Библиографическое описание:

Попова Р. И. Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 122-124.



 

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: общие и специфические тенденции, методическая подготовка магистров, педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности.

Трансформационные процессы, происходящие в современном образовании, затрагивают структурные и содержательные компоненты существующей системы высшего профессионального педагогического образования. Переход на уровневое образование в высшей школе ознаменовался изменением парадигмы высшего педагогического образования с информационно-знаниевой на поисково-деятельностную [1-3].

Исследование процессов развития и становление системы уровневого высшего педагогического образования в России требует детального рассмотрения общих тенденций, влияющих на формирование образовательных программ разного уровня, которые формируются на основе предметно-профильного знания в рамках педагогических направлений. Благодаря исследованиям М.Н. Берулавы, Г.А. Бордовского, М.С.Пак, В.П. Соломина, В.Д. Шадрикова, к числу общих тенденций, которые определяют в целом уровневую систему педагогического образования в России, относят: глобализацию, интернационализацию, демократизацию, гуманизацию, технологизацию, стандартизацию, фундаментализацию. Рассмотрим более подробно общие тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на уровне магистратуры.

Тенденция глобализации образования понимается как широкая совокупность процессов и структур, представляющая собой процесс взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимосвязи самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Данная тенденция отражает международные перспективы развития профессиональных образовательных программ, позволяющих осуществлять подготовку обучающихся к адаптации в условиях усложнения экономических, социальных, экологических факторов. Важным аспектом глобализации подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является универсальность и многофункциональность методической подготовки в независимости от специализации магистерской программы («Экологическая безопасность», «Образование в области безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде» и др.).

Тенденция интернационализации определяется, как направление, происходящее на национальном, секторальном и институциональном уровнях, при котором цели, функции и организация учебно-воспитательного процесса приобретают международное измерение. Тенденция интернационализации способствует реализации национальных интересов участников образовательного процесса, развитию академической мобильности студентов и преподавателей, созданию региональных и международных вузовских сетей. Интернационализация в подготовке магистров образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется при организации сетевого взаимодействия, совместной проектно-грантовой деятельности вузов-партнеров.

Тенденция демократизации образования характеризуется расширением сотрудничества вузов с работодателями, академической мобильностью студентов на различных уровнях. Демократизация предполагает такие отношения, которые способствуют повышению мотивации обучения на основе взаимопонимания участников образовательного процесса и взаимной требовательности при постановке, решении, корректировании и анализе результатов учебных задач. Важным аспектом демократизации подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является формирование ответственности к профессиональной деятельности.

Тенденция гуманизации образования выражается в ориентации на развитие и саморазвитие личности студентов, в возможности удовлетворения способностей, склонностей и возможностей обучаемых. Данная тенденция проявляется в расширении пространства самоиндентификации студентов. При проектировании системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности считаем, что тенденция гуманизации является основополагающей при создании условий, направленных на раскрытие и развитие способностей магистранта, его позитивную профессиональную самореализацию, определение целей, содержания системы методической подготовки магистров, организации и средств ее реализации в процессе обучения в магистратуре. В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством развития индивидуальных способностей, ценностных ориентаций личности магистра, как субъекта образовательного процесса. Гуманизация подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется при усилении гуманитарной направленности содержания дисциплин; проектировании творческих заданий для развития способностей и реализации возможностей студентов в процессе теоретического обучения практической деятельности.

Тенденция технологизации выражается во взаимосвязи общей и частных технологий обучения, то есть технология отбора содержания, технология формирования систем средств обучения, информационная технология обучения преподавателей и др. Таким образом, технологизация обучения определяется использованием различных способов для достижения образовательных целей в учебно-воспитательном процессе на основе активизации познавательной деятельности студентов. Благодаря исследованиям С.В. Абрамовой, В.П. Соломина, П.В. Станкевича и других ученых, технологизация образования признана важной тенденцией, которая определяет развитие системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее вооружение студентов наиболее эффективным технологиями осуществления образования в области безопасности жизнедеятельности. Согласно тенденции технологизации развитие системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется за счет:

- концептуальности, включение определенной научной концепции, для достижения образовательных целей на основе фундаментальных знаний психолого-педагогических и предметно-профильных;

- системности, конструирование и реализация образовательного процесса во взаимосвязи с теоретической и практической частями подготовки магистров на основе методической составляющей как системообразующего знания в профессиональной области;

- эффективности, разработка учебно-методического комплекса, гарантирующего подготовку квалифицированных педагогических кадров.

Тенденция технологизации является значимой для повышения эффективности и достижение качества подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности и напрямую зависит от применения таких технологий, как: проектные, интерактивные, информационные и другие.

Требования общества к образованию магистров обусловливают рассмотрение не только общих тенденций, но и специфических, которые определяют особенности специализированной подготовки в предметно-профильных знаниях в области безопасности жизнедеятельности. Рассматривая специфические тенденции профессиональной подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, необходимо учитывать такие особенности, как: интеграция, интенсификация и этапность.

Интеграция методической подготовки в процессе обучения магистров образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлена междисциплинарностью методического знания, которое выступает как интегрирующая основа всего учебного комплекса (общенаучного, общепрофессионального и профессионального) содержания реализующаяся в следующем:

- целостности содержания системы образования в области безопасности жизнедеятельности на уровне магистратуры;

- взаимосвязи дисциплин методической направленности с предметно-профильными дисциплинами общенаучного и профессионального учебных модулей в системе «бакалавр - магистр»;

- взаимообусловленности теоретической и практической подготовки на уровне магистратуры в области методического знания;

- интегрированности различных видов методической деятельности магистров в процессе подготовки.

Интенсификация методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется:

- в применении активных методов обучения (кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, моделирование ситуаций, выполнение проектных заданий), приводящих студента к учебно-исследовательской деятельности;

- во внедрении технических средств и дистанционных форм обучения студентов;

- в развитие навыков и умений самообразования, обеспечивающих формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности.

Этапность методической подготовки магистров образования определяется дифференцированным выбором форм, средств и методов обучения для профессионального образования, где важнейшим средством выступает рефлексия, обеспечивающая обратную связь и концептуальную зависимость методической деятельности будущих педагогов в области безопасности на разных уровнях образования общего и профессионального.

Представленные основные и специфические тенденции развития методической подготовки магистров образования являются методологическими основаниями для построения программ специализированного образования в предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности».

 

Литература:

  1.                      Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография / С. В. Абрамова – Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 200 с.
  2. Соломин В.П., Станкевич П.В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности //Молодой ученый. 2014. №18-1 С.4-6.
  3. Соломин В.П., Станкевич П.В Методологические основы развития системы уровневого высшего педагогического образования /Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения: материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. СПб: РГПУ им. А.И.Герцена.2010. С.8-10.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов