Библиографическое описание:

Ермоленко С. Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 72-75.

 

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Ключевые слова: проблемная ситуация, проблемное обучение, познавательная активность,актуализация знаний,«открытие» нового знания.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения у школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы на уроках безопасности жизнедеятельности. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Функции проблемного обучения в условиях преподавания курса ОБЖ: усвоение учениками системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в ЧС,развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности,воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья,формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях,формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности обучающихся. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. Дидактические цели проблемного обучения: привлечь внимание ученика, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Структура проблемного урока

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности обучающихся.

Таблица 1

Деятельность учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Создает проблемную ситуацию.

1.Осознает противоречия в изучаемом явлении.

2. Организует размышление над проблемой и ее формулировкой.

2. Формулирует проблему.

3. Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Организует проверку гипотезы.

4. Проверяет гипотезу в эксперименте, решении задач.

5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.

5.Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

 

Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

                                                          Противоречие

История богата примерами, когда люди, имеющие физические дефекты, достигают большего, чем здоровые

 

 

Хочу быть здоровым, потому что здоровый человек может быть по-настоящему счастлив.

 

 

 

 

 

 

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Очень часто на уроках ОБЖ делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Поэтому такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.Словом, проблемное обучение — это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям.

 

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучени е. М.: «ВАКО», 2010, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  4. Левитас Г.Г., Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения,.М: АРКТИ, 2006г.
  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  6. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  7. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2008. С. 147

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов