Библиографическое описание:

Шарапов А. А. Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 148-151.



 

В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной образовательной программы по дисциплине «Физическая культура», определены условия, которые повысят уровень физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: основная образовательная программа, бакалавриат, физическая культура, физическая подготовка.

Студенческий возраст один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии. Возрастающая интенсивность и напряженность в современной жизни, накладывает особый отпечаток на здоровье студентов. Многие выпускники, завершая обучение, имеют хроническую патологию, что не позволяет им полноценно реализовывать свой творческий потенциал в трудовой жизни.

Актуальность проблемы обусловлена ухудшением здоровья студентов, которые прекращают свою физическую активность в связи с занятостью по обучению. Дефицит физической активности отрицательно влияет на развитие физических качеств. 

Именно от государства, как от основного «заказчика» на здоровье студентов, исходит высокий уровень мотивации для решения оптимизации учебно-воспитательного процесса в ВУЗах на правовой основе. Поэтому решение вопросов, связанных с состоянием здоровья этой группы населения должно относиться к наиболее приоритетным проблемам в России. Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300 и Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 1202-р, охрана здоровья населения является одним из важнейших правовых направлений политики государства в период реформирования социально-экономической сферы его деятельности.

Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья молодежи, следует отметить снижение общего образовательного и культурного уровня, а также низкий уровень физической подготовки.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную[5].

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения[6].

В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность, это свидетельствует о том, что занятия физической культурой положительно сказываются на остальной учебной деятельности. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает [1].

Актуальным вопросом является также то, что потенциальным работодателям не нужен физически слабый работник, со слабым здоровьем, часто страдающий различными заболеваниями, плохо переносящий различные нагрузки, которыми так полна сегодняшняя жизнь. Работодателю нужен здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую физическую форму. Для выполнения даже самой «легкой» работы в смысле физической силы, человеку требуется потратить определенное количество энергии[3].

Тем более потенциальными работодателями для выпускников факультета безопасности жизнедеятельности являются силовые структуры, которые предъявляют определенные требования к уровню физической подготовки сотрудников.

Нельзя забывать и о том, что работник, обладающий хорошей физической формой и подготовленностью, обладает большей работоспособностью. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. По мнению Э.Б. Кайновой, увеличение работоспособности улучшает качество работы, так как, если человеку не страшны никакие нагрузки, он сделает свою работу с приложением максимальных усилий [2].

Основные образовательные программы подготовки бакалавров образования включают в себя федеральный компонент (инвариантная часть программы — дисциплины федерального компонента вех циклов ГОС), вариативная часть программы (дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору студента, а также факультативные дисциплины) [4].

Цель основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности является подготовка бакалавров образования, способных решать образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности, умеющих на практике использовать приобретенные профессиональные компетенции, решать комплексные профессиональные (педагогические) задачи, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями.

В основной образовательной программе бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании дисциплины «Физическая культура» представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Особое внимание в программе уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В основной образовательной программе бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании дисциплины «Физическая культура» изучаются следующие темы:

  • Основные понятия, физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.
  • Средства физической культуры.
  • Основные составляющие физической культуры.
  • Социальные функции физической культуры.
  • Формирование физической культуры личности.
  • Физическая культура в структуре профессионального образования.
  • Здоровый образ жизни и его составляющие.
  • Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья.
  • Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
  • Основы и этапы обучения движениям.
  • Развитие физических качеств.
  • Общая физическая подготовка, её цели и задачи.
  • Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках.
  • Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.
  • Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной физической подготовки студентов.
  • Спортивная классификация.
  • Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства.
  • Основное содержание ППФП будущего бакалавра и дипломированного специалиста. Производственная физическая культура.
  • Производственная гимнастика.
  • Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.
  • Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности.
  • Влияние индивидуальных особенностей и самостоятельных занятий физической культурой.

Практический раздел основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании дисциплины «Физическая культура» составляют:

  • Средства практического раздела (аэробика, баскетбол, офп. атлетическая гимнастика, единоборства, туризм и ориентирование, специальное отделение.
  • Обязательные виды физических упражнений: отдельные дисциплины по легкой атлетике (бег 100м, бег 500м-женщины. бег 1000 м-мужчины и т. д.), плавание.
  • Спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки.

В практическом разделе используются физические упражнения из различных видов спорта, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут применяться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Таблица аудиторных часов по семестрам и формы контроля основной образовательной программы бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности по дисциплине «Физическая культура»

Наименование дисциплины

Аудиторные часы по семестрам
и формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

Физическая культура

72 зач

72 зач

72 зач

72 зач

56 зач.

56 зач.

-

-

 

Основная образовательная программа бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности недостаточно уделяет внимание уровню физической подготовки студентов, так как невозможно повысить уровень физической подготовки за 400 академических часов физической культуры за 4 года обучения.

Для повышения уровня физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности необходимо:

  • увеличение количества аудиторных часов по дисциплине «Физическая культура;
  • мотивирование студентов к самостоятельному занятию физическими упражнениями;
  • проведение физкультурных минуток;
  • разработка и внедрение факультатива посвященного физической подготовке и функциональному состоянию человека.

 

Литература:

  1. Железняк Ю.Д. Профессионализм, образование и здоровый образ жизни / Ю.Д. Железняк.- М: Университетская книга. - 2006.
  2. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э. Б. Кайнова. - М: Форум. -2009.
  3. Полянский В. П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5.
  4. Станкевич П.В., Мониторинг процесса профессиональной подготовки бакалавра образования [Текст] / П.В. Станкевич // материалы доклада. Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. – СПб.: «Наука-Питер». 2006. – С.104-111. 
  5. Теоретико-методические занятия по предмету «Физическая культура» - учебно-методический комплекс для студентов II курса непрофильных специальностей высших учебных заведений/ Иванова М.В. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.
  6. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёв, А.А.Сафонов. - М., 1994. - 368 с.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов