Библиографическое описание:

Авдеева Н. В., Абрамова В. Ю. Развитие информационной грамотности населения о правилах безопасного поведения в ситуациях техногенного характера // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 4-7.



 

В данной статье анализируются теоретические и методические предпосылки развития информационной грамотности населения в области техногенных опасностей в курсе «Безопасность жизнедеятельности», необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. В статье проведен анализ оценки состояния знаний студентов в области чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе и их информационной грамотности о правилах безопасного поведения и действия населения в различных ситуациях техногенного происхождения. В статье предпринята попытка обоснования необходимости изучения вопросов информирования населения в области безопасности жизнедеятельности в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: техногенная опасность, ситуации техногенного характера, информационная грамотность населения в области техногенных опасностей.

В современном мире становится все более осознанной необходимость организованного противостояния бесчисленным опасностям, рискам, угрозам порожденными процессами глобализации. Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из главных задач стоящих перед мировой цивилизацией. Одним из факторов безопасности жизнедеятельности является информирование населения о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Владение этими знаниями - обязанность каждого гражданина России, в связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования в формировании личности, знающей основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, общества, государства от современных опасных факторов и способной самостоятельно применять эти знания в ситуации выбора.

Проблема обучения молодежи основам личной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления [1,2], основной упор при разрешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы знаний в области чрезвычайных ситуаций техногенного характера молодого поколения [1,4,5].

Анализ специальных литературных источников показал, что под «чрезвычайными ситуациями техногенного характера понимают неблагоприятную обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут привлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей». Так, например, специалист в области безопасности жизнедеятельности В.А. Кимов утверждает, что деятельность по обеспечению техногенной безопасности строиться на признании возможности возникновения аварийных ситуаций с объектами техники и принятии мер по недопущению их возникновения.

Учитывая актуальность и вероятность возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций, их условно можно разделить на следующие группы:

- транспортные аварии (аварии, на следующих видах транспорта водный, наземный, воздушный и подземный);

- пожары и взрывы (самые распространенные ЧС они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах);

- химическая авария (связанная с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки, такие как: хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый, сероводород, нитрил акриловой кислоты);

- радиационная авария (возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.);

- внезапные обрушения зданий (чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.);

- аварии на коммунальных и энергетических системах жизнеобеспечения (редко приводят к гибели люде, однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения);

- гидродинамические аварии (возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин).

Исследователь в области безопасности жизнедеятельности Махутов Н.А. в своей работе отмечает, что методы повышения техногенной безопасности состоят в нормативно обоснованном принятии конструктивных, технологических и эксплуатационных решений для указанных стадий жизненного цикла, в декларировании и поддержании безопасности на требуемом уровне [3].

Следует отметить, что актуальность защиты населения в области техногенной безопасности отражена в правовых и нормативных актах, регулирующих общие механизмы техногенной безопасности человека. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, как правило, достаточно масштабны (от региональных до международных), приводят к серьезным финансовым потерям, человеческим жертвам и экологически неблагоприятным последствиям. ЧС техногенного характера являются непредсказуемыми ситуациями, требующими мгновенной мобилизации большого количества людей. В таких ситуациях основное правило – не впадать в панику. Сохраняя спокойствие, провести анализ ситуации и действовать в соответствии с инструкцией, по возможности, помогая тем, кто находится рядом с вами.

Одним из направлений подготовки населения по безопасности жизнедеятельности в области техногенной безопасности является прямое педагогическое воздействие на обучающихся или опосредованное воздействие с использованием наглядных пособий и технических средств обучения. По мнению специалиста в области безопасности жизнедеятельности Воробьева Ю.Л., повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности, возможно, наполовину сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения и материального ущерба в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и на водных объектах [2].

Анализ научных исследований (Абрамовой В.Ю., Алексеева С.В., Белова С.В., Крючек Н.А., Поповой Р.И., Русак О.Н., Соломина В.П., Станкевича П.В. и др.) в области исследований безопасности человека показал, что аспекты подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности раскрывают вопросы информационной грамотности населения в области техногенной безопасности.

В связи с этим внедрение в образовательные учреждения изучение вопросов формирования знаний безопасного поведения человека в области техногенной безопасности, основаны на разработке программ, учебников и учебных пособий по информированию населения о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация обучения населения правилам безопасного поведения в ситуациях техногенного характера органически встраивается в учебно-воспитательный процесс в систему занятий курса «Безопасность жизнедеятельности». По нашему мнению, реализация данного курса позволяет внедрять в учебный процесс информационные технологии обучения правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые выступают в качестве инструмента изучения, исследования, оценки и выбора способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

С целью изучения и оценки состояния знаний в области чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе и их информационной грамотности о правилах безопасного поведения и действия населения в различных ситуациях техногенного происхождения было проведено анкетирование студентов.

Таблица 1

Результаты опроса студентов о правилах безопасного поведения в ЧС техногенного характера

Вопросы

Варианты ответов

Ответы (%)

1.К ЧС техногенного характера относятся

а) экологический кризис

б) катастрофа

в) пандемия

28,7

63,2

8,1

2.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить

а) в управлении по делам ГО и ЧС

б) в полиции

в) в санитарно-экологическом надзоре

г) в госпожнадзоре

68,2

12

5,4

14,4

3. Как должен действовать пассажир, если автомобиль, в котором он ехал, упал в воду с моста и погружается на дно

 

а) быстро избавиться от лишней одежды, сделать несколько вдохов и выдохов, при заполнении машины водой наполовину выбраться через дверь или разбить лобовое стекло, резко всплыть

б) сделать глубокий вдох, подождать, пока автомобиль полностью наполнится водой, открыть дверь или выбить окно, выбраться из автомобиля и плыть вверх

в) ухватиться за водителя и ждать, пока он вытащит пассажира из автомобиля

59,4

 

 

 

 

40,6

 

 

 

-

 

4. Вы являетесь пассажиром трамвая, сидите в кресле и видите, что с левой стороны, не обращая на запрещающий сигнал светофора, на большой скорости движется грузовик. Вы понимаете, что столкновение неизбежно. Ваши действия:

 

а) принять безопасную позу (сгруппироваться), после столкновения покинуть трамвай через окно, двери или аварийные люки, оказать помощь пострадавшим

б) нужно быстро и громко предупредить находящихся в салоне пассажиров об опасности, встать и упереться руками в поручень

в) лечь на сиденье, подтянув колени к животу, и крепко держаться за соседнее кресло

56,7

 

 

 

37,2

 

 

 

6,1

5. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет

 

а) включить радио (ТВ), выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии

б) включить радио (ТВ), выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии

 

 

 

48,7

 

 

 

 

 

36,5

 

 

 

 

14,8

6.При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате

 

а) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей

б) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений

в) прохождения радиоактивного облака через одежду и кожные покровы

46,6

 

 

41,3

 

 

12,1

7.Цель йодной профилактики - не допустить

 

а) поражения щитовидной железы

б) возникновения лучевой болезни

в) внутреннего облучения

28,7

63,2

8,1

8.Наиболее сильной проникающей способностью обладает

а) гамма-излучение

б) альфа-излучение

в) бета-излучение

43,1

16,9

40

9. Укажите, какие объекты повышенного риска расположены в вашем городе?

а) РОО

б) АЭС

в) ГЭС

37,8

32

30,2

10.Из каких информационных источников вы узнаете о правилах безопасного поведения в ЧС техногенного характера

а) TV+ Интернет+печатные издания

б) TV+ Интернет

в) печатные издания

47

40,7

12,3

 

Основываясь на данных таблицы можно сделать вывод о том, что не все студенты обладают достаточными знаниями в области чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это свидетельствует о том, что респонденты подвержены опасностям техногенного характера, которые могут возникнуть в их регионе. Большинство опрошенных знают о правилах безопасного поведения человека в ЧС техногенного характера, но не все знают, какие алгоритмы безопасного поведения населения в этих ситуациях эффективны. Также результаты анкетирования показывают, что некоторые респонденты не владеют аспектами защиты населения в области радиационной безопасности, однако многие студенты отмечают, что гамма-излучение обладает проникающей способностью. Однако, не все студенты имеют представление об объектах повышенного риска, расположенных в их городе. Говоря об информационной грамотности студентов о правилах безопасного поведения в ЧС техногенного характера, отмечаем тот факт, что большинство опрошенных самостоятельно интересуется правилами безопасного поведения в ситуациях техногенного характера.

Обобщая вышеизложенное, отмечаем, что эффективность информационной грамотности населения должна модернизироваться и подстраиваться под то время, в которое мы живем. В данном случае необходимо рассмотреть варианты применения информационных модулей по оповещению населения о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

 

Литература:

  1.                Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. – М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.- 472 с.
  2.                Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). – М., 2005. – 376с.
  3.                Махутов Н.А. Конструкционная прочность и техногенная безопасность: В 2 ч. — Новосибирск: Наука, 2005. – 494 с.
  4.                Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников.//Молодой ученый. 2014, №12. – С. 295-297.
  5.                Соломин В.П., Станкевич П.В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасн6ости жизнедеятельности. // Молодой ученый. № 18.1 [77.1] 2014. – с. 4 – 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов