Библиографическое описание:

Киселева Э. М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 87-89.



 

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров к внеурочной деятельности в школе.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, безопасный образ жизни, внеурочная деятельность, подготовка бакалавров, дисциплины учебного модуля.

 

Реализация государственных задач в области общего образования, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) выдвигает новые требования, как к содержанию профессиональной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, так и к методике и технологиям обучения [7].

В материалах ФГОС ООО большое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучаемых. Так, в требованиях стандарта к достижению результатов освоения ООО раскрываются личностные результаты:

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

В области требований к предметным результатам по основам безопасности жизнедеятельности в стандарте декларируются серьезные задачи, охватывающие различные аспекты безопасности личности, общества и государства [7].

В то же время федеральные требования к составлению учебных планов позволяют образовательному учреждению существенно уменьшить количество часов для изучения ОБЖ, оставив по 1 часу в 8, 9, 10 и 11 классах. Очевидно, что в решении задач, поставленных государством в области безопасности жизнедеятельности, значительно усиливается роль организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении [4].

Под внеурочной деятельностью понимаются различные формы организации учащихся, ориентированные на становление личностных характеристик выпускника, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и сохранение здоровья.

Внеурочная деятельность направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с образовательными интересами и возможностями. Формы внеурочной деятельности отличаются широким разнообразием, но должны быть отличны от классно-урочной системы. Перспективным направлением развития форм внеурочной деятельности является массовая работа с учащимися в области безопасности жизнедеятельности. Массовая работа рассматривается как форма внеурочной деятельности в образовательном учреждении, направленная на решение задач по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы и формированию общей культуры безопасности.

В материалах ФГОС ООО подчеркивается значение безопасного образа жизни как планируемого результата освоения образовательной программы. Под безопасным образом жизни понимается индивидуальная форма поведения человека, основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни [3]. Приоритетными направлениями безопасности в стандарте декларируется антитеррористическое воспитание, развитие патриотизма и гражданственности, формирование экологической культуры и культуры здоровья [5]. Все эти направления входят в предметную область безопасность жизнедеятельности и занимают значительное место в системе подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.

Вот почему столь актуальна практико-ориентированная подготовка бакалавров к различным видам педагогической работы, в том числе и к внеурочной деятельности в образовательных учреждениях разных типов, осуществляется через встраивание вариативных образовательных модулей в основную образовательную программу[1,2,6]. Преподавателями кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности разработано три вариативных методических модуля:

- Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности;

- Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности;

- Безопасность образовательного учреждения.

Каждый модуль включает три учебные дисциплины, раскрывающие конкретные вопросы методического обеспечения деятельности школьного педагога в области безопасности жизнедеятельности. Студенты бакалавриата на каждом курсе выбирают одну из вариативных дисциплин, в соответствии со своими интересами и профессиональными планами.

Рассмотрим содержание дисциплины по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности». Трудоемкость освоение учебной дисциплины рассчитана на 4 кредита (54часа, в том числе 22 лекционных, 32 практических).

Основной целью дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» является усвоение студентами теоретических и методических основ проектирования и организации массовой работы в общеобразовательной школе. Учебная дисциплина направлена на формирование готовности к проектированию и проведению массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. Для реализации такой цели студенты должны владеть профессиональными умениями и навыками внеурочной деятельности по проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности, опытом творческой самостоятельной работы. Дисциплина включает в себя знания по основам методики массовой работы в области безопасности жизнедеятельности, раскрывает специфику содержания и организации массовой работы, базирующейся на психофизиологических возрастных особенностях обучающихся.

В содержании дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» рассматриваются цели, задачи и принципы массовой работы. Большое значение придается структуре образовательных программ учреждения по внеурочной деятельности, при этом более подробно рассматриваются методические аспекты массовой работы по направлениям:

- познавательно-развивающее;

- военно-патриотическое;

- антитеррористическое и антиэкстремистское;

- спортивно-оздоровительное;

- учебно-тренировочное;

- безопасный образ жизни;

- профилактика дорожного травматизма;

- экологическая безопасность.

Учитывая практическую направленность дисциплины, преподавателями используются активные и интерактивные методы обучения: презентации с использованием различных вспомогательных средств, работа с интернет-ресурсами, разработка тем проектов, мозговой штурм, дискуссии, работа в группах, деловые игры и др. При изучении дисциплины достаточно много времени уделяется самостоятельной работе бакалавров: подготовке докладов, презентаций, анализу методической литературы и периодических материалов, разработке фрагментов мероприятий и групповых проектов. Организация самостоятельной работы на занятиях и вне аудиторий позволяет повысить мотивацию и ответственность студентов за свое обучение, способствует развитию общих и профессиональных компетенций, создает условия для развития готовности к самообразованию и саморазвитию.

С целью накапливания педагогического опыты и приближения к реальным профессиональным условиям бакалавров часть занятий проводится в базовых школах. При этом учитывается направленность внеурочной деятельности в школе, актуальность тематики и возможность использовать лучший педагогический опыт. Студенты, работая группами, проводят массовые мероприятия в базовых школах. Таким образом проходит защита групповых проектов и оценка подготовленности студентов.

Положительные отзывы учителей и студентов, интерес школьников подтверждают необходимость использования более тесного взаимодействия с образовательными учреждениями для подготовки бакалавров к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

 

Литература:

  1.                Бахвалова С.Б., Керимова А.В., Попова Р.И. Блочно-модульная организация профессиональной подготовки магистров по программе «Экологическая безопасность» Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 23-35.
  2.                Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасность жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов. Сб. «Перспективы развития науки», Международная научно-практическая конференция. Отв. Редактор: А.А. Сукиасян. г.Уфа. Респ. Башкорстан, 2014, с.252-259.
  3.                Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. 3. Гафнер. / Народное образование. 2014. № 3, с. 186–192.
  4.                Колодницкий, Г. А. Внеклассная работа по ОБЖ // Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецова / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39–48.
  5.                Макарова Л.П. О необходимости формирования культуры здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с.76 – 79.
  6.                Станкевич П.В. Обновление системы естественно-научного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования. Наука и школа. 2009. № 1. С. 3-5.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов