Библиографическое описание:

Губанов В. М. Инновационная культура преподавателя безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 59-63.



1

 

 

Статья посвящена вопросу внедрения инноваций в современный образовательный процесс, анализу сущности, содержания и критериев понятия «инновационная культура», а также условий ее формирования у преподавателя безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура, инновация, преподаватель, безопасность жизнедеятельности.

Кардинальные изменения, произошедшие в различных сферах жизни российского общества за последние десятилетия, выявили в системе образования, достаточно широкий круг проблем, решение которых находится в прямой зависимости от возможностей и эффективности использования инноваций. А поскольку главным субъектом системы образования является преподаватель, то одной из центральных проблем современного высшей школы выступает его инновационная культура.

Уяснение этого понятия предполагает выделение и осмысление таких ключевых категорий, как культура, инновация, преподаватель.

Научный анализ сущности инновационной культуры предполагает опору на деятельностную концепцию культуры, согласно которой она выступает как совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных обществом на протяжении всей его истории, а также как процесс деятельности социума по их созданию, освоению и сохранению.

Культура выступает, с одной стороны, как результат социальной деятельности человека, выраженной в языке, нормах, ценностях, эстетических вкусах, различного рода обычаях, знаниях, профессиональном мастерстве, с другой, – качественной характеристикой развития общества или отдельной личности, процесса освоения уже имеющихся результатов творчества.

Схематически сфера культуры может быть выражена как всеобъемлющая система, в которой социум, биосфера и техносфера, пребывая в комплексном взаимодействии, предстают, прежде всего, как объекты практического (духовного и материального) освоения их человеком, а также как средства его самопознания. В связи с этим, внешние параметры культуры по цивилизационным признакам выявляют степень развития самого человека, а качество его развития становится субъективной мерой, характеризующей уровень и качество той или иной культуры [1, с. 16].

Процесс освоения достижений культуры и их применение в теоретической и практической деятельности каждым отдельным социальным индивидом и определяет функционирование культуры в обществе. Степень развития сущностных сил социального субъекта, достигнутая в результате культурной деятельности, характеризует его культурный уровень, который отражает, во-первых, степень приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, во-вторых, степень овладения социальным субъектом знаниями, навыками, умениями, идеями и ценностями, накопленными человечеством за всю его историю существования, и, в-третьих, уровень образованности и воспитанности как синтетической характеристика развития личности.

В связи с этим, о культуре личности можно говорить не только как о ее функциональной, но и как динамической характеристике. Она представляет собой синтез нравственной, политической, правовой, экологической, эстетической и других видов культуры, поскольку в основе их лежат особые отношения личности к окружающей действительности и специфическим способам ее освоения. Главным критерием культуры является гуманизм как высшее культурное состояние, к которому стремится общество.

Вместе с тем, наряду с понятием «культура» в научной и общественно-политической литературе встречается понятие «антикультура» (реакционная культура), которое не может служить признаком позитивного развития человека и обогащения его духовного мира.

Правильное понимание сущности культуры имеет большое значение для решения вопросов взаимоотношения между природой и обществом, управления социальными процессами, процессом становления и развития личности, в том числе и образовательным процессом. При этом необходимо обратить внимание на то, что управление связано с культурой в самых разных аспектах. Взаимосвязь культуры и управления является не только способом реализации управления в той или иной сфере жизнедеятельности, но и ведет к формированию нового вида культуры. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культура воздействует на управление, а с другой, – управление в свою очередь воздействует на культуру, выступая как две стороны единого процесса.

Многомерный подход к культуре и ее изучению создает предпосылки для ее дифференциации. В связи с этим, выделяются различные виды культуры, в том числе и такой ее вид, как инновационная культура.

Понятие «инновация» вошло в науку в XIX веке и стало использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним (противоположность) понятию «традиция». В первой половине ХХ века под влиянием функционализма инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе или же, как отклонения от нормы, служащие источником новых напряжений. В 1950-70-х годах получили широкий размах эмпирические исследования технических и организационно-технических инноваций, осуществляемых деловыми организациями.

Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, во второй половине ХХ века стали смотреть на инновации как на стадию общего процесса социальных изменений, выделив в ней такие элементы, как «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую фазу этого процесса составляет изменение поведения «оценивателей» под воздействием тех или иных изменений. Уже в первых работах по инноватике, связанных с именами таких ученых, как Г. Тард, Й. Шумпетер, Н. Кондратьев и др., инновация трактуется как полифункциональное понятие [3, с. 2-6].

В связи с потребностями в социальных инновациях, в отличие от технических и технологических, в 1930-е годы произошло бурное развитие инноваций в США (А. Адамс, А. Маслоу, Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др.), что выразилось в разработке и внедрении новых форм мотивации и стимулирования трудовой деятельности, разделения труда, организации управления, в первых попытках осмысления методологии внедрения нового и преодоления психологического сопротивления нововведениям [4, с. 115].

В современных научных исследованиях понятие «инновация» трактуется по-разному. Одни ученые (Э. Роджерс) рассматривают его как новшество, то есть идеей, являющейся для конкретного лица новой, При этом не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет, определяя ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования. Другие (М. Майлс) считают, что это нечто специально новое, особое изменение, от которого ждут эффективности при реализации систематических целей [2, с. 34-37].

В отечественной социальной науке понятие «инновация» (нововведение) обозначает любой процесс качественного изменения чего-либо, осуществляемый сознательно, и результат этого изменения (новшество).

Введенное в 1970-е годы в научный оборот экономистами это понятие в настоящее время приобрело междисциплинарный статус.

Исходя из этого, можно констатировать, что инновация – это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов или моделей материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе [5, с. 104].

Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а ее содержание – комплексный процесс создания, распространения, и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной или материальной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

В зависимости от предметного содержания различают инновации технические (технологические, производственные, продуктивные и пр.) и социальные (экономические, политические, организационные, культурные военные и т.д.), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений – радикальные и совершенствующиеся. На практике большинство инноваций включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность.

Таким образом, инновационная деятельность – это один из основных видов деятельности, имеющий принципиальное отличие от традиционного, осуществляемого при наличии противоречий в ситуации, когда традиционные модели действий становятся неэффективными, а дальнейшее их совершенствование не дает необходимого эффекта.

Для инновационной деятельности не так важно нечто абсолютное, как технология ее подачи и использования, строгая логическая увязка ее с особенностями среды внедрения, исполнителей и ожидаемого эффекта.

Инновации всегда сопровождали преподавательскую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в ней неразрывно связаны с формированием инновационной культуры преподавателя, специфика которой заключается в том, что она складывается в сфере общения людей, поэтому культура здесь выступает как исторически концентрированный коллективный опыт, который каждый человек превращает в личностный смысл. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры в частности тем, что всегда несет в себе представление о целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности.

Сущность и направленность инновации в образовании заключается в конструировании новых гуманистически ориентированных моделей обучения и воспитания, а специфика – в логической связи целей, средств и методов.

Гуманизация образования – это процесс выявления в его содержании антропологических, культурно-исторических, социокультурных и личностных оснований знания. Ведущая роль в этом процессе принадлежит преподавателю вуза.

Инновационная культура преподавателя, опирающаяся на его инновационный потенциал, сформированный в ходе внедрения социальных и образовательных новаций, является одним из важнейших характеристик современного образовательного процесса. Выражением специфики инновационной культуры конкретного преподавателя является стиль его деятельности по внедрению новых элементов в организацию и управление образовательным процессом, в содержание учебно-воспитательной работы.

Важная роль в современном образовательном процессе вуза принадлежит преподаванию безопасности жизнедеятельности, сравнительно новой дисциплины, появившейся в российских вузах в середине 1990-х годах.

Преподаватель безопасности жизнедеятельности выступает как представитель особой образовательной профессиональной группы со своими статусными, функциональными и ролевыми характеристиками. Это специфическая категория в социальной структуре педагогический кадров вуза, призванная прививать будущим специалистам различного профиля лучшие общенациональные, государственные, образовательные, профессиональные традиции и опыт, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в сфере их деятельности. Это одна из наиболее сложных и многообразных по функциям профессий, предполагающаяразличные творческие и организаторские виды инновационной деятельности.

Преподавателю этого направления должны быть присущи определенные личностные характеристики: высокая общая культура и нравственность, самоотдача, благородство, острое чувство нового, перспективное мышление, максимальная реализация индивидуальных возможностей в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов с обучающимися, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень, стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

Вместе с тем, преподаватель безопасности жизнедеятельности – не только профессия, передающая знания, но и высокая миссия по формирования личности безопасного типа поведения, что предполагает выделение совокупности его социальных и профессиональных качеств, таких как патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность, уважение к людям, желание и умение работать с ними, интеллигентность, развитая духовная культура, высокий профессионализм, инновационный стиль научного и педагогического мышления, готовность к созданию и принятию новых ценностей, научно-технических и творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность [6, с. 62-65].

При этом преподаватель безопасности жизнедеятельности должен опираться на реальные возможности студентов, а не только на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача – наряду с формированием высокого уровня правосознания, дисциплинированности, точного и безупречного выполнения должностных инструкций, выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, его потенциальные сущностные силы. Для этого ему необходимо хорошо представлять специфику деятельности обучающихся, к которой их готовят, что обусловливает как гуманитарную, так и специальную его подготовку.

Инновационная культура преподавателя безопасности жизнедеятельности в значительной мере определяется наличием у него конкретных личностных качеств, таких как интеллект, высокий профессионализм, целеустремленность, сила воли и пр.). Она имеет сложную многоуровневую структуру и включает в себя следующие элементы: инновационные знания; значимые в инновационном аспекте умения и навыки; инновационные ценности; отношение к инновационной деятельности и т.д.

Под инновационными знаниями преподавателя понимается совокупность научных сведений, познаний в области инноваций процесса образования, вооружающих его потенциальной возможностью практической инновационно-педагогической деятельности по своей специальности.

Содержательными требованиями к преподавателю по овладению такого рода знаниями являются: общая гуманитарная подготовка; культурно-эстетическая развитость; образованность; профессиональная компетентность; основные положения теории и сведения о практике инновационно-педагогической деятельности в отечественных и зарубежных вузах; результаты осмысления специфики ее организации в вузе; научно обоснованные установки и рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса; правовые основы хозяйственной, финансовой и экономической деятельности вуза; основы устройства и функционирования учебной и иной техники, имеющейся в вузе; основы применения ЭВТ и программирования на языках высокого уровня.

Инновационныеуменияпреподавателяпредставляют собой способность самостоятельно, в отведенное время и с определенным качеством решать инновационные задачи на основе приобретенных знаний. Они формируются путем специальных упражнений и накопления личного опыта педагогической деятельности, что создает возможность ее осуществления не только в привычных, но и в изменяющихся условиях преподавания дисциплины.

Исходя из квалификационных требований, преподаватель безопасности жизнедеятельности должен уметь: грамотно организовать учебно-воспитательный процесс; творчески генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах обучения и воспитания; общаться и управлять студентами в ходе занятий и повседневной жизнедеятельности; использовать современные формы и методы исследований, выводы и рекомендации науки для совершенствования учебно-воспитательного процесса; осуществлять анализ фактов, явлений и процессов в педагогических коллективах, использовать инновационные методы, формы и средства в интересах совершенствования практической профессиональной деятельности; применять современные информационные технологии для повышения инновационной культуры преподавателей и студентов.

Основными условиями формирования инновационных умений являются: высокая степень гибкости его общей подготовки; социально-психологическая подготовка к нововведениям; целесообразно организованная информационная основа инновационно-педагогической деятельности; деятельность на реальных объектах или с реальными объектами.

Инновационные навыки преподавателя представляют собой умения, созданные упражнениями и привычкой. Они характеризуются высокой степенью освоения и приобретаются преподавателем в процессе активной инновационно-педагогической деятельности и выполнения своих должностных обязанностей.

Сегодня преподавателю необходимо владеть инновационными навыками управления студенческими коллективами, применения обучающей техники и технологий, правовыми, учебно-методическими, организационными, и иными навыками инновационной деятельности в образовательном процессе, навыками организации инновационных экспериментов, эффективной эксплуатации и сбережения имущества и пр.

Вместе с тем, необходимо констатировать, что не все преподаватели в состоянии эффективно использовать инновационные технологии в своей педагогической деятельности, что обусловлено низкой общей и педагогической культурой, возрастными особенностями, спецификой мыслительных процессов, эмоционально-волевой неустойчивостью и другими факторами.

Существенным фактором культуры преподавателя является его отношение к своей специальности, показывающим как объективное отношение и готовность его к инновационной деятельности, так и субъективный взгляд на нее, что может иметь и положительные, и отрицательные стороны, и влиять на выбор средств и методов воздействия на формирование его сознательного отношения к этой деятельности.

Важным фактором культуры преподавателя выступает и разделяемые им инновационные ценности – реальные или идеальные предметы и явления, разделяемые педагогическим сообществом, вырабатывающим установку, предполагающую уважение к ним, определяющую их место и роль в инновационно-педагогической деятельности и стремление к их достижению.

Рассмотренные факторы (инновационные знания, умения и навыки, отношение к инновационноой деятельности, профессиональные инновационные ценности) составляют основу инновационной культуры преподавателя.

В ходе детерминированного социальными и культурными факторами процесса освоения инновационной культуры преподавателем происходит его инновационная социализация в соответствии с принятыми в данном общества культурными нормами.

Однако, социокультурное инновационное развитие предполагает, кроме освоения норм, предписаний и правил педагогической деятельности, получение знаний и приобретение умений и навыков в процессе инновационного просвещение, при условии соответствующей информации об инновационной культуре преподавателя и специфике конкретных ситуаций, в которой он функционирует. Разумеется, этот процесс зависит от сложившегося к этому времени уровня инновационной культуры в общества и вузе.

Уровень инновационной культуры преподавателя – это социальное духовное состояние, присущее только ему и отличающееся от других как по степени сформированности элементов, так и по индивидуально-личностным характеристикам. Эта характеристика не абсолютная, а относительная, поэтому понятие уровня инновационной культуры преподавателя отличается от понятия инновационной культуры вуза.

Критерием уровня инновационной культуры преподавателя является соответствие его инновационно-педагогической деятельности общепринятым эталонам инновационной деятельности общества, требованиям руководящих документов министерства образования и науки России и вуза.

Различное развитие и выраженность уровня инновационной культуры преподавателя определяют уровень его педагогического мастерства, которое у каждого специалиста уникально и неповторимо, как неповторима его личность. Инновационное мастерство предполагает индивидуальный стиль педагогической деятельности (способы, приемы, методы и формы в различных ситуациях), который определяется их индивидуально-психологическими особенностями (темперамент, характер, способности и пр.), а также опытом и уровнем освоения инновационной культуры.

Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы.

  1.    Инновации – важнейшая составная часть современного образовательного процесса, требующие от преподавателей вуза культуры их применения в обучение и воспитании будущих специалистов различных сфера, в том числе и безопасности жизнедеятельности.
  2.    Инновационная культура преподавателя безопасности жизнедеятельности – это интеллектуальный потенциал, сформированный в ходе усвоения им образовательных нововведений, а также деятельность по внедрению новых элементов в содержание, организацию и управление образовательным процессом по подготовке специалистов различных направлений к обеспечению безопасности.

3. Инновационная культура преподавателя определяется наличием у него таких личностных качеств, как интеллект, сила воли, целеустремленность, профессионализм и имеет сложную многоуровневую структуру, включающую инновационные знания, умения и навыки, отношение к инновационной деятельности, инновационные ценности и пр.

 

Литература:

  1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: Монография. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996.
  2. Ангеловски К. Учителя и инновации: Пер. с макед. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Илюхина Л.В. Инновации в образовании: процесс организационных преобразований (социологический аспект). – М.: Просвещение, 2009.
  4. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.
  5. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Изд. группа ИНФРА- М – НОРМА, 1998.
  6. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие /В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – М.: Дрофа, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов