Автор: Аверьянова Галина Анатольевна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Аверьянова Г. А. Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 41-43.



 

The article investigates the problem of training future teachers for the development of creative activity of students in the conditions of implementation of the GEF. Describes the experimental data the value of creativity and creative abilities of students.

Keywords: creation, creative activity, the development of students, system-activity approach.

 

В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. Таким образом, педагогические исследования, посвящённые изучению проблеме психолого-педагогической подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся в, представляются на сегодня особенно актуальными [3 с. 231].

Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова [1,3].

Однако, на современном этапе, уделяется не достаточно внимания психолого-педагогической подготовке педагогов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали и отечественные, и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, A. Маслоу, И. Я. Лернер, В. Д. Путилин, В. А. Сластенин). Они указывали на то, что эта проблема может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса [1,2].

Исходя из современных общественных требований главная задача профессионального психолого-педагогического образования — научить будущих педагогов решать различного рода творческие нестандартные педагогические задачи. Процесс профессионального становления и формирования педагога, по возможности должен, моделировать заданную структуру инновационной творческой деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие условия развития творческой активности обучающихся. К ним относятся личностные характеристики, как педагогов, так и школьников, (мобильность, креативность, творческое мышление и т.д); совместная плодотворная деятельность всех сторон образовательного процесса. Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и методов, таковыми на наш взгляд являются: системно-деятельностный подход в обучении; мозговой штурм, а также различные методики по работе с текстами, в том числе и кейсы.

В тоже время необходима преемственность на всех этапах многоуровневого педагогического образования, а именно ориентация высшей ступени на обобщенную модель подготовки учителя к развитию творческой деятельности; психолого-педагогическая диагностика готовности преподавателей к инновациям; формирование творческой активности и целостно-мотивационного отношения к нововведениям; наличие взаимосвязи в специальной, общепедагогической, методологической, методической и психологической подготовки учителя; возможность осуществления межциклических и междисциплинарных взаимодействий, а также интеграция психолого-педагогических знаний в систему обобщённых проблем инноватики; формирование инновационной культуры, восприимчивости и чувствительности к новому; обеспечение систематизации основных функций психолого-педагогической практики в их единении с научно-исследовательской подготовкой; изучение и критериальное оценивание динамики освоения инновационной творческой деятельности учителя; умение реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Выявленные психолого-педагогические условия образовательного процесса составляют содержательную основу обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения готовности будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся.

Задачи исследования:

  1.                Проанализировать теоретические позиции исследователей в области педагогики и психологии по проблеме творчества и подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся.
  2.                Выявить творческие способности испытуемых, посредством изучения их продуктивности и мобильности.
  3.                Выявить креативные способности будущих педагогов.

В экспериментальном исследовании для определения значимости творческих и креативных способностей приняли участие 22 студента второго года обучения, так же были опрошены 16 студентов четвёртого — выпускного курса.

Основным методом сбора фактических данных выступил метод тестирования.

В ходе эксперимента нами были использованы методики для определения творческих и креативных способностей, а именно тесты Торренса — адаптированный вариант. Рассмотрим ниже описание методик.

Методики для выявления творческих и креативных способностей.

Методика 1. «Предложения» (определение мобильности).

Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения: 3 минуты.

Обработка результатов: Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем мобильности.

Методика 2. «Две линии» (определение продуктивности).

Инструкция. Составьте как можно больше фигур, используя две линии.

Линии: Ù и ―

Время выполнения: 3 минуты.

Обработка результатов: Подсчитывается количество фигур, которые будут показателем продуктивности.

Методика для определения креативных способностей

Методика 3. «Использование бутылки» (выявление креативности).

Инструкция. Составьте как можно больше вариантов применения для пустой пластиковой бутылки. Запишите все возможные варианты на листе бумаги.

Время выполнения: 3 минуты.

Обработка результатов: Подсчитывается количество вариантов, которые будут показателем креативности.

Пояснение: Учитываются любые варианты ответа.

Предложенные методики тестирования взаимосвязаны. Выполненные задания рассматривались с позиции выявления творческих и креативных способностей студентов.

Остановимся подробнее на результатах тестирования будущих педагогов.

Проведенные исследования показали, что на втором году обучения студенты имеют следующие показатели.

Мобильность: минимальное количество записанных предложений равно 4 (показал один человек, что составило 4 %), максимальное 10 (показало 2 человека, что составило 9 %); 5 предложений — 1 человек (4 %); 6 предложений — 2 человека (9 %); 7 предложений — 4 человека (18 %); 8 предложений — 9 человек (42 %); 9 предложений — 3 человека (14 %). Среднее значение составило — 7,63 (34 %).

Продуктивность: минимальное количество записанных фигур равно 5 (показало три человека, что составило 14 %), максимальное 16 (показало 2 человека, что составило 9 %); 7 фигур — 5 человек (23 %); 8 фигур — 3 человека (14 %); 9 фигур — 2 человека (9 %); 10 фигур — 4 человек (18 %); 11 фигур — 1 человек (4 %); 12 фигур — 1 человек (4 %); 13 фигур — 1 человек (4 %). Среднее значение составило — 8,63 (39 %).

Креативность: минимальное количество записанных вариантов равно 3 (показало три человека, что составило 14 %), максимальное 9 (показал 1 человека, что составило 4 %); 4 варианта — 3 человека (14 %); 5 вариантов — 2 человека (9 %); 6 вариантов — 4 человека (18 %); 7 вариантов — 4 человек (18 %); 8 вариантов — 5 человек (23 %). Среднее значение составило — 7,63 (43 %).

Мобильность студентов четвёртого курса соответствует показателям: минимальное количество записанных предложений равно 2 (показало два человека, что составило 12,5 %), максимальное 11 (показал один человек, что составило 6,5 %); 3 предложения — 3 человека (19 %); 4 предложения — 4 человека (25 %); 5 предложений — 5 человек (30,5 %); 9 предложений — 1 человек (6,5 %). Среднее значение составило — 10,4 (63 %).

По определению продуктивности получены следующие данные: минимальное количество записанных фигур равно 5 (показал один человек, что составило 6,5 %), максимальное 27 (показало 2 человека, что составило 12,5 %); 6 фигур — 1 человек (6,5 %); 7 фигур — 1 человек (6,5 %); 10 фигур — 2 человека (12,5 %); 12 фигур — 4 человека (25 %); 17 фигур — 1 человек (6,5 %); 21 фигура — 1 человек (6,5 %); 22 фигуры — 2 человека (12,5 %). Среднее значение составило — 11 (67 %).

Результаты по исследованию креативности студентов четвёртого курса, показали что: минимальное количество записанных вариантов равно 4 (показал один человек, что составило 6,5 %), максимальное 15 (показал 1 человека, что составило 6,5 %); 4 варианта — 1 человек (6,5 %); 5 вариантов — 2 человека (9 %); 6 вариантов — 1 человек (6,5 %); 7 вариантов — 2 человека (12,5 %); 8 вариантов — 2 человека (12,5 %); 9 вариантов — 2 человека (12,5 %); 10 вариантов — 2 человека (12,5 %); 11 вариантов — 1 человек (6,5 %); 12 вариантов — 1 человек (6,5 %). Среднее значение составило — 7,2 (45 %).

Проведенные исследования указывают на то, что творческие и креативные способности студентов второго и четвёртого курса отличаются незначительно. В тоже время средние показатели продуктивности студентов четвёртого курса значительно лучше.

Смена парадигмы образования предполагает «субъект-субъектное» взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и при развитии творческой активности обучающихся. Данное взаимодействие подразумевает личное развитие и саморазвитие не только обучающихся, но и педагогов.

В настоящее время такое развитие возможно при использовании современных средств, форм и методов обучения, поэтому важно знать не только теоретические исследования по вопросу творчества, но и использовать в своей педагогической деятельности всевозможные новационные и инновационные практические наработки.

Для того, чтобы, «субъект-субъектное» взаимодействие с обучающимися стало более продуктивным необходимо сломать стереотип мышления у будущих педагогов, который нацелен в основном на репродуктивное, а не на проблемно-поисковое, исследовательское или творческое изложение материала.

 

Литература:

 

  1.                Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1/Г. К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816 с.
  2.                Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  3.                Щелина Т. Т. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся [Текст] / Т. Т. Щелина, Г. А. Аверьянова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — с. 231–233.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов