Библиографическое описание:

Колыванова Л. А., Носова Т. М., Сергеева В. В. Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 89-92.



 

Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.

Ключевые слова: инфекционная безопасность, профессиональное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, медицинский колледж.

 

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.), которая является основой взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений, направленных на защиту национальных интересов страны, обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом.

В связи с этим, проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых – развитие профессиональной личности специалиста, способной обеспечить безопасное существование в окружающей среде, – одна из основных.

Особую актуальность данная проблема приобретает в инклюзивном образовании, нацеленного на обеспечение полноценной жизни людей с особыми потребностями, их безопасное существование в окружающей среде, обусловленная следующими обстоятельствами: в связи с возникновением новых угроз личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний инвалидов о них значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований; уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области; при подготовке личности, безопасно ориентированной в социуме, не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие на приобретение специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

Анализ рассматриваемой проблемы в условиях профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья показал недостаточность системных исследований в области и инфекционной безопасности инвалидов.

По утверждению Е.И. Гудкова, Н.Ф. Сивец, Г.Н. Чистенко, медицинские организации представляют собой идеальное место для передачи инфекционных заболеваний, где инвазивные медицинские манипуляции сопряжены с риском внесения микроорганизмов в организм человека и служат причиной возникновения инфекции [2].

Инфекция – это сложный патофизиологический процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, имеющий широкий диапазон проявлений – от бессимптомного носительства до тяжелых форм инфекционной болезни [5]. В своем развитии инфекция проходит следующие этапы: внедрение, адаптация и размножение возбудителя, развитие инфекционного процесса.

Инфекционный процесс – это комплекс ответных реакций, направленных на обеспечение гомеостаза и равновесия с окружающей средой, возникающих в макроорганизме в результате внедрения и размножения в нем патогенных микроорганизмов. Проявление инфекционного процесса варьирует от носительства возбудителей до клинически выраженного заболевания, способствующего возникновению инфекционной опасности [1]. Инфекционная опасность – это угроза возникновения инфекционного процесса при внедрении патогенной микрофлоры в восприимчивый макроорганизм, следствием которой является необходимость создания инфекционной безопасности в среде.

По нашему мнению, инфекционная безопасность представляет собой систему мер, направленную на снижение вероятности возникновения и распространения инфекционного процесса.

По утверждению зарубежных ученых (Pieters J., Casadevall A., Pirofski L.-A, Hansen-Wester I.), инфекционная безопасность заключается в создании комфортных и безопасных условий пребывания и лечения пациентов в лечебно-профилактических организациях, а также профессиональной деятельности медицинского персонала [6,7].

Инфекционная безопасность определяет безопасность государства, в связи с чем, разрабатывается система мер инфекционной безопасности, формирующихся с учетом мониторинга и многолетнего анализа уровня инфекционной заболеваемости, климатических условий, фауны, социальных факторов, населения (материальное обеспечение, уровень санитарной культуры и этнические особенности).

Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной безопасности включают в себя: противоэпидемические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные.

Вместе с тем, стратегия развития инфекционной безопасности, как таковая, отсутствует в инклюзивном профессиональном образовании лиц с инвалидностью, не разработаны методы и подходы к системному построению медицинского образования на региональном уровне.

Исследование проблемы формирования готовности лиц с особыми потребностями в области инфекционной безопасности в системе профессионального образования в условиях Поволжья позволило выявить ряд противоречий между:

- социальной необходимостью и личностной потребностью развития инфекционной безопасности как одной из составляющей культуры безопасности жизнедеятельности;

-потенциально возможным и реальным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью;

- необходимостью формирования готовности к инфекционной безопасности людей с ограниченными возможностями здоровья через сферу образования и не разработанностью методологических, теоретических и дидактических её основ развития в условиях деятельности образовательных учреждений в регионе.

Задачи исследования заключались в:

- разработке методологических основ развития готовности к инфекционной безопасности студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной деятельности;

- создании и реализации педагогической концепции профессионального медицинского образования, учитывающей многообразие региональных особенностей;

- выявлении эффективных условий и методики развития готовности к инфекционной безопасности обучаемых с особыми образовательными потребностями средствами медицинского колледжа.

В связи с этим, нами был изучен процесс формирования готовности к инфекционной безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья, который позволил разработать технологию осуществления ее в профессиональной подготовке в рамках медицинского колледжа.

Местом нашего исследования явился Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», представляющий собой образовательное учреждение, реализующее программу профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения из разных регионов России.

Профессиональные образовательные программы колледжа разработаны на основе ФГОС СПО III поколения по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Медицинский массаж» (для обучения лиц с нарушением зрения).

Госстандартом ФГОС СПО (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальность 34.02.02. «Медицинский массаж»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 503 от 12.05.2014 г, определены требования к профессиональной подготовке медицинского работника и уровню освоения содержания конкретных дисциплин. При этом важно, чтобы в процессе обучения будущий специалист смог не только овладеть биологическими технологиями, безопасностью жизнедеятельностью, но и мог пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.

Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины («Гигиена и экология человека», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы неврологии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Общественное здоровье и здравоохранение»), знания которых позволяют им грамотно строить трудовую деятельность, так и внеаудиторная деятельность,  способствующая их дальнейшей социализации.

Практическая работа студентов с нарушением зрения включала также и формирование у них готовности к работе в профессиональной среде, которая осуществлялась на базе ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ», что способствовало становлению у них инфекционной безопасности, как одной из составляющей культуры безопасности жизнедеятельности.

Предметная область дисциплины «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», обеспечивающая достижение поставленных целей, включала изучение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала лечебно-профилактических организациях (ЛПО), условия обеспечения личной безо­пасности массажистов с нарушением зрения, их социальную и трудовую адаптацию. При этом в содержательной части предметной области был обозначен круг инфекционных опасностей, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться специалистам с ограниченными возможностями здоровья.

Структура курса «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью» состояла из пяти модулей: общие вопросы инфекционной безопасности, основные понятия; формирование мер инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала ЛПО; снижение уровня инфекционной опасности путем применения комплекса антимикробных мер; медицинские отходы – угроза биологической безопасности; санитарно-эпидемиологические требования к массажному кабинету, массажисту и пациенту.

Объем дисциплины составлял 104 часа, из которых 68 – аудиторные занятия, 36 – лабораторно-практические. Общая трудоемкость дисциплины – 2,8 зачетные единицы. Занятия по дисциплине для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводились в соответствии с программой, в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных тактильными учебными и наглядными пособиями, рельефными стендами, аудиовизуальными и техническими средствами обучения.

В процессе обучения студентов с нарушением зрения применялись как традиционные (лекции, беседы, объяснения, ситуационные задания и т.д.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные, симуляционные, кейс-технологии), которые, по мнению Е.С. Степановой, наиболее эффективны при решении профессиональных задач будущих специалистов [3, 4].

Так, в результате изучения дисциплины «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью» студенты должны уметь:

- обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медперсонала;

- выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;

- осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов;

- осуществлять мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции, сбор и утилизацию медицинских отходов.

Оценка сформированности умений в области инфекционной безопасности студентов с нарушением зрения осуществлялась на практических занятиях в ходе промежуточного и итогового контроля, в которых приняли участие: экспериментальная группа (ЭГ) – 50, контрольная (КГ) – 25 студентов (таб.1.).

Представленные данные свидетельствуют о том, что в процессе формирования умений в области инфекционной безопасности наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты усвоения, что соответствует высокому уровню сформированности данных умений (УСср > 60%). При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (VЭГ< VКГ), можно сделать вывод о том, что в ЭГ знания в области инфекционной безопасности имеют более стабильную характеристику по отношению к КГ.

Таблица 1

Результаты оценки умений студентов с нарушением зрения в области инфекционной безопасности

Умения студентов в области инфекционной безопасности (УС-n)

Распределение коэффициента полноты усвоения умений 

КГ

ЭГ

УС-1

0,53

0,66

УС-2

0,61

0,78

УС-3

0,72

0,83

УС-4

0,79

0,84

Среднее значение УСср

0,6925 / 69,2%

0,8343 / 83,4%

Среднее квадратичное отклонение формирования умений (σ)

0,0444

0,0472

Коэффициент вариации (V)

0,0852 / 8,52

0,0773 / 7,73%

 

В этой связи, оценка формирования готовности в области инфекционной безопасности студентов с ограниченными возможностями здоровья к осуществлению трудовой деятельности, развитие их профессиональных компетенций, была проведена на основе тестирования до начала  производственной практики (ПП) и после нее, в ходе которого было предложено 57 вопросов, объединенных в группы по три для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала, по которому проводилась оценка каждой из профессиональных компетенций (ПК).

Результаты диагностики свидетельствовали о повышении уровня сформированности ПК после прохождения ПП (от 4,11 до 4,78) и их однородности в эксперименте (от 3,21% до 4,74%). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (σ(к) (0,05)< σ (п) (0,11)< σ(и)(0,17)) позволяет говорить об эффективности формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в области инфекционной безопасности в ходе производственной практики.

Таким образом, система профессиональной подготовки лиц с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них инфекционной безопасности, апробированной в лечебно-профилактических организациях Самарского региона, повышая, тем самым, эффективность и качество трудовой деятельности инвалидов.

 

Литература:

  1. Большой медицинский словарь. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine/
  2. Гудкова Е.И., Чистенко Г.Н., Сивец Н.Ф. и др. Внутрибольничные инфекции в Республике Беларусь: перспективы профилактики и борьбы // Сепсис: вопросы клинической патофизиологии, эпидемиологии и интенсивной терапии: мат. межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово, 2006. 38-45.
  3. Степанова Е.С. Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011
  4. Степанова Е.С. Тестирование как средство оценивания эффективности практико-ориентированного обучения в вузе. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 187-191.
  5. Eaton T.J. Molecular Screening of Entero- coccus Virulence Derminants and Potential for Genetic Exchange between Food and Medical Isolates. Appl Envir Microbiol 2001. р. 128.
  6. Pieters J. Evasion of host cell defense mechanisms by pathogenic bacteria. Curr Opin Immunol 2001. р. 37-44.
  7. Casadevall A., Pirofski L.-A. Host-Pathogen Interactions: Basic Concepts of Microbial Commensalism, Colonization, Infection, and Disease. Inf Immun 2000. р. 511.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов