Библиографическое описание:

Алексеев С. В. Средовый подход в методике обучения ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 8-9.



Средовый подход в методике обучения ОБЖ

Алексеев Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

 

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Ключевые слова: среда, средовый подход, средовая компетенция педагога, надпрофессиональные навыки.

 

Ключевым понятием средового подхода является понятие «среды», которое в науке трансформировалось с чисто биологического, естественнонаучного до социального и образовательного (педагогического). Я. Юкскюль считается одним из основоположников классической этологии. Особую известность получила его концепция о существовании у каждого вида животных специфического, характерного только для него, перцептивного мира «окружения». Из огромного разнообразия стимулов, действующих на животное, лишь небольшое их число вызывает ответную реакцию. Концепция «окружающей среды» Я.Юкскюля положила начало экспериментальным исследованиям взаимоотношений животных со средой их обитания.

Основные требования к образовательным результатам при изучении предмета ОБЖ в контексте ФГОС нового поколения, структура примерной учебной программы курса ОБЖ разработаны на основе средового подхода (природная, техногенная и социальная среды) с широким внедрением модульного принципа (по различным проблемам внутри обозначенных сред). Кроме указанных сред ученые называют городскую, культурную, криминогенную, образовательную и иные среды. Для педагогов образовательная среда, ее безопасный и здоровьесозидающий характер имеет особый интерес. Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий:

- «общение с образованными людьми»;

- «изобилие книг»;

- «удобное место»;

- «свободное время»;

- «душевный покой».

Особый вид компетенции, необходимый современному педагогу, особенно педагогу-организатору ОБЖ, это средовая компетенция. Средовая компетенция рассматривается нами как профессиональные умения педагога (и всего педагогического коллектива!) создать безопасную, здоровьесозидающую, комфортную образовательную среду в школе; это умение методически использовать значимый образовательный (просветительский, воспитательный) потенциал окружающей среды региона (городской, культурной, социальной, природной, образовательной и др.). Пространство (среда) учебного кабинета, образовательная среда школы, пришкольная территория и др. – неполный перечень приложения средовой компетенции педагога.

Представляют особый интерес исследования пространства (среды) школы, класса, пришкольной территории, проведенные зарубежными (С.Гриффитс, Р.Зоммер, А.Швебел, Д.Черлин, Ф.Беккер, Д.Мак-Персон, Р.Гиффорд, К.Вайнштайн и др.) и российскими учеными ( Л.В.Смолова, Г.А.Ковалева, Ю.Г.Панюкова, А.И.Савенков, Е.А.Соловьева и др.) [2].

В качестве ключевых блоков – составляющих средовой компетентности – нами обозначаются следующие:

1. Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

2. Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

3. Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

4. Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

5. Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

В процессе мини- исследования 2015г. получены следующие результаты самооценки педагогами параметров средовой компетентности:

 

Составляющие средовой компетентности

Баллы (по 10-балльной системе)

1.

Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

 

7,8

2.

Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

8,0

3.

Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

7,5

4.

Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

7,4

5.

Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

7,9

Можно констатировать высокий уровень самооценки аналитической функции средовой компетенции (8,0) и недостаточно высокий- информационной функции (7,4). Экспертная оценка подтверждает полученную закономерность, однако уровень экспертной оценки ниже самооценки (7,4 и 6,0 соответственно).

Принимая за основу идею опережения, прогностическую функцию педагогического образования целесообразно проектировать по результатам форсайт-исследований будущего профессионального ландшафта в образовании.

Атлас новых профессий (2015г.) определяет позицию международных и отечественных экспертов на необходимость формирования следующих надпрофессиональных навыков, таких как:

  1.                Мультиязычность и мультикультурность. Свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  2.                Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.
  3.                Клиентоориентированность. Умение работы с запросами потребителя
  4.                Умение управлять проектами и процессами
  5.                Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. Умение быстро принимать решения, реагировать на изменения условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  6.                Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического курса.
  7.                Программирование ИТ-решений. Управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом
  8.                Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми
  9.                Системное мышление. Умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе, системная инженерия.
  10.            Бережливое производство. Управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
  11.            Экологическое мышление[1].

В Атласе новых профессий в блоке «Безопасность» приведены следующие новые профессии, ориентация на которые может быть основой профориентационной работы: аудитор комплексной безопасности в промышленности, дистанционный координатор безопасности; дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности; специалист по преодолению системных экологических катастроф; проектировщик личной безопасности; менеджер непрерывности бизнеса [1]. Жаль, что в блоке «Безопасность» разработчиками не учитываются две важные надпрофессиональные компетенции: «Мультиязычность и мультикультурность» и «Бережливое производство». В контексте становления образования для устойчивого развития, в котором идеология безопасности может быть системообразующей, указанные навыки будут несомненно необходимы и востребованы.

 

Литература:

  1.                Атлас новых профессий, вторая редакция, Москва, 2015.
  2.                Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология), СПб.: СПбГИПСР, 2010

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов