Библиографическое описание:

Соломин В. П., Абрамова С. В., Станкевич П. В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 2-4.



 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. На основе анализа ряда противоречий в современной педагогической теории и вузовской практике предпринята попытка раскрыть приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, затрагивающие структурные, содержательные, технологические, результативные элементы профессионально-образовательной системы.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, открытое образование, приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

 

В настоящее время в условиях коренных изменений, происходящих в сфере науки, техники и производства, российское общество идет по пути реформ, направленных на качественное преобразование государственных институтов с учетом перспектив развития высшего образования.

В целом успех развития современного информационного общества во многом зависит от статуса образования и качества подготовки современных специалистов в различных сферах. Соответственно в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 года отмечается, что в настоящее время требуется кардинальное и масштабное изменение квалификационных требований к педагогическим кадрам, то есть компетентности специалиста в области образования для решения профессиональных задач по повышению социальной направленности системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ по формированию у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции. Следовательно современная ситуация в отечественном высшем образовании в целом характеризуется глубоким реформированием всех звеньев образовательной системы, протекающих в условиях изменения целей и ценностных ориентиров образования, смены типов культур.

В связи с этим, закономерным и своевременным является реализация задач в современном российском высшем педагогическом образовании в соответствии с международными стандартами образования, с учетом национальных традиций, фундаментальности образования и опыта российской высшей школы по подготовке высокопрофессиональных педагогов.

В особой степени это касается системы уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, которое должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа на подготовку педагогов, способных решать профессиональные задачи по формированию мировоззренческой культуры безопасности у населения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей и угроз [3].

Определяя цели и задачи образования населения в области безопасности жизнедеятельности, необходимо отметить, что они обусловлены национальным интересом, государственной политикой в образовательной сфере и социально-экономическим потенциалом страны.

В связи с этим переход на уровневую систему педагогического образования актуализирует проблему подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, которая характеризуется наличием ряда противоречий в современной педагогической теории и вузовской практике, а именно:

– между сложившейся системой подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности и необходимостью определения её новых методологических основ в условиях реформирования высшей школы в период перехода к стандартам новых поколений (3+ и 4 – прикладной и академический бакалавриат);

– между реальной потребностью современной общеобразовательной школы в учителях безопасности жизнедеятельности, готовых к преподаванию на основе обобщенных идей ноосферного, экологического, глобального образования, и существующей вузовской практикой подготовки бакалавров по соответствующему профилю;

– между инертной позицией студента в учебно-воспитательном процессе и новой парадигмой индивидуально-ориентированного образования, в котором студент самостоятельно осуществляет планирование своей учебной деятельности;

– между потребностью студента в большей свободе при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» и недостаточной разработанностью механизмов перехода к открытому образованию.

Следовательно, встает вопрос о необходимости изменения уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, затрагивающее структурные, содержательные, технологические, результативные элементы профессионально-образовательной системы, которые осуществляют свое развитие на основе следующих приоритетов:

  •      формирование «открытого образования» как многофункциональной системы подготовки будущих педагогов, основанной на дифференциации учебного содержания на направления, профили и специализированные программы, обеспечивающие различные модели образовательных траекторий, отвечающие интересам личности и ориентированные на потребности рынка труда [1].

В данном аспекте открытость образования рассматривается как доступность потенциальному потребителю (абитуриенту и работодателю) сведений об образовательных программах, реализуемых в вузе, и независимой оценкой качества подготовки выпусков;

  •     разработка системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на основе стандартов 3+ и 4 поколений, обеспечивающей более широкий и осознанный выбор образовательных маршрутов (бакалаврских профилей – академический и прикладной; специализированных магистерских программ; аспирантских специальностей) в рамках направления подготовки, позволяющей осуществлять действительную преемственность и открытость всей системы образования на разных уровнях.

Единая стратегия образования будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности обеспечивается сопряженностью стандартов по направлению «Педагогическое образование», которая проявляется в единстве требований к теоретическим знаниям и практическим умениям по общенаучной, общепрофессиональной и профессиональной подготовке на разных уровнях обучения на основе ноксологического принципа к отбору учебного содержания в системе «бакалавр – магистр – аспирант»;

  •           оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности, формирование основных образовательных программ на основе открытия новых профилей и специализированных магистерских программ в рамках предметной области «Безопасность жизнедеятельности» в зависимости от потребности образовательного рынка труда.

Основной исходной позицией для определения структуры образования бакалавров является единая подготовка по направлению «Педагогическое образование» в течение двух лет, которая предусматривает изучение общенаучных и, в основном, – общепрофессиональных дисциплин, в частности, по теории педагогики и психологии (базовый компонент). На старших курсах подготовка бакалавров осуществляется за счет дисциплин профильной подготовки и частично-общепрофессиональных дисциплины, содержание которых направлено на приобретение предметно-профильных, методических и технологических знаний и формирование у студентов умений и навыков применять их в профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, образование на уровне бакалавриата является фундаментальным в профессиональной сфере, а на уровне магистратуры – специализированным в предметно-профильной подготовке.

При этом необходимо отметить, что методологической основой построения содержания подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности выступает модель распределения учебной нагрузки по модулям, которые связаны между собой и расположены в определенном порядке. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого;

  •     реализация личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения (индивидуально-образовательный маршрут в рамках образовательного профиля) студентов на бакалаврском уровне образования с последующим обучением в магистратуре и аспирантуре.

Структура индивидуального образовательного маршрута отражает принцип этапности, когда подготовка представляет собой законченный этап, характеризующийся определенным уровнем сформированности знаний, умений, навыков и компетенций. Самоорганизация образовательного процесса предполагает большую свободу выбора обучающимися дисциплин, перечисленных в учебном плане, личное участие каждого студента в выборе образовательной траектории позволяет учесть их мотивационные установки, интересы, способности, познавательные и другие личностные особенности;

  •     совершенствование структуры (асинхронная или нелинейная организация образовательного процесса), содержания (блочно-модульная структура учебного материала) и форм (превалирование интерактивных форм обучения) в системе подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО и положениями Болонской декларации (2003 г.) становится реальным переход от «линейной» (последовательной) системы обучения к «асинхронной» или нелинейной организации учебно-воспитательного процесса путем сочетания в учебных планах дисциплин инвариантной (базовой) и вариативной частей [2]. Это предполагает определенную свободу студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута. При этом нелинейная организация образовательного процесса нацелена на мобильное и гибкое планирование учебно-воспитательного процесса и использование адекватных форм, методов и средств обучения; установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы; выработку у студента способности к самообразованию и саморазвитию, потребностей и навыков самостоятельного и творческого овладения знаниями в своей практической деятельности;

  •     развитие интегративных процессов в формировании содержания образования будущего педагога-предметника вследствие усложняющегося синтеза научных знаний как ведущей методологической закономерности современного состояния науки вообще и педагогики в частности.

Содержание образования является важнейшим и наиболее мобильным компонентом системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, отвечающей современным социально-экономическим запросам и вызовам общества. Оно формируется в соответствии с выявленными целями на основе современного состояния фундаментальной науки, определяющей профильные знания, которые адаптированы к современному предметному образованию через призму психолого-педагогического знания. Таким образом, теоретические знания в системе образования выступают как совокупность, отражающая определенную сторону практики, являясь активным, творческим выражением объективной закономерности развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности;

  •     разработка научного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса подготовки будущего педагога.

Для построения модели подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности требуется обоснование методологического комплекса, определяющего основные компоненты образовательной системы. При этом необходимо учитывать, что методическое сопровождение образовательного процесса в рамках образовательной системы рассматривается как открытая сложная система с множеством взаимосвязанных элементов, которая проявляет способность к изменениям за счет так называемых вариативных оболочек, включающих в себя различные вспомогательные и дополнительные образовательные ресурсы.  Это определяет доступность и открытость образования с учетом быстроты «реакции» всех компонентов системы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности на изменение в образовательной среде. 1

Таким образом, ориентация высшего образования на опережающий характер подготовки специалистов, готовых к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности, обусловила изменения в системе уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

  1. Бояров Е.Н. Функциональная модель безопасной информационной образовательной среды подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности / Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 357 с. – С. 45-60.
  2. Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов Перспективы развития науки: сборник статей. // П52 Международной научно-практической конференции, 20 марта 2014 г. / отв.ред. А.А. Сукиасян. .-Уфа, РИЦБашГУ, 2014.
  3. Cистема подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасностиРебко Э.М.Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 156-162.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов