Библиографическое описание:

Костецкая Г. А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 94-97.



 

В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.

Ключевые слова: школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», методика обучения основам здорового образа жизни.

Актуальность обучения школьников основам здорового образа жизни представляется бесспорной. Это подтверждается и содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в части требований к личностным образовательным результатам. Между тем обученность выпускников российских школ основам здорового образа жизни оставляет желать лучшего. Так, проведенный нами опрос студентов-первокурсников вузов Санкт-Петербурга (а это вчерашние школьники) показал, что у 65% из них представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и способах его обеспечения сформированы фрагментарно, а у 4% такие представления практически отсутствуют (было опрошено 315 респондентов – выпускников школ 34 регионов России).

Таким образом, имеется противоречие между социальным заказом – воспитанием молодого поколения, ориентированного на ценности здоровья, здорового образа жизни и реальными образовательными результатами. Чем оно обусловлено?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем не учитывать влияние на ребенка (подростка) комплекса внешних условий (семьи, ближайшего социума, СМИ и др.) и подумаем, где и почему не дорабатывает школа. Такое рассуждение позволяет предположить, что во многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которому принадлежит ведущая роль в обучении основам ЗОЖ. Не секрет, что в условиях, когда результаты ЕГЭ являются критерием результативности работы школ, значительные временные, кадровые и финансовые ресурсы учреждений направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ, а изучение курса ОБЖ осуществляется по «остаточному принципу». Это отражается, в частности, и в структуре учебных планов, где на ОБЖ отводится минимальное количество часов, и в том, что в некоторых школьных библиотеках – и такие случаи не единичны - отсутствуют даже учебники по ОБЖ! Вместе с тем, вероятно, имеет место и другая причина: методики обучения ЗОЖ, используемые в массовой педагогической практике, нередко оказываются малоэффективными, что свидетельствует о пробелах в профессиональной подготовке учителей ОБЖ, а также о слабой популяризации успешного педагогического опыта и соответствующих научных разработок.

Следует отметить, что вопросам методики обучения школьников здоровому образу жизни в последние годы уделяется заметное внимание исследователей [3, 7]. При этом важно, что представлены исследования, посвященные проблемам методической подготовки будущих учителей ОБЖ к преподаванию основ ЗОЖ [1, 4, 5, 8].

Современные условия, отличающиеся высокой динамичностью, диктуют новые требования к профессиональной подготовке педагога. Однако успех педагогической деятельности определяется не только уровнем профессиональной подготовки учителя, но и его личностными качествами.

В.П. Соломин отмечает, что «педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет … мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности» [6, с.3]. И это представляется чрезвычайно важным.

Ответственный учитель ОБЖ в сложившихся условиях стоит перед нелегкой задачей: как разработать (выбрать) такую методику обучения ЗОЖ, которая обеспечивала бы хорошие образовательные результаты? Подходы и принципы конструирования такой методики, конечно, могут быть различными. Наше видение методики обучения ЗОЖ нашло отражение в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по ОБЖ для старшей школы, разработанном под руководством профессора С.В. Алексеева.

УМК по ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. (издательский центр Вентана-Граф) включает учебник ОБЖ для 10-11 классов, программу курса и методическое пособие для учителей. Учебник включен в Федеральный перечень [2].

В основу концепции УМК положены такие методологические подходы, как личностно-деятельностный, компетентностный, средовый, системный, интегративный, экологический, что согласуется с содержанием ФГОС общего образования.

Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен наформирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Планируемые образовательные результаты освоения учащимися материала данного раздела – предметные, метапредметные, личностные, определяемые требованиями ФГОС, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Планируемые результаты освоения старшими школьниками раздела курса ОБЖ

«Основы здорового образа жизни» [9]

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформированность целостных представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

умение применять полученные знания о здоровом образе жизни на практике, проектировать модели личного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни.

Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

умение использовать средства ИКТ;

умение самостоятельно принимать решения;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;

бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

расширение навыков сотрудничества с людьми разного возраста в различных видах деятельности.

Учитывая целевые установки обучения школьников основам ЗОЖ, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела (принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании и т.д.). Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности ЗОЖ) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.

В этой связи проектирование учебного процесса целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы.

Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в учебнике ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. представлено семью (параграфами): «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения», «Сексуальные отношения и здоровье».

Содержание первых двух параграфов – «Здоровый образ жизни…» и «Вредные привычки…» направлено на развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. При этом внимание акцентировано на последствиях самых распространенных вредных привычек – табакокурения и употребления алкоголя. На достижение личностных результатов обучения нацелены, в частности, предлагаемые в учебнике задания для самостоятельной работы учащихся: «… изучите содержание Федерального закона … «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»; «…выясните, как влияет курение матери во время беременности на здоровье ребенка» и др.

Параграф «Сердечно-сосудистые заболевания» посвящен актуальной проблеме – болезням, являющихся основной причиной смертности людей в современном мире, и нацелен на формирование у учащихся представлений о причинах и опасностях этих заболеваний, о здоровом образе жизни как единственном способе их профилактики.

Тема «Загрязнение окружающей среды…» предполагает расширение и углубление знаний учащихся о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о мерах по обеспечению безопасности продуктов питания и воды в повседневной жизни. Показано, что загрязнение окружающей среды – основная причина аллергических заболеваний, рассмотрены некоторые источники такого загрязнения. Особое внимание обращено на вопросы безопасности продуктов питания и питьевой воды.

Значительное внимание в содержании раздела уделено вопросу об инфекционных заболеваниях и их профилактике (параграфы «Инфекционные заболевания…», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания…», «Сексуальные отношения и здоровье»). Предполагается, что освоение этого материала будет способствовать расширению, углублению и систематизации знаний учащихся в данной области, формированию у них целостных представлений о ЗОЖ как способе профилактики большинства инфекций.

В конце каждого параграфа предлагаются вопросы и задания. Блок «Чему мы научились…» (по окончании раздела) содержит ситуационные задачи, вопросы тестового контроля, примерные темы для групповой проектной деятельности. Предлагаемые задачи носят практико-ориентированный характер. Решение тестовых заданий позволит закрепить теоретические знания учащихся, совершенствовать их навыки самоконтроля.

При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. Предлагаем использовать такие методы обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), проведение мини-исследований.

Среди технологий обучения можно рекомендовать следующие: технологии проблемного обучения, ИКТ - информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии КСО – коллективного способа обучения. В данном ряду, полагаем, особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных. Это показывает и педагогическая практика. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проектные технологии определены ФГОС как обязательные на старшей ступени общего образования.

С учетом возраста учащихся и наличия у них ряда сформированных компетенций в области учебной деятельности целесообразно использование технологий модульного обучения. Пример выделения учебных модулей приведен в Таблице 2.

Таблица 2

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни», 10-11класс: учебные модули

 

Учебный модуль

Содержание модуля (параграфы)

1

Здоровый образ жизни современного человека

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  2. Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?
  3. Сердечно-сосудистые заболевания

2

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

  1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

3

Инфекционные заболевания и их профилактика

  1. Инфекционные заболевания и их профилактика
  2. Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения
  3. Сексуальные отношения и здоровье

В процессе изучения раздела рекомендуется привлекать учащихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Следует отметить целесообразность интегративного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности школьников, реализация которого позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования (например, интеграция содержания предметов ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и др.). Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ) и учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования.

В учебнике предлагаются следующие темы групповых проектов: «Изучение готовности курящих людей отказаться от курения» (на примере жителей микрорайона, имеющих эту вредную привычку); «Пищевые добавки – благо или беда современного общества?»; «Изучение шумового загрязнения в микрорайоне школы»; «Изучение качества питьевой воды». Работа над последним проектом предполагает изучение требований, предъявляемых к качеству питьевой воды; исследование качества водопроводной воды на конкретном объекте (например, в школе); разработку предложений по доочистке водопроводной воды. Тематику групповых проектов рекомендуется расширить, учитывая познавательные интересы школьников и актуальность той или иной темы.

По завершении проекта целесообразно не ограничиваться только его презентацией в классе (параллели классов, нескольких параллелях), но и ознакомить с результатами работы представителей районной администрации, родителей. Это будет определяться тематикой проекта. Такое взаимодействие способствует повышению учебной мотивации учащихся, осознанию ими важности изучаемой проблемы, развитию у школьников навыков общения со взрослыми, их социализации и профессиональному самоопределению.

Предлагаемая нами методика изучения основ здорового образа жизни в старшей школе, аспекты которой рассмотрены выше, согласуется с содержанием ФГОС. Она разработана с учетом обобщения педагогического опыта и апробирована среди учителей ОБЖ Санкт-Петербурга и ряда других регионов России.

 

Литература:

  1. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» [Текст] /В.Ю. Абрамова //Молодой ученый. – 2012. - №9. – С.260-263.
  2. Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая, С.Н. Ладнов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 416с.: ил.
  3. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.102-104.
  4. Костецкая Г.А. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] /Г.А. Костецкая, Р.И. Попова //Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.105-107.
  5. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] /Р.И. Попова //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №11 (126). – С.54-58.
  6. Соломин В.П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] /В.П. Соломин, С.А. Гончаров //Universum :Вестник Герценовского университета. – 2013. - №2. - С.3-11.
  7. Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности [Текст] /О.В. Силакова //Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – С.401-406.
  8. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету [Текст] /Т.А. Спицына //Молодой ученый. – 2013. - №8. – С.429-432.
  9. URL: www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Образование. - Новые ФГОС. - ФГОС общего образования. - ФГОС среднего (полного) общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов