Библиографическое описание:

Обухович В. В. Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 120-122.



 

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность как часть информационной компетентности. Осуществлена попытка определения информационной компетентности, а также определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет. Кроме того, предлагается ряд решений по развитию информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, интернет-безопасность.

 

Система образования всегда строится на основе уже более или менее сформировавшейся культуры, поэтому рождающийся сегодня тип культуры ещё не обладает адекватной образовательной системой, что ведёт к активным поисками модели образования, отвечающей вызовам современной цивилизации.

Образование не может не быть инновационным. М. Месарович и Э. Пестель писали об этом: «либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофами» [4].

В последние десятилетия инновации в российском образовании были масштабными, образование стремительно менялось. Так, на смену традиционному «знаниевому» подходу пришёл «компетентностный». Сейчас же происходит замена «компетентностного» подхода «адаптационным»[8, с. 13]. «Адаптивный» подход делает «акцент на формировании способности учащихся адекватно реагировать на вызовы современной культуры и применять полученные знания и навыки в процессе социализации и инкультурации»[8, с. 13].

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в качестве ведущего заявлен компетентностный подход: «В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системнодеятельностный (компетентностный) подход»[6, с. 4-6]. Данный подход подразумевает результатом образовательной деятельности является не набор знаний, а определённый уровень компетентности: «Интегрированным результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень компетентности выпускника»[6, с. 4-6]. Под ключевыми компетентностями в стандарте понимается следующее: «ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации»[6, с. 7-11].

Соответственно, информационная компетентность является одной из базовых компетентностей, на формирование которой направлена современная российская система образования, одна из целей образования.

С понятием информационной компетентности тесно связана информационная безопасность. Информационную безопасность следует понимать как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия»[3]. Средствами информационного воздействия могут быть литература, искусство, образование, воспитание, личное общение, а также средства массовой коммуникации (в том числе интернет)[3].

Таким образом, хотя само понятие «информационная комплектность» не сводится к аспектам связанным, с компьютеризацией, является более широким, интернет-безопасность является частью информационной компетентности и одной из наиболее актуальных сегодня тем. Именно указанной проблематике посвящена настоящая статья.

Некоторые современные авторы высказывают мысль о необходимости повышения роли интернета в современном школьном образовании. Так, В.М. Спиваковский [5] пишет: «Сорок лет назад писатель Даниил Данин хорошо сказал, что детей нужно знаниями соблазнять. Применительно к сегодняшнему дню это значит увлечь ученика, чтобы он сам захотел погуглить в Интернете и полистать Википедию <…> Например, сколько учебных часов в школьном расписании направлено на то, чтобы соответствовать Google_Yandex, ведь главное теперь – быстрый поиск нужных знаний. В результате получим пропорцию, которую назовём «учёба против жизни»[5, с. 131-133]. Однако, на мой взгляд, к идее о расширении компьютеризации в обучения следует относиться с осторожностью. Представляется, что интернет не только приносят пользу, но и являются сильным искушением для учащихся, затягивающим их в виртуальный мир, и надо учить школьников распределять своё время, не только развлекаться, но и получать знания, уметь отличать авторитетные источники от сомнительных.Кроме того, педагогика принципиально основана на общении человека с человеком и передачи через это общение культурного опыта, знаний, эмоций; и, по моему мнению, сократить роль учителя и сделать шаг к компьютеризации будет означать убить педагогику.

В числе небезопасной интернет-информации проводятся, в частности, следующие виды сайтов: посвящённые какой-либо незаконной деятельности, подвергающие риску конфиденциальность посетителей, с рекламой табака и алкоголя, пропагандирующие насилие и девиантное поведение, содержащие информацию о сектах и террористических организациях, посвящённые продаже запрещённых товаров. Опасность таких ресурсов состоит в возможности нарушения нормального развития ребёнка, неправильного формированию нравственных ценностей, знакомстве с людьми с преступными намерениями, заражении компьютера вредоносными программами [2, с. 177-178].

Важно отметить, что часто школьники сами не понимают данную опасность, которую могут встретить в интернете. В этой связи путёмразвития информационной безопасности является просветительская деятельность [3].

Одним из проблем является отсутствие уроков медиабезопасности, часто школьники даже не понимают этого термина. Знания о медиабезопасности необходимы в связи с тем, что вредоносные сайты устроены таким образом, что находятся в поисковых системах при безопасных запросах [1]. Представляется, что отказ от вредной информации должен быть осознанным выбором ребёнка, сформированным под влиянием просветительской деятельности, медиабезопасности.

Специалисты предлагают ряд решений проблемы медиабезопасности: например, посещение детьми определённого перечня безопасных сайтов, интернет-фильтр. Однако все указанные меры не должны быть скрытыми от школьника [7]. Так, психологАндрей Березников отмечает: «Чтобы запреты не вызвали негативного отклика (особенно когда речь идет о подростках), нужно все ограничения проговаривать в устной беседе с ребенком»[7].

Важно отметить, что запрет не является решением проблемы. Так, психологи выделяют три типа школьников, пользующихся интернетом: «ботаники» (интересуются только полезной информацией), «потребители онлайн контента» (ищут общения, наиболее часто используемые ими ресурсы – это социальные сети и всевозможные чаты), а также «универсалы» (совмещают все виды сетевой активности). Запреты действуют лишь на первую группу, но ей они и не нужны. У остальных же радикальные меры вызывают противоречие и подрывают доверие к взрослым [7].

В этом отношении неэффективным и неэтичным считается метод программ-шпионов, которые просто позволяют видеть все действия ребёнка в сети [1]. «Ребенок, скорее всего, воспримет это как предательство»[1], – считает психолог Наталья Мелешкова.

Кроме того, важным представляется знакомство учащихся с полезными сайтами. Так, многих учащихся могут заинтересовать сайты вузов, в которые они планируют поступать.Сегодня в условиях развития информационных технологий сайты вузов приобретают особое значение. Они становятся таким же источником информации, как дни открытых дверей, или информация, полученная от официальных лиц. Можно смело утверждать, что сегодня сайт – это неотъемлемая часть вуза.

Важно отметить, что интернет-безопасность должна была частью образования не только детей, но и родителей. Зачастую родители не знают об опасностях, которые ребёнок может встретить в интернете, не следят за временем и деятельностью детей в сети, не знают о программах родительского контроля и фильтрации. Часто родители считают, что интернет-образованием должна заниматься школа, однако это не так. Каждая семья должна продумать собственную стратегию родительской помощи в интернете, состоящую из следующих элементов: правила и ограничения, личный контроль, использование технических средств защиты, личное активное участие в виртуальной жизни детей [7].

Таким образом, в системе современного среднего образование интернет-безопасность должна занимать важное место, воспитывая личность, не только защищённую от негативной интернет-информации, но и способную делать собственный выбор.

 

Литература:

  1. Детский совет «за» безопасный интернет [электронный ресурс] // Официальный
  2. сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://spbdeti.org/id2132 (дата обращения: 18.10.2015.)
  3. Гафнер В. В. Информационная безопасность: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону:
  4. Феникс, 2010. — 324 с.
  5. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности
  6. младшего школьника: автореф.дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. / Малых Татьяна Александровна. – Иркутск: 2007.
  7. Месарович М., Пестель Э. Человечество на перепутье, 1974 г.
  8. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв - Киев: Гранд-Экспо, 2011. – 436 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. — 21 с.— (Стандарты второго поколения).
  10. Чтобы дети не угодили в сети [электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://spbdeti.org/id2758 (дата обращения: 18.10.2015.)
  11. Янутш О.А. Новые акценты в образовании: культурологический анализ возможных рисков // Школа и учитель в культуре региона: Материалы ежегодного всероссийского Выборгского культурологического семинара «Проблемы культуры школы и изучения культуры в школе» 8 - 9 февраля 2013 года. – Вып 4. – СПб.: Астерион, 2014. – с. 13-18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов