Библиографическое описание:

Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 56-59.

 

В статье обобщается новый опыт создания филателистической образовательной площадки студентами в период прохождения педагогической практики в школе. Выделены уровни достижений школьников, через создание филателистического экспоната на выставку различной степени сложности.

Ключевые слова: филателистическая образовательная площадка в школе, развитие детской и юношеской образовательной филателии.

1. Введение. Филателия является активной деятельностью, развивающая у школьников познавательные интересы и эстетические качества. Она способствует расширению и углублению знаний, приобретенных в ходе учебного процесса, прививает интерес к изучению памятников материальной культуры, политических и исторических событий, науки искусства и природы способствует формированию у школьников любознательности, художественного вкуса, любви к прекрасному [6, с.1].

2. Мы предлагаем организовать филателистическую образовательную площадку, как форму воспитательной деятельности в школе. Данная методическая разработка может быть использована учителями школ, студентами педагогических вузов для организации филателистической образовательной площадки.

3. Участники:

- преподаватели вузов;

- учителя предметники школы;

- студенты педагогических вузов;

- школьники;

- члены Общества филателистов Санкт-Петербурга;

- музейные работники.

4. Цель реализуемой воспитательной деятельности:

- вовлечь студентов в сферу социально-значимой деятельности и дать возможность самостоятельно организовать исследовательскую, проектную и творческую деятельность школьников на филателистической образовательной площадке в школе;

- привлечь учеников школы к активному участию в исследовательской и общественно-полезной деятельности в стимулировании у них инициативности и самостоятельности.

- развитие детской и юношеской образовательной филателии в школе.

  1. Воспитательные задачи, на решение которых направлена данная форма:

- гражданско-патриотическое воспитание школьников.

6.Описание методики организации филателистической образовательной площадки в школе (содержание деятельности всех участников от замысла до реализации и подведения итогов):

Филателистическая образовательная площадка может быть организована в любой школе студентом, проходящим практику на 4 курсе в школе, прошедшим подготовку на образовательной площадке «Герценовский филателист», который выполнил самостоятельно или принял участие в создании коллективного экспоната на филателистическую выставку. С 2016 года планируется обучение всех желающих организовать филателистическую образовательную площадку в школе на программе дополнительного образования Основы образовательной филателии».

В нашей методике мы опираемся на подход В.П. Б Беспалько об уровнях усвоения опыта в котором он выделяет, репродуктивную и продуктивную деятельность и представляет в виде четырех уровней усвоения (Рисунок 1) [ с. 54-55].

 

Рис 1. Уровни результатов работы на филателистической площадке:

схема восхождения по уровням.

 

Первый уровень - работы на площадке (знания- знакомства).

Второй уровень - воспроизведение и применение филателистической информации для выполнения данного действия (знания–копии).

Третий уровень – применение и продуктивное действие – поиск и использование новой информации для самостоятельного выполнения исследовательской работы (знания, умения, навыки).

Четвертый уровень – творчество, продуктивное творческое действие (знания-трансформации)

В.П. Беспалько считает, для того чтобы освоить следующий уровень необходимо не менее чем 70% освоить предыдущий [1с. 59]. Поэтому у нас школьник по уровню достижений в подготовке отдельного экспоната к выставке проходит три ступени: новичок, практик, мастер (Рисунок 2).

 

Рис 2. Диагностическая уровневая модель восхождения по ступеням мастерства.

 

Примером освоения 1-го уровня «Новичок» может служить филателистическая образовательная площадка, организованная студенткой 4 курса факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена Новиковой Анной в школе № 296 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, при поддержке образовательной площадки «Герценовский филателист». Школьники 8 класса приняли участие в создании коллективного экспоната «Почтовые марки Великой Отечественной войны и их создатели» на региональную филателистическую выставку «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций – 2015, которая проходила в Центральном музее связи с 6 -10 октября. По итогам выставки Новикова Анна и школьники были награждены дипломом. Этапы работы школьников на филателистической образовательной площадке: организация работы в классе (фото 1); экспонат готов (фото 2).

 

 

 

 

Фото 1. Организация работы в классе.

 

 

Фото 2. Экспонат готов.

 

7. Методические рекомендации по подготовке и проведению конкретной формы воспитательной деятельности:

- предварительно собирается группа учеников (5-10 чел.) желательно из одного класса которые желают заниматься на филателистической образовательной площадке;

- у школьников уточняется сфера их интересов, выбирается направление исследования;

- студент готовит виртуальный проект одностендового филателистического экспоната на Образовательной площадке «Герценовский филателист» предварительно согласовав его с желающими заниматься на площадке.

8. Необходимые ресурсы (кадровые, программно-методические, финансовые, управленческие и другие).

Кадровые:

- Образовательная площадка «Герценовский филателист»;

- студент, желающий организовать филателистическую образовательную площадку в школе, прошедший подготовку по программе «Основы образовательной филателии»;

- ученики, желающие заниматься на площадке;

Материально- технические:

- проекты предлагаемых экспонатов;

- экспонаты для примера (награжденные бронзовой медалью или дипломами на региональной выставке);

- почтовые марки, конверты, выставочные листы; клеммташи, резаки для клеммташей, ножницы, пинцеты, лупы (для подготовки первого экспоната все необходимое обеспечивает Образовательная площадка «Герценовский филателист»;

- филателистическая библиотека (необходимыми книгами, пособиями, каталогами, обеспечивает Образовательной площадке «Герценовский филателист»);

- место проведения, школьный класс.

9.Ожидаемые результаты:

- образовательная площадка «Герценовский филателист» найдет нового партнера;

- школе будет организована филателистическая образовательная площадка;

- студенты получат практику в организации и работе по организации кружковой деятельности;

- школьники ознакомятся с образовательными возможностями филателии, научатся «конструировать» выставочный лист, создавать филателистический экспонат на школьную, творческую, научную или региональную филателистическую выставку.

10.              Оценка результативности реализации данной формы воспитательной деятельности (критерии и показатели):

- количество одностендовых экспонатов I, II, III уровней (наша классификация) представленных на научную, творческую, региональную филателистическую выставку;

- количество школьников, принявших участие в работе филателистической образовательной площадки;

- количество личных и коллективных экспонатов;

- награды, полученные на творческих, научных и филателистических выставках (на фото 3 - Диплом, на фото 4 - Благодарность, полученные студенткой Новиковой А. и учащимися школы № 296).

 

Фото 3. Диплом                       Фото 4. Благодарность

 

Литература:

  1.                Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика 1989. 192с.
  2.                Бородин А., Мельникова Т. Как подготовить экспонат к выставке. Справочник. М.: Издательско-торговый центр «Марка», 2006. 80с.
  3. Громов Ю.В. Роль почтовой марки в образовательном процессе// Почтовая связь. Техника и технологии. 2014. – № 12. С.14-18 (0,5 п.л.).
  4. Громов Ю.В. От кружка и клуба филателистов к образовательной площадке// Почтовая связь. Техника и технологии. 2015. – № 2. С.11-16 (0,6 п.л.).
  5.                Громов Ю.В. Дополнительная программа «Основы образовательной филателии» / «Когда приходит почта полевая: Материалы 6-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 9 октября 2015 года/ Под. ред. Л.Н. Бакаютовой, Н.Е. Брукмюллер, Н.Н. Курициной. – СПб.: ЦМС им. А.С. Попова, 2015. С. 166-174.
  6. Чернышов А.А. Программы педагогических учебных заведений «Основы советской филателии» М.: Министерство просвещения СССР. 1981.- 25 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов