Библиографическое описание:

Рзаева Г. И. Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 124-125.



Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Рзаева Гюнель Ильгаровна, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

 

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, личностные результаты образования, культура, безопасность жизнедеятельности, внеурочная работа.

Современные процессы модернизации развития общего образования сопровождаются существенными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Достижение результатов освоения основной образовательной программы с позиции деятельностного подхода становится возможным посредством четко организованной деятельности образовательного учреждения – урочной и внеурочной.

Внеурочная деятельность представляет собой новые развивающиеся формы взаимодействия ученика и педагога по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Ведущими направлениями внеурочной деятельности являются духовно-нравственные, физкультурно-спортивные и оздоровительные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные виды, обеспечивающие индивидуальные потребности развития школьников и способствующие их воспитанию [3].

Педагогические коллективы школ, разрабатывая программу внеурочной деятельности, используют разнообразные формы деятельности учащихся, такие как:

  • Школьные, научные общества;
  • Конференции;
  • Соревнования;
  • Диспуты;
  • Экскурсии и др.

В тоже время в практике школы недостаточно уделяется внимание развитию культурно-просветительской работы, которая обладает большими, потенциальными возможностями в развитии духовных сил и внутреннего, личностного потенциала школьников.

Культурно-просветительская деятельность преподавателя-организатора ОБЖ включает такие формы организации внеурочной деятельности школьников как: прослушивание лекций деятелей культуры, науки и образования; работу школьных клубов по интересам, посещение музеев, проведения лектория, организацию тематических дней по формированию безопасного образа жизни и сохранению здоровья школьников и др. [2]

Цель таких мероприятий заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры и науки, расширении общего кругозора, развитии культурных интересов и потребностей.

Условием успешности решения культурно-просветительских задач является и систематическая работа с родителями. Единые дни для родительских собраний, где обязательно проводятся встречи со специалистами в области образования и развития детей, лекции по актуальным темам воспитания и организации познавательной деятельности школьников, беседы - такие формы взаимодействия с родителями становятся обычными для образовательного учреждения. Во многих школах также проводятся лектории для родителей по следующей тематике: укрепление здоровья школьников, условия успешного обучения школьников, способы решения конфликтных ситуаций и др. [1]

Повышение значимости взаимодействия в модели «ученик-школа-родители» предполагает необходимость определенной подготовки будущих учителей к организации и проведению внеурочной деятельности школьников по вопросам безопасности жизнедеятельности.

На факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена в системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») формирование готовности к культурно-просветительской работе реализуется в рамках дисциплин вариативных, учебных модулей: «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности», «Безопасность образовательного учреждения», «Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности» [4].

Вышесказанное позволяет определить предметом наших дальнейших исследований изучение возможностей внеурочной деятельности в повышении уровня культуры школьников.

 

Литература:

  1.                Бырылова Е.А. Культурно-ориентированная деятельность студентов факультета безопасности жизнедеятельности как компонент профессионального образования // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И. Л. Набока, 2011 - 484-489 с.
  2.                Киселева Э.М., Шарапов А.А. Вопросы развития экологической культуры школьников Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей. 5 молодежный экологический конгресс «Северная Пальмира», 27-28 ноября 2013, Санкт-Петербург, - СПб НИЦЭБ РАН, 2013.- 335с., с.144-147.
  3.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4.                Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология, №3(4), 2013, с.246-250

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов