Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р., Газимов А. Х. Инновации в формах активного обучения // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 43-45.



 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Так, инновации предполагают внедрение новаций в медицинском образовании. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

С внедрением в образовательный процесс вуза современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, тьютера, советчика, организатора. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза реализуются не только специальные, дисциплинарные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу вуза инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные — принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы занятий. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемой системы управляемого самообучения студентов. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, системе здравоохранения и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях медицинского профиля. Инновационная направленность деятельности этих заведений, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления системы подготовки мобильных кадров для здравоохранения.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания медицинского образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых подходов к обучению требуют постоянного поиска новых организационных форм учебной деятельности. В данной ситуации существенно возрастает роль активной самостоятельной работы самих студентов.

В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания образования преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов образовательной деятельности со студентами. Если раньше инновационная деятельность медицинских вузов сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе каждого педагога становится анализ и оценка вводимых инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В процессе изучения темы «Активное обучение студентов — как педагогический управляемый процесс» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм учебной деятельности в плане усвоения содержания образования. Интересна так называемая «пирамида обучаемости», составленная по результатам американских исследований:

Лекция-монолог5 %

Чтение (самостоятельное)10 %

Аудио-видеообучение20 %

Показ (демонстрация) действий, манипуляций30 %

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)50 %

Практика в процессе деятельности75 %

Обучение других (студент обучает студента)90 %

Последняя форма является коллективной, и реализуется на высоком уровне интенсивности. При таком обучении, имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов — устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

Обычно при рассмотрении тех или иных методов или форм обучения осуществляют их оценку с точки зрения познавательной активности студентов. Разработаны и разрабатываются приемы активизации познавательной деятельности в рамках традиционного обучения, которое уже веками в своей основе остается измененным, а, следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то благодаря использованию этих приемов. Педагоги считают, что при рассмотрении активного процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность и взаимодействие студентов в процессе обучения, т. е. студент в процессе обучения воздействует на окружающих его однокурсников и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной пассивности многих современных студентов. Анализ форм организации процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов