Библиографическое описание:

Ломов А. С. Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 105-108.

 

В статье описывается методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области. Данная модель лежит в основе системы дистанционной поддержки учителей безопасности Сахалина и Курильских островов, разрабатываемой коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности Сахалинского государственного университета.

Ключевые слова: дистанционная поддержка, методическая модель, учителя безопасности жизнедеятельности, профессионально-трудовые потребности региона

 

На сегодняшний день на территории Сахалинской области в недостаточной мере осуществляется поддержка учителей безопасности жизнедеятельности. Анализ данной проблемы показывает, что в настоящее время отсутствует методическое объединение учителей безопасности жизнедеятельности, расформирована кафедра теории и методики физической культуры и ОБЖ на базе ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», нет условий для профессиональной переподготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности, содержание курсов повышения квалификации морально устарело и носит лишь формальный характер.

С целью решения данной проблемы кафедрой безопасности жизнедеятельности ВГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» создается система дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности, которая позволит:

  •                  осуществлять дистанционное повышение квалификации посредством проведения онлайн вебинаров и дистанционных MOOC-курсов;
  •                  проводить дистанционные научно-практические интернет-конференции в области безопасности жизнедеятельности;
  •                  распространять методические разработки, электронные учебно-методические пособия, учебники, наглядные материалы (видео, аудио, 3D-модели, учебные программы для ЭВМ и базы данных);
  •                  оказывать помощь будущим учителям безопасности жизнедеятельности при прохождении ими педагогической практики.

Главным образом, разработанная система обеспечит адресную дистанционную поддержку каждого учителя безопасности жизнедеятельности на территории Сахалинской области, позволяя своевременно отслеживать их потребности в научно-образовательной и методической помощи.

Модель.png

Рис. 1. Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности

На основе анализа и обобщения психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования нами была разработана методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области (Рис. 1).

Данная модель включает в себя следующие компоненты: теоретико-методологический компонент, целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

Теоретико-методологический компонент включает в себя основополагающие идеи, методологические подходы и ведущие принципы, лежащие в основе организации дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области.

Важной особенностью разработанной методической модели является идея удовлетворения регионально-трудовых потребностей. Рассматривая современное состояние системы образования Российской Федерации можно определить, что важным направлением ее развития являются механизмы формирования кадровой системы направленной на максимально возможное удовлетворение потребностей региона. В результате чего система дистанционной поддержки учителей Сахалинской области должна учитывать потребности региона в квалифицированных педагогических кадрах. Важно чтобы система дистанционной поддержки имела гибкость в выборе методов, средств и форм обучения, а также высокую степень вариативности в наполнении содержания образовательной деятельности, особенно в отношении его региональной составляющей.

Совершенствование Российской системы образования направлено на создание механизмов вовлечения в образовательный процесс новых участников, способных повысить его качество, удовлетворить потребности не только всего региона, но и отдельного работодателя. Однако увеличение числа участников образовательного процесса требует внедрения и механизмов распределения ответственности и между ними. Данная идея реализуется посредством распределения ответственности между ВГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», Министерством образования Сахалинской области департаментами образования Сахалинской области, школами региона и сообществом учителей безопасности жизнедеятельности. Следует отметить, что учителя безопасности жизнедеятельности выступают равноправными участниками образовательного процесса, участвующими во всей работе системы дистанционной поддержки (информационное наполнение, методическое сопровождение, административно-организационная и оценочно-результативная деятельности и др.).

К числу основных методологических подходов, лежащих в основе разработанной модели, лежат следующие подходы: практико-ориентированный, личностно-ориентированный, компетентностный, сетевой.

На сегодняшний день практико-ориентированный подход является основой для совершенствования кадровой системы РФ и выработки новых условий подготовки студентов в системе высшего профессионального образования и переподготовки действующий специалистов. Практико-ориентированный подход является ведущим подходом в предлагаемой методологической модели, определяя концептуальные механизмы взаимодействия участников образовательного процесса в рамках дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области.

Личностно-ориентированный подход, базируясь на гуманистических концепциях философии, психологии и педагогики предполагает, что в центре педагогических процессов находится личность обучающегося, стремящаяся к максимальной реализации своих познавательных возможностей (самоактуализации). Фундаментальные основы личностно-ориентированного подхода, играют определяющую роль в методической модели дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области, предоставляя учителям возможность выбирать индивидуальный образовательный маршрут и реализовывать потенциал самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход является основополагающей и неотъемлемой частью современной модернизируемой системы образования. С позиции компетентностного подхода целью послевузовской системы обучения служит развитие существующих и формирование новых профессиональных компетенций действующих специалистов. Использование компетентностного подхода в разработанной модели предполагает формирование у учителей безопасности новых предметных (специальных) компетенций в процессе применения дистанционной поддержки.

Сетевой подход позволяет осуществлять распределенную переподготовку учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области, посредством привлечения к ней ведущие научно-исследовательские институты, сторонние высшие учебные заведения, организации и предприятия. Данный подход позволяет создать наиболее оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных компетенций, используя для этого информационно-образовательные и материально-технические ресурсы других организаций, являющихся необходимыми для новых компетенций.

Принцип информатизации предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности. Принцип информатизации выражается развитии новых форм, методов и средств обучения использующих методические возможности информационных и коммуникационных технологий. Принцип информатизации является одним из основополагающих принципов развития системы образования, что обусловлено требованиями современного информационного общества. Использование в процессе дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности информационных и коммуникационных технологий является на сегодняшний день обязательным и необходимым условием эффективного формирования предметных знаний.

Принцип непрерывности предполагает, что обучение в современных условиях информационного общества должно быть максимально открытым и непрерывным в течение всей жизни человека. Данный принцип обуславливает необходимость предоставления каждому человеку условий для систематического образования и самообразования без отрыва от осуществляемой профессиональной деятельности. Использование дистанционной поддержки обеспечить непрерывность формирования у учителей безопасности жизнедеятельности предметных знаний. Непрерывность предметной подготовки достигается возможностью постоянного доступа учителей к образовательным ресурсам электронной системы дистанционной поддержки и получения помощи и консультаций со стороны профессорско-преподавательского состава кафедры безопасности жизнедеятельности.

Принцип гуманизации предполагает формирование и развитие культуры безопасности жизнедеятельности, направленной на гуманные отношения в системе «человек – природа – общество», на общечеловеческие ценности, а также на сохранение здоровья и создание безопасных условий для жизнедеятельности личности, общества и государства.

Принцип междисциплинарности проявляется в комплементарном и интегративном характере содержания предметной области безопасности жизнедеятельности, находя прямое отражение в содержательном компоненте методической модели дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области.

Принцип региональности предполагает учет в предметной подготовке педагогов в области образования безопасности жизнедеятельности национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей и состояния окружающей природной среды. Принцип региональности ориентирует на использование в предметной подготовке информации о характерной для данного региона и этнической группы населения природопользовательской ситуации, а также включение лучших традиций общечеловеческой и национальной культуры.

Основополагающие идеи, методологические подходы и ведущие принципы современного образования, и их взаимосвязь оказывают влияние на все компоненты предлагаемой модели дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области, на отбор образовательного содержания, и предполагаемые результаты образовательной деятельности.

В результате чего целевой компонент предполагает, что основной целью разработанной модели является повышение профессиональной компетентности учителей безопасности жизнедеятельности. Следует отметить, что целевой компонент, согласно принципам практико-ориентированной подготовки учитывает федеральные и региональные кадровые потребности, а также профессиональные потребности самого учителя. На основе данных требований и потребностей формируется компетентностная модель специалиста обладающего заданным набором компетенций, необходимых ему для дальнейшего профессионального роста и реализации своего потенциала в профессиональной деятельности.

Основу содержательного компонента составляют дисциплины, направленные на развитие и формирование профессиональных компетенций учителей безопасности жизнедеятельности и включающие в себя федеральную, региональную, общепрофессиональную и специально-профессиональную составляющие. Важное место в вариативной части содержательного компонента занимает программы профессиональной переподготовки для учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области, разработанной коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности.

Важной особенностью реализации дистанционной поддержки является активное участие учителя в образовательном процессе. В результате чего процессуальный компонент включает в себя три основополагающий элемента – «участие СахГУ», «участие региона» и «участие учителя». Каждый из которых предполагает использование специфичных методов, форм и средств подготовки. Так для СахГУ характерными являются научные и общеобразовательные методы, формы и средства. В свою очередь специфика профессиональной деятельности обуславливает регион и учителя использовать характерные для него производственные и специально-профессиональные методы, формы и средства.

Особое место в процессуальном компоненте занимает элемент «Сетевое участие», который предполагает, что к дистанционной поддержке учителей безопасности жизнедеятельности могут привлекаться сетевые структуры, в виде научно-образовательных, исследовательских и опытно-производственных организаций. Деятельность всех участников образовательного процесса объединяет электронная система дистанционной поддержки.

Результативно-оценочный компонент модели предполагает развитие учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области общих и профессиональных знаний, навыков и компетенций, а также готовность к их применению в профессиональной деятельности.

Таким образом предлагаемая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности обеспечивает тесное взаимодействие участников образовательного процесса, позволяя систематично отслеживать результативность образовательной деятельности учителей, планирование учебного процесса и прогнозирование его результатов. Использование системы дистанционной методической поддержки направленно на создание дополнительных условий направленных на употребление потребностей региона в повышении профессиональной компетентности учителей безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

1. И.Г. Минервин, С.В. Абрамова, Е.Н. Боярова, Ломов А.С. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста: монография – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – 152 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов