Библиографическое описание:

Бахвалова С. Б., Багмет С. А. Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 17-19.



 

Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образование в области безопасности жизнедеятельности, высшее педагогическое образование, бакалавр.

 

Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в контексте реформирования высшей школы заключается в формировании компетентного педагога-предметника на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учетом требований образовательного рынка труда [2, 4].

Данные целевые установки реализуются в РГПУ им. А. И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности в процессе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в рамках следующей образовательной траектории:

- первый год обучения осуществляется преимущественно — в рамках общенаучной подготовки (гуманитарная и социально-экономическая; естественнонаучная);

- два первые года обучения с превалированием на втором курсе — общепрофессиональная подготовка (психолого-педагогическая, методическая);

- в течение четырех лет обучения (с доминированием на 3 и 4 курсах обучения) — общепрофессиональная и профессиональная подготовка (методическая и предметно-профильная) [2].

Опираясь на исследования, проводимые в РГПУ им. А. И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности под руководством П.В. Станкевича по разработке основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в рамках направления 44.03.01 «Педагогическое образование» на основе индивидуально-ориентированного подхода и модульной конструкции содержания, был разработан рабочий план подготовки бакалавров [3].

Приведенная модель рабочего плана представляет собой структурно-логическое построение теоретического содержания основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» с учетом идей Болонской декларации (табл. 1).

Таблица 1

Модель рабочего плана распределения примерной учебной нагрузки подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

(без учета курсов по выбору и курса физическая культура)

Название модуля

1 курс
2 курс
3 курс
4 курс

Основной

29
39
34
22

Психолого-педагогический*

6
17
-
-

Методический*

-
-
14
-

Предметно-профильный**

23
22
20
22

Поддерживающий*

20
-
-

-

Гуманитарный

6
-
-

-

Социальный

6
-

-

-

Экономический

2
-

-

-

Естественнонаучный

6
-

-

-

Переносимый

3

6

9

18

Учебная практика

3

3

-

-

Производственная практика

-

-

9

12

Летняя практика

-

3

-

-

Квалификационная работа

-

-

-

6

Итого

не менее 52
не менее 45

не менее 44

не менее 40

*- базовая часть ФГОС ВПО.

** - вариативная часть ФГОС ВПО.

 

Цель первого этапа — формирование у бакалавров общекультурных компетенций (ОК) путем развития общенаучных значимых знаний и умений у студентов в социально-правовой, социально-экономической, естественнонаучной, информационно-технологической и коммуникативной сферах.

Ведущими на данном этапе являются следующие дисциплины базовой части стандарта общенаучной подготовки: История (3 зач. ед.), Философия (3 зач. ед.), Иностранный язык (4 зач. ед.), Экономика образования (2 зач. ед.), Культура речи (2 зач. ед.), Информационные технологии (2 зач. ед.), Основы математической обработке информации (2 зач. ед.), Естественнонаучная картина мира (2 зач. ед.).

Общая логика построения образовательной траектории на первом этапе (общенаучном) подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности основывалась на следующих особенностях:

- определение студентами курсов по выбору в рамках общенаучной подготовки (вариативная часть стандарта) в течение первых двух лет обучения;

- изучение базовой части содержания поддерживающего модуля - первый год обучения.

Цель второго этапа — формирование у бакалавров общепрофессиональных компетентностей (ОПК), необходимых для выполнения основных видов профессиональной деятельности.

Ведущим на данном этапе являлся основной модуль (психолого-педагогическая подготовка), отражающий специфику педагогической деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Основными на данном этапе являются следующие дисциплины базовой части стандарта общепрофессиональной подготовки: Психология (10 зач. ед.), Педагогика (10 зач. ед.), Безопасность жизнедеятельность (3 зач. ед.).

Общая логика построения образовательной траектории на втором этапе (общепрофессиональном) подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности основывалась на следующих особенностях:

- определение студентами курсов по выбору в рамках общепрофессиональной подготовки (вариативная часть стандарта) в течение второго года обучения не менее 10 зачетных единиц;

- изучение базовой части содержания основного модуля (психолого-педагогическая подготовка) в основном на втором году обучения.

- проведение летней и учебной практик в течение первых двух лет обучения.

Цель третьего этапа — формирование профессиональных компетентностей (ПК) путем развития предметно-профильных знаний и умений для готовности бакалавров к решению профессиональных задач.

Ведущим на данном этапе являлся основной модуль (методическая и профильная подготовка), отражающий специфику профессиональной деятельности педагога в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевыми дисциплинами базовой части стандарта общепрофессиональной и вариативной части профессиональной (предметно-профильной) подготовки выступают: Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности (14 зач. ед.), «Основы военной службы» (11 зач. ед.), «Социальная безопасность человека» (13 зач. ед.), «Зажита человека ЧС» (16 зач. ед.), «Безопасность жизни в техносфере» (18 зач. ед.), «Основы медико-валеологических знаний» (17 зач. ед.), «Основы психологической безопасности в ЧС» (13 зач. ед.).

Общая логика построения образовательной траектории на третьем этапе (методическом и профессиональном) подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности основывалась на следующих особенностях:

- определение студентами курсов по выбору в рамках общепрофессиональной подготовки (вариативная часть стандарта) в течение третьего года обучения не менее 10 зачетных единиц, соответственно четвертого года обучения 20 зачетных единиц;

- проведение производственной практики в течение третьего и четвертого годов обучения;

- выделение учебного времени на обязательную к изучению вариативную часть профессионального блока предметно-профильного содержания не более 90 зачетных единиц.

После освоения студентами теоретической и практической частей содержания основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» проводится государственная итоговая аттестация, которая включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Время, отводимое на итоговую аттестацию (государственный экзамен, подготовка и защита выпускной квалификационной работы), составляло для бакалавров образования не менее четырех недель, что составляет 6 зачетных единиц.

Таким образом, перечисленные структурно-содержательные особенности в наибольшей степени определяют стратегию подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» [4].

 

Литература:

  1.                Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений / Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г., Громов Ю.В., Киселева Э.М., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Малков С.П., Молодцова Е.Ю., Попова Р.И., Ребко Э.М., Станкевич П.В. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
  2.                Соломин В.П., Станкевич П.В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасн6ости жизнедеятельности. // Молодой ученый. № 18.1 [77.1] 2014. – с. 4 – 6.
  3.                Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Соломин В.П., Станкевич П.В. В сборнике Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 4-6
  4.                Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов