Библиографическое описание:

Костецкая Г. А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 94-97.



 

В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.

Ключевые слова: школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», методика обучения основам здорового образа жизни.

Актуальность обучения школьников основам здорового образа жизни представляется бесспорной. Это подтверждается и содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в части требований к личностным образовательным результатам. Между тем обученность выпускников российских школ основам здорового образа жизни оставляет желать лучшего. Так, проведенный нами опрос студентов-первокурсников вузов Санкт-Петербурга (а это вчерашние школьники) показал, что у 65% из них представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и способах его обеспечения сформированы фрагментарно, а у 4% такие представления практически отсутствуют (было опрошено 315 респондентов – выпускников школ 34 регионов России).

Таким образом, имеется противоречие между социальным заказом – воспитанием молодого поколения, ориентированного на ценности здоровья, здорового образа жизни и реальными образовательными результатами. Чем оно обусловлено?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем не учитывать влияние на ребенка (подростка) комплекса внешних условий (семьи, ближайшего социума, СМИ и др.) и подумаем, где и почему не дорабатывает школа. Такое рассуждение позволяет предположить, что во многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которому принадлежит ведущая роль в обучении основам ЗОЖ. Не секрет, что в условиях, когда результаты ЕГЭ являются критерием результативности работы школ, значительные временные, кадровые и финансовые ресурсы учреждений направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ, а изучение курса ОБЖ осуществляется по «остаточному принципу». Это отражается, в частности, и в структуре учебных планов, где на ОБЖ отводится минимальное количество часов, и в том, что в некоторых школьных библиотеках – и такие случаи не единичны - отсутствуют даже учебники по ОБЖ! Вместе с тем, вероятно, имеет место и другая причина: методики обучения ЗОЖ, используемые в массовой педагогической практике, нередко оказываются малоэффективными, что свидетельствует о пробелах в профессиональной подготовке учителей ОБЖ, а также о слабой популяризации успешного педагогического опыта и соответствующих научных разработок.

Следует отметить, что вопросам методики обучения школьников здоровому образу жизни в последние годы уделяется заметное внимание исследователей [3, 7]. При этом важно, что представлены исследования, посвященные проблемам методической подготовки будущих учителей ОБЖ к преподаванию основ ЗОЖ [1, 4, 5, 8].

Современные условия, отличающиеся высокой динамичностью, диктуют новые требования к профессиональной подготовке педагога. Однако успех педагогической деятельности определяется не только уровнем профессиональной подготовки учителя, но и его личностными качествами.

В.П. Соломин отмечает, что «педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет … мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности» [6, с.3]. И это представляется чрезвычайно важным.

Ответственный учитель ОБЖ в сложившихся условиях стоит перед нелегкой задачей: как разработать (выбрать) такую методику обучения ЗОЖ, которая обеспечивала бы хорошие образовательные результаты? Подходы и принципы конструирования такой методики, конечно, могут быть различными. Наше видение методики обучения ЗОЖ нашло отражение в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по ОБЖ для старшей школы, разработанном под руководством профессора С.В. Алексеева.

УМК по ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. (издательский центр Вентана-Граф) включает учебник ОБЖ для 10-11 классов, программу курса и методическое пособие для учителей. Учебник включен в Федеральный перечень [2].

В основу концепции УМК положены такие методологические подходы, как личностно-деятельностный, компетентностный, средовый, системный, интегративный, экологический, что согласуется с содержанием ФГОС общего образования.

Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен наформирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Планируемые образовательные результаты освоения учащимися материала данного раздела – предметные, метапредметные, личностные, определяемые требованиями ФГОС, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Планируемые результаты освоения старшими школьниками раздела курса ОБЖ

«Основы здорового образа жизни» [9]

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформированность целостных представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

умение применять полученные знания о здоровом образе жизни на практике, проектировать модели личного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни.

Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

умение использовать средства ИКТ;

умение самостоятельно принимать решения;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;

бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

расширение навыков сотрудничества с людьми разного возраста в различных видах деятельности.

Учитывая целевые установки обучения школьников основам ЗОЖ, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела (принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании и т.д.). Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности ЗОЖ) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.

В этой связи проектирование учебного процесса целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы.

Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в учебнике ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. представлено семью (параграфами): «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения», «Сексуальные отношения и здоровье».

Содержание первых двух параграфов – «Здоровый образ жизни…» и «Вредные привычки…» направлено на развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. При этом внимание акцентировано на последствиях самых распространенных вредных привычек – табакокурения и употребления алкоголя. На достижение личностных результатов обучения нацелены, в частности, предлагаемые в учебнике задания для самостоятельной работы учащихся: «… изучите содержание Федерального закона … «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»; «…выясните, как влияет курение матери во время беременности на здоровье ребенка» и др.

Параграф «Сердечно-сосудистые заболевания» посвящен актуальной проблеме – болезням, являющихся основной причиной смертности людей в современном мире, и нацелен на формирование у учащихся представлений о причинах и опасностях этих заболеваний, о здоровом образе жизни как единственном способе их профилактики.

Тема «Загрязнение окружающей среды…» предполагает расширение и углубление знаний учащихся о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о мерах по обеспечению безопасности продуктов питания и воды в повседневной жизни. Показано, что загрязнение окружающей среды – основная причина аллергических заболеваний, рассмотрены некоторые источники такого загрязнения. Особое внимание обращено на вопросы безопасности продуктов питания и питьевой воды.

Значительное внимание в содержании раздела уделено вопросу об инфекционных заболеваниях и их профилактике (параграфы «Инфекционные заболевания…», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания…», «Сексуальные отношения и здоровье»). Предполагается, что освоение этого материала будет способствовать расширению, углублению и систематизации знаний учащихся в данной области, формированию у них целостных представлений о ЗОЖ как способе профилактики большинства инфекций.

В конце каждого параграфа предлагаются вопросы и задания. Блок «Чему мы научились…» (по окончании раздела) содержит ситуационные задачи, вопросы тестового контроля, примерные темы для групповой проектной деятельности. Предлагаемые задачи носят практико-ориентированный характер. Решение тестовых заданий позволит закрепить теоретические знания учащихся, совершенствовать их навыки самоконтроля.

При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. Предлагаем использовать такие методы обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), проведение мини-исследований.

Среди технологий обучения можно рекомендовать следующие: технологии проблемного обучения, ИКТ - информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии КСО – коллективного способа обучения. В данном ряду, полагаем, особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных. Это показывает и педагогическая практика. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проектные технологии определены ФГОС как обязательные на старшей ступени общего образования.

С учетом возраста учащихся и наличия у них ряда сформированных компетенций в области учебной деятельности целесообразно использование технологий модульного обучения. Пример выделения учебных модулей приведен в Таблице 2.

Таблица 2

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни», 10-11класс: учебные модули

 

Учебный модуль

Содержание модуля (параграфы)

1

Здоровый образ жизни современного человека

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  2. Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?
  3. Сердечно-сосудистые заболевания

2

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

  1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

3

Инфекционные заболевания и их профилактика

  1. Инфекционные заболевания и их профилактика
  2. Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения
  3. Сексуальные отношения и здоровье

В процессе изучения раздела рекомендуется привлекать учащихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Следует отметить целесообразность интегративного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности школьников, реализация которого позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования (например, интеграция содержания предметов ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и др.). Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ) и учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования.

В учебнике предлагаются следующие темы групповых проектов: «Изучение готовности курящих людей отказаться от курения» (на примере жителей микрорайона, имеющих эту вредную привычку); «Пищевые добавки – благо или беда современного общества?»; «Изучение шумового загрязнения в микрорайоне школы»; «Изучение качества питьевой воды». Работа над последним проектом предполагает изучение требований, предъявляемых к качеству питьевой воды; исследование качества водопроводной воды на конкретном объекте (например, в школе); разработку предложений по доочистке водопроводной воды. Тематику групповых проектов рекомендуется расширить, учитывая познавательные интересы школьников и актуальность той или иной темы.

По завершении проекта целесообразно не ограничиваться только его презентацией в классе (параллели классов, нескольких параллелях), но и ознакомить с результатами работы представителей районной администрации, родителей. Это будет определяться тематикой проекта. Такое взаимодействие способствует повышению учебной мотивации учащихся, осознанию ими важности изучаемой проблемы, развитию у школьников навыков общения со взрослыми, их социализации и профессиональному самоопределению.

Предлагаемая нами методика изучения основ здорового образа жизни в старшей школе, аспекты которой рассмотрены выше, согласуется с содержанием ФГОС. Она разработана с учетом обобщения педагогического опыта и апробирована среди учителей ОБЖ Санкт-Петербурга и ряда других регионов России.

 

Литература:

  1. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» [Текст] /В.Ю. Абрамова //Молодой ученый. – 2012. - №9. – С.260-263.
  2. Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая, С.Н. Ладнов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 416с.: ил.
  3. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.102-104.
  4. Костецкая Г.А. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] /Г.А. Костецкая, Р.И. Попова //Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.105-107.
  5. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] /Р.И. Попова //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №11 (126). – С.54-58.
  6. Соломин В.П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] /В.П. Соломин, С.А. Гончаров //Universum :Вестник Герценовского университета. – 2013. - №2. - С.3-11.
  7. Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности [Текст] /О.В. Силакова //Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – С.401-406.
  8. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету [Текст] /Т.А. Спицына //Молодой ученый. – 2013. - №8. – С.429-432.
  9. URL: www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Образование. - Новые ФГОС. - ФГОС общего образования. - ФГОС среднего (полного) общего образования.
Основные термины: здорового образа, здорового образа жизни, «Основы здорового образа, здорового образа жизни», основам здорового образа, обучения школьников, обучения школьников основам, безопасности жизнедеятельности, безопасного образа жизни, методики обучения, курса ОБЖ, здоровом образе жизни, школьников основам здорового, ОБЖ «Основы здорового, «Основы безопасности жизнедеятельности», общего образования, обучения ЗОЖ, методики обучения ЗОЖ, учащихся целостных представлений, вредных привычек

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов