Библиографическое описание:

Вилейто Т. В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 28-31.



 

В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельности. Эффективной формой организации этого процесса являются интернет конференции по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, информационно-коммуникативная компетенция, информационные и телекоммуникационные технологии, интернет конференции.

Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих является одной из актуальных государственных задач, которая обусловлена сегодня все более частым проявлением опасных процессов в природной, социальной и техногенной среде. Социальный заказ государства по обучению населения грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей реализуется современной системой общего и высшего образования и определяется основными положениями Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.).

Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности является обязательной составляющей учебного плана в средней школе, а также в высших учебных заведениях. Курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) призван обеспечить студентов системой интегративных знаний в этой области. Эти знания создают основу для формирования умений и навыков безопасного поведения. Велико значение этой дисциплины в формировании личности безопасного типа поведения [2].

В РГПУ им. А.И. Герцена идет подготовка бакалавров по многим образовательным программам на различных факультетах. В учебные планы всех основных образовательных программ (ООП) бакалавриата включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая изучается на 1 курсе в объеме 108 часов. Из них 51 аудиторных часов (лекционных и практических занятий) и 57 часов самостоятельной работы.

Лекционные и практические занятия проходят по двум разделам: «Теоретические и практические основы безопасность жизнедеятельности», «Первая медицинская помощь, профилактика заболеваний. Основные правила оказания первой медицинской помощи в ЧС».

Самостоятельная работа по курсу БЖД заключается в подготовке и реализации студентами различных видов самостоятельных заданий (составление электронного терминологического словаря, аннотированного каталога по теоретическим основам безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям, каталогизация интернет ресурсов по правовым основам БЖД и др.). Студентами составляются памятки и руководства по действиям в ЧС, готовятся коллажи, разрабатываются опросные листы.

Анализ программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ООП подготовки бакалавра по направлению Педагогическое образование позволяет сделать вывод о том, что будущий педагог должен овладеть большим спектром знаний по теоретическим основам безопасности жизнедеятельности и обязательными практическими умениями. Среди множества таких умений хотелось бы выделить умения правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать влияние различных видов опасностей на жизнь человека, а также использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни [1, 2].

Нам представляется, что внедрение в обучение высшего профессионального образования информационных и телекоммуникационных технологий помогает студентам получать знания по всем дисциплинам, в том числе по безопасности жизнедеятельности, намного эффективнее, чем с использованием только обычных традиционных технологий, а также повышает качество подготовки специалистов-педагогов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Для этого необходимо, чтобы каждый студент обладал сформированными информационными знаниями, коммуникативными умениями и определенными навыками информационной культуры, обеспечивающими возможность каждому студенту активно участвовать в образовательном пространстве не только своего факультета, вуза, страны, но и международного информационного образовательного поля [1].

В этой связи важно понимать, что преимущества новых информационных технологий позволяют также развивать идеи Л.С. Выготского, В.А. Извозчикова и др., в направлении интерактивного обучения, педагогики сотрудничества, реализации межпредметных связей, активизации познавательной деятельности. В последнее десятилетие появилось дистанционное образование, которое открывает студентам – будущим педагогам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения [4].

Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, наравне с другими ведущими вузами страны, ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. В университете есть система дистанционных курсов на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru, а также fiido.ru, которые являются центром дистанционной поддержки образовательного процесса ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена".

Так же в университете реализована технология электронных библиотек, которые представляют инструмент, позволяющий разрабатывать учебные материалы и обеспечивающие к ним доступ студентам и преподавателям в удобном для работы электронном формате: «Электронный атлас» и «Электронный справочник». Назначения этого ресурса в оказании помощи студенту в выполнении домашнего задания, самостоятельной работы, при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации. [2,4]

Таким образом, считаем необходимым подчеркнуть особую значимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей необходимую оптимальную организацию обучения и большую мобильность образовательного маршрута студентов при освоении ими ООП.

Основываясь на работах Е.С Полат и др., можно смело утверждать, что информационно-коммуникативная компетенция - это использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), и эффективное применение их в педагогической деятельности [3].

Будущие педагоги: бакалавры и магистры в области педагогического образования совершенствуют свою информационную компетентность, осваивая в рамках различных дисциплин новые методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную деятельность и исследовательскую деятельность, знакомятся с новыми формами обучения (дистанционными).

Опыт обучения бакалавров и магистров в РГПУ им. А.И. Герцена по стандарту ФГОС ВПО третьего поколения (и три плюс в магистратуре) по направлению подготовки Педагогическое образование показывает, что

во-первых, информационно-коммуникативная компетенция формируется поэтапно. Базисом ее являются ключевые компетенции, которые формируются у школьников в процессе изучения школьных дисциплин.

Во-вторых, в процессе получения высшего профессионального образования этот процесс также можно обозначить, как многоступенчатый и поэтапный. Первая ступень, это уровень бакалавриата, вторая - магистратуры.

В-третьих, информационно-коммуникативная компетенция складывается из многих компонентов, которые заложены в других компетенциях: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК).

В-четвертых, эта компетенция необходима в различных областях профессиональной деятельности бакалавров, в образовательной, социальной и культурной сфере.

В-пятых, компоненты информационно-коммуникативной компетенции, формируются как в процессе обучения по основным образовательным программам, так и после прохождения обучения по ООП бакалавра и магистра, в процессе самообучения и развития.

Таким образом, среди требований, которые предъявляются современным стандартом к бакалаврам и магистрам педагогического образования есть компетенции, направленные на формирование и овладение информационно-коммуникативной компетенции:

                    владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

                    способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

                    способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Одной из форм инноваций в организации профессионального педагогического образования, одной из форм взаимодействия и диалога между педагогами и обучающимися, обеспечивающей формирование информационно-коммуникативной компетенции студента, является интернет конференция. Здесь же находят реализацию все уровни учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студента, в том числе по безопасности жизнедеятельности.

Общей характеристикой конференции является форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы. Необходимо отметить, что интернет конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Самое важное преимущество то, что выступления участников (в то числе удаленных) в рамках одной тематики позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон. Конференции позволяют услышать и увидеть различные подходы к решению одной задачи, что особенно важно при обсуждении актуальных вопросов и задач в области безопасности жизнедеятельности.

В Герценовском университете проводится большое количество конференций различного уровня: межфакультетские, всероссийские, международные. Они носят разные форматы, но наиболее востребованным форматом конференций по безопасности жизнедеятельности является научно-практическая конференция, при проведении которой осуществляется обмен опытом и знаниями в различных областях безопасности жизнедеятельности, обсуждаются практические и прикладные задачи.

Считаем необходимым поделиться опытом проведения научно-практических онлайн конференций на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена.

Конференции проходят традиционно ежегодно с 1997 года (год основания факультета) 2 раза в год осенью и весной (студенческая). В 2014-2015 учебном году конференции были проведены в стандартных формах с использованием ИКТ (т.е. прямого общения одного лица с аудиторией посредствам коммуникационных программ в сети интернет) и онлайн секций.

Организация и проведение студенческой международной интернет конференции (15 апреля 2015 года) по теме «Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и готовность к ним общества» было разбито на три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе организации интернет конференции, прежде всего, была предложена и одобрена тема, которая была актуальна и интересна для людей, изучающих научную и образовательную область безопасность жизнедеятельности – это студенты, профессорско-преподавательский состав факультета, работники образовательных учреждений, специалисты в области безопасности жизнедеятельности и педагогике. На этом же этапе определилось место проведения, выбирался организационный комитет: Членами оргкомитета заблаговременно была организована работа по оповещению и информированию участников конференции тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, места, времени, формата и статуса мероприятия, были разосланы приглашения участникам. Далее за несколько недель до проведения конференции проводилась запись претендентов на участие в конференции.

План проведения конференции включал: регистрацию участников, проведение филателистической выставки в музее факультета, официальное фотографирование участников в рекреации, пленарное заседание с основными докладами участников (в том числе режиме онлайн) и работу по секциям.

Секция №1 (работа секции в режиме онлайн). Глобальные и частные проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире.

Секция №2. Педагогические аспекты сохранения здоровья подростков и молодежи.

Секция №3. Проблемы образования молодежи в области безопасности жизнедеятельности.

Билингвальная дискуссионная площадка - Мастерская личностного роста «Успешный педагог – успешная личность» (на дискуссионной площадке общение производилось на английском и русском языках).

Конференция закрывалась заключительным заседанием с принятием резолюции по итогам конференции и свободным общением участников после завершения основных этапов работы.

Чтобы при проведении интернет конференции не происходили технические накладки, были проведены несколько репетиций. В процессе тестового проведения были отрегулированы работы всех устройств.

При работе веб камеры держался с аудиторией контакт. Чтобы участники не теряли интерес, темп проведения конференции был средним.

Общее количество участников мероприятия составило 87 человек. По тематике конференция получилась широкой и охватывающей общенаучные вопросы.

В режиме интернет связи были реализованы:

  1.                Приветственное слово директора Молодежного образовательного центра «Вихасоо» (г. Таллинн, Эстония), реализовано по средствам skype - конференции.
  2.                Доклад заведующей кафедрой географии Краковского Педагогического университета «Концепция построения системы подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования в республике Польша» (г. Краков, Польша), реализован по средствам skype - конференции.
  3.                Организована работа интерактивной секции «Глобальные и частные проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире», в процессе которой участники могли принимать непосредственное участие в работе конференции в реальном режиме времени (Сахалинский Государственный Университет и Молодежный образовательный центр «Вихасоо», Таллинн).

Таким образом, опыт обучения и реализации интернет конференций по безопасности жизнедеятельности, а также все многообразие использования информационных и телекоммуникационных технологий в РГПУ им. А.И. Герцена, позволяют создавать и совершенствовать единое информационное образовательное поле для подготовки будущего учителя. В процессе овладения дисциплинами ООП, в том числе по безопасности жизнедеятельности, у студентов педагогического вуза формируется информационно-коммуникативная компетенция и совершенствуется в дальнейшем информационная компетентность, Каждый студент при прохождении своего образовательного маршрута имеет возможность следить за развитием тех инновационных изменений, которые сегодня происходят в информационно-технологическом пространстве, приобретать умения и навыки системной работы с информационными технологиями, решать новые учебные и научно-исследовательские задачи, а в дальнейшем осуществлять информационную педагогическую деятельность, используя при этом весь спектр информационных образовательных ресурсов, новых методик и форм обучения.

 

Литература:

1.                  Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов Перспективы развития науки: сборник статей. // П52 Международной научно-практической конференции, 20 марта 2014 г. / отв.ред.А.А.Сукиасян. .-Уфа, РИЦБашГУ, 2014.

2.                  Горбачев С.В. Интернет-ресурсы как средство создания информационно-образовательной среды при изучении опасных природных явлений в курсе ОБЖ. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 года / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

3.                  Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения // Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров/ Под ред. Е.С.Полат – М.; Академи, 2006

4.                  Ребко Э.М. Информационно-образовательная среда педагогического вуза. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №2-2

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов