Библиографическое описание:

Анисимов А. И., Кудрин А. А., Шатровой О. В. Психолого-педагогическое обеспечение формирования духовности личности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 10-13.



Психолого-педагогическое обеспечение формирования духовности личности

Анисимов Алексей Игоревич, кандидат психологических наук, доцент;

Государственный институт психологии и социальной работы (г. Санкт-Петербург)

Кудрин Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент;

Шатровой Олег Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург)

 

Уже Платон дает характеристику признаков духовности, полагая, что ее можно выразить в идеях красоты, истины и меры. Духовность, по Платону, это непрерывное стремление личности к идеям ценностей. Понимание духовности многозначно, неоднозначно и сложно. Ряд определений, приведенный ниже подтверждают это. Так, например, духовность раскрывается как фундаментальное, основополагающее качество человека и его потенциальная сущность (В.С. Барулин и др.); как высшее проявление нравственности (А. Иванова и др.); как система личностной активности и отношения к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств и целеполагания (В.А. Бачинин и др.); как стремление личности к высшему идеалу и сфере трансцендентного (А.А. Деркач, А.Н. Щердаков и др.); как выход за пределы замкнутого феноменального мира (А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков); как ориентация на решение смысложизненных проблем (Л. П. Буева и др.); как особое душевное и интеллектуальное состояние (Г.А. Аванесова и др.); как ценностное содержание сознания ( Д.С. Лихачев и др.); как особый слой сознания (В. П. Зинченко, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Н.В. Марьясова); как личностное социально-психологическое образование и психологическое явление (З.Г. Антошкина и др.); как феномен человеческой реальности в ее субъективной проекции (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев); как способность (Д.А. Леонтьев и др.); как актуализация глубинных резервов души и тела, как воля к жизни (Д. Б. Богоявленская и др.); как потребность (П.В. Симонов и др.).

Осипов А.И., профессор Московской духовной академии, считает, что духовность - это борьба со страстями, которые обуревают человека.

Александр Мень связывал духовность с отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, другим людям. Он отмечал, что может существовать темная... демоническая, форма реализации духовности. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло (Мень Александр, 2008). Это принципиально в понимании духовности, в ее объективности. Духовность присуща каждому человеку, вопрос заключается в ее качественном состоянии в структуре личности.

В.П. Ясман рассматривает духовность как систему отношений человека, определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра (В.П. Яссман, 2004).

Будучи заданной устойчивой системой ценностей, духовность определяет специфический тип мироотношения человека.

Л.П. Буева считает, что «духовность есть интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» (Буева Л.П., 1996).

Наше исследование 100 студентов -педагогов при помощи анкетирования позволило выделить следующие виды отношений в духовности:

- духовность как добрые дела;

- духовность как служение через институты общества (служба в армии, работа в образовании, в здравоохранении, в институтах культуры, институтах власти, в церкви) высшим ценностям своего общества;

- духовность как стремление к пониманию себя, к внутреннему миру и согласию, внутренней гармонии;

-духовность как стремление к пониманию других;

-духовность как осознание и переживание своей принадлежности к некоторой общности, растворение в ней, стирание границ своего Я через эту принадлежность

-духовность как следование определенным правилам, ценностям, культуре, традициям.

Не смотря на множество подходов, духовность в большинстве случаев связывается с ценностями, нравственностью и моралью, личностными смыслами.

Духовность в личностном плане проявляется как состояние, как процесс, и как свойство личности. Духовность как состояние проявляется в переживании высших чувств. Как процесс духовность связана с поиском смысла, в результате чего и открывается некий смысл для субъекта. Как свойство духовность проявляется устремленностью к высшим ценностям общепринятым человечеством, таким как Истина, Добро и Красота. В каждой отдельной части человечества, в отдельных цивилизациях эти высшие ценности наполнены специфическим культурным содержанием. И, следовательно, духовность в каждом случае имеет качественные различия.

В формировании духовности личности связующим ее компоненты является процесс личностного переживания жизненной значимости высшей в данном сообществе ценности.

Духовность как качество личности выполняет системообразующую функцию, которая проявляется в определенной интегрированности личности по отношению к миру в целом.

Духовность направлена на высшие, общечеловеческие ценности и рассматривать ее нужно в ценностном измерении.

Процесс формирования духовности в онотогенезе связан с развитием личности человека. Духовность определяет сформированность определенных личностных структур. На когнитивном уровне развитие духовности личности связано с образованием смысловой системы.

Б. С. Братусь, отмечая координаты пространства личности как бытие (система сменяющих друг друга деятельностей), культура (система значений) и смысл («значение значений»), определяет тем самым координаты духовного поля человека. (3) В духовном развитии ключевым является переживание различия между высшими и низменными чувствами. Эти переживания человека имеют личностный смысл, направлены на нахождение смысла и составляют содержания состояний, которые принято называть духовными. Открытый, познанный и осознанный смысл высшей ценности в процессе пребывания в духовном состоянии становится для человека личностным смыслом этой ценности.

Формирование ценностей в индивидуальном сознании имеет большое значение в развитии духовности личности. Сформированная система личностных ценностей составляет ядро личности, так как определяет основной сознательный способ отношений к миру, к людям, к явлениям действительности. Благодаря личностным ценностям у человека вырабатывается сознательная и потому устойчивая позиция в мировоззрении, в убеждениях, в поведении, определяющая его духовность.

Б. Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер [1].

Процесс формирования духовности включает формирование как новых личностных ценностей, так и - на их основе - новых качеств личности.

Духовные состояния выражаются в субъективном плане через личностные переживания, которые направлены на открытие смысла своего существования.

Такими личностными переживаниями являются те, в которых проявляются высшие чувства - нравственные, религиозные, познавательные, эстетические. Среди этих чувств переживание совести, чувство любви, чувство благодарности, чувство солидарности и сопричастности, чувство веры и доверия, чувство красоты и возвышенности, чувство ответственности и долга, чувство принадлежности и преемственности.

Понимание смысла своего существования находясь в духовном состоянии переживания высших чувств возможно через механизмы рефлексии и трансценденции.

Исходя из способности к рефлексии человек выходит за пределы наличной ситуации и занимает позицию «вне ее». В такой позиции человек осмысливает ситуацию и свое отношение к ней, будучи свободным. Активность приобретает надситуативный, перспективно-творческий характер. Такую активность можно считать духовной.

Трансценденция - означает «переступать, выходить за пределы, превосходить, путь наверх». А.Маслоу говорит, что развитие трансцендирующей способности позволяет самоактуализирующимся людям осознать и почувствовать свое единство с миром [8].

Рефлексия и трансценденция, таким образом, два взаимосвязанных свойства психики человека, которые обращены: одна - во внутренний, другая - во внешний мир. Рефлексия позволяет человеку отделить себя от других, испытать на себе и пережить влияния окружающей ситуации, трансценденция, соединяет, ассимилирует себя с другим, с природой, с миром в целом. В духовном развитии личности эти два свойства психики соединены. Рефлексия и трансценденция являются психологическими механизмами, которые направлены на интеграцию субъективных представлений и через которые осуществляется духовная деятельность.

Духовность субъекта, представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. Духовность можно определить как свойство человека, которое проявляется в устремленности к высшим ценностям через переживание высших чувств, в результате чего субъектом познается определенный смысл, отражающий содержание этих ценностей. Духовность можно считать системообразующим качеством личности, которое регулируется отношениями ценностей, морали и нравственности и как интегральная характеристика человека регулирует его отношения.

Исследование самой духовности с позиций системно-деятельностного подхода предполагает выделение в ней системообразующего фактора, который определяет направление и характер изменения духовности как процесса, как деятельности. В структуре психической деятельности человека задача характеризуется специфической целью. В ходе достижения этой цели формируется определенный функциональный орган (по А.А. Ухтомскому) или функциональная система (по А.Н. Леонтьеву), соответствующая конкретным условиям, в которых осуществляется решение задачи, и индивидуальным особенностям действующего субъекта.

В контексте представлений А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и А.Н. Леонтьева об активной природе механизмов регуляции деятельности человека, задача порождает временную структуру, объединяющую разнообразные ресурсы человека. Создание такой структуры, соответствующей специфике задачи и индивидуальным особенностям субъекта, обеспечивает целесообразность, продуктивность и адаптивный характер деятельности. При решении задачи становления духовности возникает специфический функциональный орган как средство ее решения. Соотношение уровней активации и усилия определяет степень привлечения когнитивных ресурсов, обеспечивающих решение задачи формирования и функционирования духовности. Сформировавшись из различных процессов, состояний и свойств в единую систему, духовность «далее функционирует как единый орган» (Леонтъев А.Н.). Сформировавшись, он проявляет стабильность при изменении условий ее решения.

При решении задачи поддержания духовности происходят модификации функционального органа в виде изменений уровня или качества овладения человеком средствами привлечения определенных когнитивных, эмоциональных и волевых ресурсов, включенных в структуру духовности, обсужденных выше. В процессе развития духовности происходит формирование у человека специальных культурных средств для ее поддержания, своего рода «психологических орудий», как говорил Л.С. Выготский. (4) Таким культурным средством является духовное производство, которое определяет активный, творческий характер духовности.

Духовное производство, создающее идеи, знания, ценности, является составной частью общественного производства, зависит от материального производства, определяясь его базисными отношениями. Духовное производство представляет духовную деятельность в системе исторически сложившихся отношений. Выделяют две формы духовного производства: функциональную и универсально-преемственную. В первой человек является субъектом конкретной творческой деятельности, определенной заданными предпосылками. Во второй человек включается в обобщенное духовное производство данной исторической формации, выраженной в общественных отношениях.

В процессе воспитания человека вводят в систему еще не освоенных общественных отношений. Основная психологическая цель воспитания – выработка у воспитуемого новых форм его поведения в этих отношениях.

В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека.

По мнению А.Г. Асмолова, психологическим объектом воспитания являются возникающие в течение жизни личности в обществе личностные смыслы, ценностные ориентации и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют ценности, порождаемые и удерживаемые в общественном сознании [2].

В духовном воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать те ценности, которые наиболее эффективно влияют на содержание и характер реализуемых человеком отношений. Это позволяет формировать духовную индивидуальность. Основной акцент воспитательной деятельности заключается в воздействии на смысловые структуры личности. Изменение личностных смыслов и смысловых установок человека всегда связано с изменением его деятельности.

Практика воспитательной работы должна строиться на реализации этого условия. В этой связи А.Г. Асмолов сформулировал ряд методических принципов построения системы воспитательной работы:

– учет ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса;

– включение личности в значимую деятельность;

– демонстрация последствий поступка личности для референтной группы.

Для реализации этих принципов необходимо создать определенную воспитательную среду – систему отношений и деятельности.

Воспитательная среда формируется в социальной. Управление социальной средой позволяет контролировать воспитательный процесс, обеспечивая ему внешние условия.

Формирование моральных ценностей и норм рассматривается в тесном единстве с процессами становления духовности в сознании и поведении в процессе воспитания. В.П. Зинченко выделял в сознании духовный слой, который, по его мнению , в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, опосредовать бытийный и рефлексивный слои [5].

В.А. Сухомлинский, рассматривая педагогические аспекты возникновения духовности в жизни человека отмечал, что формирование личности тесно связано с воспитанием гражданственности, нравственности, ответственности, ответственности перед совестью. Он разработал комплекс приемов и мероприятий; основные из которых: беседы о гражданственности, раскрытие перед детьми элементов нравственной культуры, общечеловеческих норм морали, программа воспитания привычки к труду. Согласно В.А. Сухомлинскому, с раннего возраста следует формировать стремление к сопереживанию, далее потребность в самоуважении, способность делать добро, далее преданность высоким идеалам, чуткость совести и благородство. Результатом всей воспитательной работы должно стать развитие утонченного духовного мира личности.

Духовное начало, считает М. Селигман, включает самопознание, чувство авторства своей жизни, саморегулирование и социальную осведомленность [10].

М. Селигман рассматривает духовное воспитание как поддержку и поощрение воспитуемого в его поисках высшей истины, в стремлении к самопознанию, достойному поведению и цели в жизни, существованию в соответствии с моральным кодексом, основанным на принадлежности и служению чему-то, что, как уверен воспитанник, больше, чем он сам.

Предлагаемая методика формирования духовности опирается на принципы позитивной психологии, развиваемой М. Селигманом. Она предлагает несколько этапов, или уровней предполагающих формирование духовных отношений. На первом этапе предлагается определение своих сильных сторон и определение своих ценностей.

На втором этапе, так называемом этапе моральных развилок, обсуждаются ситуации и сюжеты, в которых тот или иной исход приводит к духовному росту или упадку.

Третий этап посвящен установлению связей с ценностями и убеждениями других культур.

В рамках первого этапа участникам предлагается написать похвалу значимого для него человека, уровень духовности которого он высоко ценит, осветив идеалы и цели, ради которых он жил или живет, затем определить свои ценности. Затем предлагается определить свои сильные стороны. Далее предлагается определить ценности и идеалы значимые для участников. Затем участников просят на бумаге в одном ряду кругами обозначить свои ценности, ниже в ряду кругами свои сильные стороны, в нижнем ряду общие ценности. Эти обозначенные круги предлагается соединить, исходя из силы связи и проанализировать получившиеся связи. Затем обсудить их в общем кругу. Напомним, что занятия проводятся в традиционном расположении участников в круге.

На втором этапе, это может быть уже следующая встреча участников, предлагается проанализировать свой жизненный путь, так как его предлагает сделать Б. Колодзин. На листке участник от определенной точки рисует две условные дорожки. На каждой из них отмечается пункты, которые напоминают, соответственно, о достойных делах участника на одной линии и на другой те, которые вызывают угрызения совести. Этот процесс осуществляется индивидуально. Совместно обсуждается только чувства, которые при этом возникали. В заключении ведущий отмечает необходимость такого от реагирования с тем, что бы нежелательные переживания были сознательно переработаны в актуальном времени без отвержения, а как помощь в формировании позитивного опыта, основой которого являются достойные поступки. Для дальнейших встреч используется методы литературного пересказа и кинотренинга. Руководитель предлагает участникам найти и подготовить к пересказу на очередной встрече рассказ или отрывок из произведения, в котором показаны духовные поступки героев, духовные переживания, нравственный выбор. На встречах участники пересказывают подготовленное и обсуждают услышанное. Руководитель так хе подбирает такие произведения и на встречах может их читать с последующим обсуждением. Это более оптимально вначале пока участники втягиваются в процесс. Наряду с литературными чтениями и пересказом на встречах следует совместно просматривать художественные фильмы с тематикой духовных дилемм, нравственных переживаний. Литературные чтения и кинообсуждения являются основой для следующего уровня, на котором происходит рефлексивное установление связей с ценностями и убеждениями других культур.

Наиболее эффективно предложенная методика может проводиться в условиях среднего образовательного учреждения. Заметим, что методику можно проводить один раз в неделю в интерактивном режиме. Ее можно назвать часом нравственности и духовных начал.

 

Литература:

  1.                Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
  2.                Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3.                Братусь Б. С. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 2002.
  4.                Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. .
  5.                Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  6.                Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.1.
  7.                Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  8.                Маслоу А. По направлению к психологии Бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  9.                Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  10.            Селигман М. Путь к процветанию. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов