Библиографическое описание:

Киселев С. А. Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 84-87.



Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Киселев Сергей Александрович, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

 

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни и культуры безопасности школьников.

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

 

Многочисленные факты чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях — пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма — обусловливают самое пристальное внимание к вопросам организации безопасности образовательного учреждения.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Под безопасностью образовательного учреждения следует понимать — состояние защищенности жизни и здоровья обучаемых и работников, а также материальных средств и окружающей среды от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве.

В учреждениях образования действуют различные факторы, которые могут привести к снижению уровня безопасности и возникновению чрезвычайных ситуаций. Чаще всего учащиеся и сотрудники сталкиваются сосмешанными происшествиями:социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными.Наибольшую угрозу представляют пожары и социально-криминальные чрезвычайные ситуации. Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.

Изучение проблем организация безопасности ОУ показало необходимость комплексного и централизованного подхода — необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности [4].

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений остается актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической безопасности ОУ и меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности [1,2,4]. Данные требования нашли отражение в Комплексном плане безопасности образовательного учреждения, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка и обеспечению безопасности, а также по обучению учащихся и сотрудников.

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» [5].

Существенные изменения в структуре и содержании подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Главной целью современного образования и одной из первых задач школы, общества и государства — становится воспитание умного, ответственного, компетентного, инициативного гражданина России.

Реализация требований нового образовательного стандарта направлена на повышение общей культуры обучаемого, на его развитие как личности и гражданина. Обозначенные в стандарте требования к результатам обучения — личностные, метапредметные и предметные (по ОБЖ) позволят сформировать культуру безопасности каждого школьника, что, несомненно, повысит уровень безопасности в образовательном учреждении [6].

Очевидно, что безопасность учащихся в разных средах жизни, в том числе и в образовательной среде, формирование безопасного образа жизни и культуры безопасности являются важными задачами учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [3,5].

Анализ учебных программ по ОБЖ показал, что вопросам безопасности в учебном заведении не уделено должного внимания. Вместе с тем, нам представляется эффективным использование потенциальных возможностей курса ОБЖ, включив вопросы формирования безопасного образа жизни и безопасности образовательного учреждения в содержание соответствующих тем. (Таблица).

Изучение вопросов безопасности образовательного учреждения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5–9 класс)

Тема

Тема урока

Образовательные задачи

5 класс

Обеспечение

личной безопасности в повседневной жизни.

1.Опасные факторы и

причины пожара

2.Огнестойкость зданий

и сооружений

3.Правила поведения во время пожара

4.Электричество.

Поражение электрическим током.

5.Криминогенные

ситуации.

6.Изменение среды

обитания в городе

Дать представление об

опасных ситуациях в

образовательном

учреждении.

Создать алгоритм

профилактики опасных

ситуаций и правила

безопасного поведения в

школе в условиях ЧС

 

Оказание первой

медицинской помощи

Различные виды ранений и

их причины.

Дать представление о

возможных ранениях в

школе и их причинах.

6 класс

Оказание первой

медицинской помощи

Виды повреждений

организма. Закрытые

травмы.

Дать представление о

возможных ранениях в

школе и их причинах.

7 класс

  1.                Основы

безопасного

поведения в ЧС

природного

характера

 

1.Правила поведения при

угрозе и во время

ураганов.

2.Правила поведения при

угрозе и во время

наводнений.

 

Дать представление об

опасностях и правилах

безопасности в

образовательном

учреждении при ЧС

природного характера.

 

  1.                Обеспечение

личной

безопасности в

повседневной

жизни

 

Режим труда и отдыха

подростка.

Дать представление о

безопасном поведении во

время труда и

отдыха.

8 класс

Основы

безопасного

поведения в ЧС

техногенного

характера

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины взрывов и

пожаров.

Их последствия.

2. Поражение людей при

взрывах и пожарах.

3.Правила безопасного

поведения при взрывах и

пожарах.

4.Правила безопасного

поведения при авариях с

выбросом АХОВ.

5.Нарушение

экологического

равновесия.

Выяснить причины взрывов и

пожаров в здании. Составить правила безопасного поведения для их предотвращения и во время ЧС.

Познакомить с правилами

безопасного поведения при

авариях с выбросом АХОВ.

Дать представление о

нарушении экологического

равновесия и его

последствиях.

9                    класс

1.Основы безопасного

поведения в ЧС

социального характера

 

Меры предосторожности при угрозе совершения

террористического акта.

Поведение при похищении и захвате заложников.

 

 

Дать представление о мерах предосторожности при угрозе совершения

террористического акта.

Познакомить с правилами

поведения при похищении и захвате заложников.

2.Оказание первой

медицинской помощи

Причины травматизма в

старшем школьном возрасте

и пути их предотвращения.

Безопасное поведение в

школе.

Оказание первой помощи

при травмах головы,

позвоночника и спины.

Выяснить причины

травматизма в школе и его

профилактику. Составить

правила безопасного

поведения в школе.

Познакомить с правилами

оказания первой помощи при травмах позвоночника,

головы и спины.

Таким образом, подготовка учащихся к безопасности в образовательном учреждении может успешно осуществляться на уроках ОБЖ при изучении ряда тем. Вместе с тем, на наш взгляд, значительная роль в формирования безопасного образа жизни учащихся принадлежит внеурочной деятельности по сохранению здоровья и безопасности в основной школе. Изучение практики современной школы по внеурочной деятельности в области безопасности и сохранения здоровья школьников, поиск новых форм и методик работы в этом направлении представляет интерес для дальнейшего исследования.

 

Литература:

  1.                Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127 с.
  2.                Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова — М.: Экон-Информ, 2009.
  3.                Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер / Народное образование. 2014. № 3. С. 186–192.
  4.                Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Теория и практика. (Методика)Пилипенко В. Ф., Ерков Н. В., Парфенов А. А., серия: «Методика», 2006 г., Изд.: Айрис — пресс.
  5.                Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие для. Студ. Высш. Учеб. Заведений/Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др.; под. ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 288с.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов