Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Вилейто, Т. В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности / Т. В. Вилейто. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/397/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельности. Эффективной формой организации этого процесса являются интернет конференции по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, информационные и телекоммуникационные технологии, интернет конференции.

Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих является одной из актуальных государственных задач, которая обусловлена сегодня все более частым проявлением опасных процессов в природной, социальной и техногенной среде. Социальный заказ государства по обучению населения грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей реализуется современной системой общего и высшего образования и определяется основными положениями Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.).

Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности является обязательной составляющей учебного плана в средней школе, а также в высших учебных заведениях. Курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) призван обеспечить студентов системой интегративных знаний в этой области. Эти знания создают основу для формирования умений и навыков безопасного поведения. Велико значение этой дисциплины в формировании личности безопасного типа поведения [2].

В РГПУ им. А.И. Герцена идет подготовка бакалавров по многим образовательным программам на различных факультетах. В учебные планы всех основных образовательных программ (ООП) бакалавриата включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая изучается на 1 курсе в объеме 108 часов. Из них 51 аудиторных часов (лекционных и практических занятий) и 57 часов самостоятельной работы.

Лекционные и практические занятия проходят по двум разделам: «Теоретические и практические основы безопасность жизнедеятельности», «Первая медицинская помощь, профилактика заболеваний. Основные правила оказания первой медицинской помощи в ЧС».

Самостоятельная работа по курсу БЖД заключается в подготовке и реализации студентами различных видов самостоятельных заданий (составление электронного терминологического словаря, аннотированного каталога по теоретическим основам безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям, каталогизация интернет ресурсов по правовым основам БЖД и др.). Студентами составляются памятки и руководства по действиям в ЧС, готовятся коллажи, разрабатываются опросные листы.

Анализ программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ООП подготовки бакалавра по направлению Педагогическое образование позволяет сделать вывод о том, что будущий педагог должен овладеть большим спектром знаний по теоретическим основам безопасности жизнедеятельности и обязательными практическими умениями. Среди множества таких умений хотелось бы выделить умения правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать влияние различных видов опасностей на жизнь человека, а также использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни [1, 2].

Нам представляется, что внедрение в обучение высшего профессионального образования информационных и телекоммуникационных технологий помогает студентам получать знания по всем дисциплинам, в том числе по безопасности жизнедеятельности, намного эффективнее, чем с использованием только обычных традиционных технологий, а также повышает качество подготовки специалистов-педагогов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Для этого необходимо, чтобы каждый студент обладал сформированными информационными знаниями, коммуникативными умениями и определенными навыками информационной культуры, обеспечивающими возможность каждому студенту активно участвовать в образовательном пространстве не только своего факультета, вуза, страны, но и международного информационного образовательного поля [1].

В этой связи важно понимать, что преимущества новых информационных технологий позволяют также развивать идеи Л.С. Выготского, В.А. Извозчикова и др., в направлении интерактивного обучения, педагогики сотрудничества, реализации межпредметных связей, активизации познавательной деятельности. В последнее десятилетие появилось дистанционное образование, которое открывает студентам – будущим педагогам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения [4].

Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, наравне с другими ведущими вузами страны, ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. В университете есть система дистанционных курсов на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru, а также fiido.ru, которые являются центром дистанционной поддержки образовательного процесса ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена".

Так же в университете реализована технология электронных библиотек, которые представляют инструмент, позволяющий разрабатывать учебные материалы и обеспечивающие к ним доступ студентам и преподавателям в удобном для работы электронном формате: «Электронный атлас» и «Электронный справочник». Назначения этого ресурса в оказании помощи студенту в выполнении домашнего задания, самостоятельной работы, при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации. [2,4]

Таким образом, считаем необходимым подчеркнуть особую значимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей необходимую оптимальную организацию обучения и большую мобильность образовательного маршрута студентов при освоении ими ООП.

Основываясь на работах Е.С Полат и др., можно смело утверждать, что информационно-коммуникативная компетенция - это использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), и эффективное применение их в педагогической деятельности [3].

Будущие педагоги: бакалавры и магистры в области педагогического образования совершенствуют свою информационную компетентность, осваивая в рамках различных дисциплин новые методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную деятельность и исследовательскую деятельность, знакомятся с новыми формами обучения (дистанционными).

Опыт обучения бакалавров и магистров в РГПУ им. А.И. Герцена по стандарту ФГОС ВПО третьего поколения (и три плюс в магистратуре) по направлению подготовки Педагогическое образование показывает, что

во-первых, информационно-коммуникативная компетенция формируется поэтапно. Базисом ее являются ключевые компетенции, которые формируются у школьников в процессе изучения школьных дисциплин.

Во-вторых, в процессе получения высшего профессионального образования этот процесс также можно обозначить, как многоступенчатый и поэтапный. Первая ступень, это уровень бакалавриата, вторая - магистратуры.

В-третьих, информационно-коммуникативная компетенция складывается из многих компонентов, которые заложены в других компетенциях: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК).

В-четвертых, эта компетенция необходима в различных областях профессиональной деятельности бакалавров, в образовательной, социальной и культурной сфере.

В-пятых, компоненты информационно-коммуникативной компетенции, формируются как в процессе обучения по основным образовательным программам, так и после прохождения обучения по ООП бакалавра и магистра, в процессе самообучения и развития.

Таким образом, среди требований, которые предъявляются современным стандартом к бакалаврам и магистрам педагогического образования есть компетенции, направленные на формирование и овладение информационно-коммуникативной компетенции:

                    владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

                    способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

                    способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Одной из форм инноваций в организации профессионального педагогического образования, одной из форм взаимодействия и диалога между педагогами и обучающимися, обеспечивающей формирование информационно-коммуникативной компетенции студента, является интернет конференция. Здесь же находят реализацию все уровни учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студента, в том числе по безопасности жизнедеятельности.

Общей характеристикой конференции является форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы. Необходимо отметить, что интернет конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Самое важное преимущество то, что выступления участников (в то числе удаленных) в рамках одной тематики позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон. Конференции позволяют услышать и увидеть различные подходы к решению одной задачи, что особенно важно при обсуждении актуальных вопросов и задач в области безопасности жизнедеятельности.

В Герценовском университете проводится большое количество конференций различного уровня: межфакультетские, всероссийские, международные. Они носят разные форматы, но наиболее востребованным форматом конференций по безопасности жизнедеятельности является научно-практическая конференция, при проведении которой осуществляется обмен опытом и знаниями в различных областях безопасности жизнедеятельности, обсуждаются практические и прикладные задачи.

Считаем необходимым поделиться опытом проведения научно-практических онлайн конференций на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена.

Конференции проходят традиционно ежегодно с 1997 года (год основания факультета) 2 раза в год осенью и весной (студенческая). В 2014-2015 учебном году конференции были проведены в стандартных формах с использованием ИКТ (т.е. прямого общения одного лица с аудиторией посредствам коммуникационных программ в сети интернет) и онлайн секций.

Организация и проведение студенческой международной интернет конференции (15 апреля 2015 года) по теме «Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и готовность к ним общества» было разбито на три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе организации интернет конференции, прежде всего, была предложена и одобрена тема, которая была актуальна и интересна для людей, изучающих научную и образовательную область безопасность жизнедеятельности – это студенты, профессорско-преподавательский состав факультета, работники образовательных учреждений, специалисты в области безопасности жизнедеятельности и педагогике. На этом же этапе определилось место проведения, выбирался организационный комитет: Членами оргкомитета заблаговременно была организована работа по оповещению и информированию участников конференции тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, места, времени, формата и статуса мероприятия, были разосланы приглашения участникам. Далее за несколько недель до проведения конференции проводилась запись претендентов на участие в конференции.

План проведения конференции включал: регистрацию участников, проведение филателистической выставки в музее факультета, официальное фотографирование участников в рекреации, пленарное заседание с основными докладами участников (в том числе режиме онлайн) и работу по секциям.

Секция №1 (работа секции в режиме онлайн). Глобальные и частные проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире.

Секция №2. Педагогические аспекты сохранения здоровья подростков и молодежи.

Секция №3. Проблемы образования молодежи в области безопасности жизнедеятельности.

Билингвальная дискуссионная площадка - Мастерская личностного роста «Успешный педагог – успешная личность» (на дискуссионной площадке общение производилось на английском и русском языках).

Конференция закрывалась заключительным заседанием с принятием резолюции по итогам конференции и свободным общением участников после завершения основных этапов работы.

Чтобы при проведении интернет конференции не происходили технические накладки, были проведены несколько репетиций. В процессе тестового проведения были отрегулированы работы всех устройств.

При работе веб камеры держался с аудиторией контакт. Чтобы участники не теряли интерес, темп проведения конференции был средним.

Общее количество участников мероприятия составило 87 человек. По тематике конференция получилась широкой и охватывающей общенаучные вопросы.

В режиме интернет связи были реализованы:

  1.                Приветственное слово директора Молодежного образовательного центра «Вихасоо» (г. Таллинн, Эстония), реализовано по средствам skype - конференции.
  2.                Доклад заведующей кафедрой географии Краковского Педагогического университета «Концепция построения системы подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования в республике Польша» (г. Краков, Польша), реализован по средствам skype - конференции.
  3.                Организована работа интерактивной секции «Глобальные и частные проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире», в процессе которой участники могли принимать непосредственное участие в работе конференции в реальном режиме времени (Сахалинский Государственный Университет и Молодежный образовательный центр «Вихасоо», Таллинн).

Таким образом, опыт обучения и реализации интернет конференций по безопасности жизнедеятельности, а также все многообразие использования информационных и телекоммуникационных технологий в РГПУ им. А.И. Герцена, позволяют создавать и совершенствовать единое информационное образовательное поле для подготовки будущего учителя. В процессе овладения дисциплинами ООП, в том числе по безопасности жизнедеятельности, у студентов педагогического вуза формируется информационно-коммуникативная компетенция и совершенствуется в дальнейшем информационная компетентность, Каждый студент при прохождении своего образовательного маршрута имеет возможность следить за развитием тех инновационных изменений, которые сегодня происходят в информационно-технологическом пространстве, приобретать умения и навыки системной работы с информационными технологиями, решать новые учебные и научно-исследовательские задачи, а в дальнейшем осуществлять информационную педагогическую деятельность, используя при этом весь спектр информационных образовательных ресурсов, новых методик и форм обучения.

 

Литература:

1.                  Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов Перспективы развития науки: сборник статей. // П52 Международной научно-практической конференции, 20 марта 2014 г. / отв.ред.А.А.Сукиасян. .-Уфа, РИЦБашГУ, 2014.

2.                  Горбачев С.В. Интернет-ресурсы как средство создания информационно-образовательной среды при изучении опасных природных явлений в курсе ОБЖ. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 года / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

3.                  Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения // Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров/ Под ред. Е.С.Полат – М.; Академи, 2006

4.                  Ребко Э.М. Информационно-образовательная среда педагогического вуза. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №2-2

Основные термины (генерируются автоматически): безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, интернет конференции, педагогическое образование, самостоятельная работа, конференция, область безопасности жизнедеятельности, работа, студент, Молодежный образовательный центр.

Ключевые слова

безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, информационные и телекоммуникационные технологии, интернет конференции

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Смирнова И. Г. Педагогические условия формирования информационно коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: дис…канд. пед. наук: 13.00.01/ И. Г. Смирнова. — Воронеж, 2011.

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...

безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, интернет конференции, педагогическое образование, самостоятельная работа, область безопасности жизнедеятельности...

Использование информационных технологий при обучении...

В последние несколько лет наблюдаются массовое внедрение интернета в школьное образование, а также доступ к нему получили все ученики и учителя России.

Использование учебных материалов по информационной... Основами безопасности жизнедеятельности для...

Совершенствование билингвальной коммуникативной...

коммуникативная компетентность, область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, умение

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Понимание коммуникативной компетентности...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся... умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся...

безопасность жизнедеятельности, учебный процесс...

научно-практическая конференция, безопасность жизнедеятельности, компетенция, информационные технологии.

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал...

Методические условия формирования коммуникативной...

Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Автор: Байгузева Александра Петровна. Рубрика: Спецвыпуск.

Современный подход к совершенствованию системы...

самостоятельная работа, высшее профессиональное образование, педагогический вуз, область безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности...

Дистанционная поддержка студентов по дисциплине...

дистанционная поддержка, баз платформы, область безопасности жизнедеятельности, дистанционное образование, курс, безопасность жизнедеятельности, профессиональная деятельность, самостоятельная работа, структура...

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Смирнова И. Г. Педагогические условия формирования информационно коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: дис…канд. пед. наук: 13.00.01/ И. Г. Смирнова. — Воронеж, 2011.

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...

безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, интернет конференции, педагогическое образование, самостоятельная работа, область безопасности жизнедеятельности...

Использование информационных технологий при обучении...

В последние несколько лет наблюдаются массовое внедрение интернета в школьное образование, а также доступ к нему получили все ученики и учителя России.

Использование учебных материалов по информационной... Основами безопасности жизнедеятельности для...

Совершенствование билингвальной коммуникативной...

коммуникативная компетентность, область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, умение

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Понимание коммуникативной компетентности...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся... умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся...

безопасность жизнедеятельности, учебный процесс...

научно-практическая конференция, безопасность жизнедеятельности, компетенция, информационные технологии.

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал...

Методические условия формирования коммуникативной...

Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Автор: Байгузева Александра Петровна. Рубрика: Спецвыпуск.

Современный подход к совершенствованию системы...

самостоятельная работа, высшее профессиональное образование, педагогический вуз, область безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности...

Дистанционная поддержка студентов по дисциплине...

дистанционная поддержка, баз платформы, область безопасности жизнедеятельности, дистанционное образование, курс, безопасность жизнедеятельности, профессиональная деятельность, самостоятельная работа, структура...

Задать вопрос