее поведение личности при осуществлении трудовой деятельности, так как поведение = установка + ситуация.

  1.            Обучаемость. Использование помощи (во время обследования)

          Обучаемость отсутствует, помощь не использует, нет переноса показанного способа действий на аналогичные задания;

          Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднен;

          Студент обучаем, использует помощь преподавателя (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому).

  1. Навыки самообслуживания

          Не владеет (при дистанционном обучении)

          Владеет частично с помощью опекуна

          Владеет полностью (N)

  1. Понимание обращенной речи

          Выполняет простые речевые инструкции

          Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции

          Понимание речи в полном объеме (N)

  1. Пассивный словарь (особое значение имеет при обучении слабослышащих студентов)

          Понимание значения слова

          Понимание профессиональной терминологии

  1. Характеристика собственной речи

1-й уровень речевого развития: речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы); использование довербальных средств общения (выразительной мимики, жестов)

2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенная, структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов).

Слоговая структура слов нарушена

3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные

4-й уровень речевого развития:

лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность.

Пользуется развернутой фразой.

Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)

Материалы обследования можно систематизировать в различных аналитических таблицах.

Ф. И. О. _______________________________________________________________

Показатели психологического развития

Первичное обследование

Динамика

 

Дата __________

Возраст ________

Дата __________

Возраст________

1

2

3

 

Психолого-педагогическое обследование целесообразно проводить как при работе в аудитории, так и при индивидуальных занятиях (собеседованиях). Аналогично приведенной таблице возможна разработка показатели для обследования логопедического обследования. Важность проведения логопедического обследования заключается в том, что сам студент не может определить степень дефекта речи, так как он свою речь, воспринимает как вполне нормальной, и только прослушивание ее на записи (из интервью студента, имеющего церебральный паралич) он осознает данное отклонение.

Данная таблица поможет профессорско-преподавательскому составу более эффективно адаптировать общеобразовательные программы для применения их в инклюзивном образовании.

Логопедическое обследование

Ф. И. О. _______________________________________________________________

Этапы обследования

Цели и задачи обследования

Структура обследования

I этап.

Ориентировочный

- Сбор анамнестических данных;

— выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях студента

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся медицинская карта студента или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе студента в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы. К педагогической документацииотносятся характеристики на студентов педагогов, работавших с ним: учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др.

 

Изучение работ студента.

 

К данному виду документации можно отнести эссе, конспекты лекций, результаты самостоятельной работы.

— Беседа с родителями.

Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или отцом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством.

IIэтапДиагностический.

Выяснить:

какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

характер несформированности языковых средств.

Рассмотреть:

в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);

какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Установление контакта со студентом

Обследование речи:

— связная речь;

— словарный запас;

— грамматический строй речи;

— звукопроизношение;

— фонематическое восприятие;

— письменная речь (возможно отсутствует, данный дефект компенсируется при помощи вычислительной техники);

— процесс чтения (определение степени нарушения зрения)

— психические процессы, оптико-пространственные представления;

III этапАналитический

Интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты (работа дефектолога).

Паспортная часть;

анамнестические данные;

данные о физическом и психическом здоровье студента;

раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

специальное место для записи логопедического заключения.

IV этап.

Прогностический.

Определение прогноза дальнейшего развития ребенка, выяснение основных направлений коррекционной работы с ним, решение вопроса о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.

Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы).

Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях высших учебного заведения с инклюзивным образованием) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе.

V этап.Информирование опекунов

Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родственников и обсуждены с ними.

Беседа с родителями в отсутствии обсуждаемого студента

 

Кроме того, целесообразно преподавателю вести дневник, в котором делаются особые отметки.

В организации обучения лиц с церебральным параличом особое значение имеет постановка аудиторной работы, которая занимает как минимум половину всего образовательного процесса. Особое внимание следует уделить самостоятельной работе студента на практических занятиях (оказывая активную и пассивную помощь в решении поставленных задач).

При работе в аудитории следует учитывать следующие моменты. Степень недоразвитости речи может соответствовать общего психического недоразвития. Люди, имеющие заболевание церебральный паралич составляют значительное количество среди тяжело умственно отсталых: от 15 % до 20 % [А. Р. Маллер, Г. В. Цикотого Воспитание и обслуживание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью М., ACADEMA 2003]. Данные факты требуют от преподавателей высшей школы провести исследования состава аудитории выявить методом наблюдения лиц, имеющих характерные симптомы церебрального паралича для дальнейшего логопедического и психолого-педагогическое обследование. Визуальное нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи не всегда свидетельствует о нарушении интеллекта. Данные студенты способны к эффективной пассивной трудовой деятельности, тем самым оправдывая экономические затраты бюджетных средств на обучение данных студентов профессиональной деятельности.

При обследовании студента особое внимание следует уделить памяти, и на ее особенности, что запоминается лучше (цифры, факты, описания), долго ли помнит. На основе собранных сведений прорабатывается индивидуальный план работы в котором указываются задачи занятий со студентом. Таким образом, может создаться большая информационная база для дальнейшей работы со студентами, имеющими диагноз церебральный паралич, на показателях которой может осуществляться деятельность лабораторий.

Методы, используемые при обучении студентов имеющий данный диагноз следующие:

Словесный;

Наглядный;

Практический.

Словесный метод не эффективен, если студент имеет первичное или вторичное заболевание в виде нарушения слуха. Перед преподавателем появляется задача установление эффективной коммуникации. Наглядный метод обучения поможет решить эту задачу. Нарушение слуха оказывает особое влияние на формирование научной картины мира. Преподавателю высшей школы следует обратить особое внимание на предыдущий жизненный опыт студента.

Особое значение проработки материала при применении наглядного метода обусловлена не только обучением лиц с нарушением слуха, но и особенностями восприятия наглядного материала. Наглядный материал в виде раздаточного материла или в электронном виде, получил название опорный конспект лекций. Является дублером преподавателя при аудиторной работе в виде текста (с таблицами, схемами, графиками, текстом, видео) в сокращенном виде. Опорный конспект лекций поможет заинтересовать студента, снизить нагрузку на память, понизить утомляемость. Подготовка комплектов опорных конспектов зависит от творческого подхода преподавателя к решению данной задачи, так же следует учитывать, что это трудоемкий процесс, и зачастую требует технической поддержки (систематизация информации в виде конспектов также позволят формировать базы данных при дальнейшем применении в инклюзивном образовании).

Особенности организация аудиторной работы

При организации аудиторной работы преподавателю следует учитывать формы заболевания:

Спастическая диплегия — ею страдают более 50 % больных церебральным параличом. При спастическая диплегии поражены и ноги, и руки. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичности) в конечностях, ограничение силы и объема движения в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Тяжесть психических, речевых, двигательных расстройств варьируется в широких пределах. Часто наблюдается умственная отсталость различной степени тяжести.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой происходит тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. В большинстве случаев люди с двойной гемиплегией необучаемы. Тяжелый двигательный дефект рук, сниженная мотивация исключает самообслуживание и простую трудовую деятельность. Диагноз «двойная гимиплегия» является основанием направления ребенка в учереждения Министерства социальной защиты в связи с невозможностью социальной адаптации [И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата].

Гемипаретическая форма — характерна нарушением работы нижних и верхних конечностей с одной стороны тела. Правосторонний гемипарез обусловлен поражением левого полушария наблюдается чаще, чем левосторонний. Студент с данным видом заболевания обучаем.

Гиперкенестическая форма ДЦП встречается не так часто в 20 -25 % случаев. Данная форма заболевания связана с поражением подкоркового отдела головного мозга. Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов — непроизвольные насильственные движения. Гиперкинезы — возникают произвольно, усиливаются при волнении, утомлении или выполнении двигательных актов.

Атонически-астатическая форма ДЦП. Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

При обучении лиц с диагнозом ДЦП большое значение имеет индивидуальные занятия, в ходе которых выявляются недостатки предыдущего обучения и особенности развития личности, а также проходит работа над их ликвидацией.

Экономическое и социальное значение развития инклюзивного образования является компенсация последствий «демографических ям», таких как нехватка квалифицированной рабочей силы — федеральное значение, самореализация — важный фактор для саморазвития личности и развития общества как саморазвивающейся системы.

В основе профессиональной подготовки студентов с нарушением опорно-двигательной системы лежит лечебная педагогика. Это означает, что развитие инклюзивного образования лежит на стыке двух направлений образования и медицины. При изучении каждого студента с диагнозом церебральный паралич следует иметь представления в области специальной психологии, социологии, учебной педагогике, нейрологии, медицины, коррекционной работы.

Организация работы лаборатории высших учебных заведений с инклюзивным образованием

Работа лаборатории предполагает вести исследования как на уровне научно-педагогической работы, так же лечебно-профилактической и является экспериментальной площадкой для социальных программ.

Кадровое обеспечение решается за счет внутренних резервов заведения при помощи программ карьерного роста и разработки систем формирования кадрового резерва, систем обучения (наставничества).

Документальное обеспечение, будет носить специфический характер в связи с особенностями инклюзивного образования, разрабатываются внутри организации и должны обеспечить документооборот и формирование исследовательской базы данных.

Техническое обеспечение (зависит от уровня развития учреждения), должна обеспечивать доступа и сохранность результатов исследования. Основные направления работы лаборатории разработка системы результативных показателей, стратегии перспективного развития направлений организации инклюзивного образования.

Тремор — непроизвольное дрожание пальцев рук.

 

Литература:

 

  1. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, церебральный паралич, аудиторная работа, студент, нарушение слуха, данные, коррекционная работа, опорно-двигательная система, особое внимание, речевое развитие.

Ключевые слова

профессиональная подготовка, инклюзивное образование, преподаватель, церебральный паралич, инклюзивное образование.

Похожие статьи

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное обучение, физическое развитие, церебральный паралич, нарушение, коррекционная работа, воспитание.

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное обучение, физическое развитие, церебральный паралич, нарушение, коррекционная работа, воспитание. Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: адаптация, опорно-двигательная система, детский церебральный паралич, инклюзивное образование, многоуровневая система подготовки.

Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе... Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Введение тьюторства в условиях инклюзивного образования решает данные проблемы и способствует максимальной индивидуализации учебного

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Нами был изучен опыт работы по организации «включенного» обучения «Курганской специальной (коррекционной)...

Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП...

Но помимо участия специалистов, коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников.

Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Похожие статьи

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное обучение, физическое развитие, церебральный паралич, нарушение, коррекционная работа, воспитание.

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное обучение, физическое развитие, церебральный паралич, нарушение, коррекционная работа, воспитание. Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: адаптация, опорно-двигательная система, детский церебральный паралич, инклюзивное образование, многоуровневая система подготовки.

Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе... Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Введение тьюторства в условиях инклюзивного образования решает данные проблемы и способствует максимальной индивидуализации учебного

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Нами был изучен опыт работы по организации «включенного» обучения «Курганской специальной (коррекционной)...

Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП...

Но помимо участия специалистов, коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников.

Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Задать вопрос