Библиографическое описание:

Екимова Е. С. К вопросу о повышении мотивации к обучению слушателей курсов гражданской обороны // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 70-72.

 

В статье описываются пути повышения мотивации слушателей курсов гражданской обороны к изучениюспособов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: повышение мотивации, обучение, побуждение, мотив, стимул, чрезвычайные ситуации, способы защиты, безопасность жизнедеятельности, личная безопасность, образовательный процесс.

 

Современный человек постоянно находится в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей. Средства массовой информации приносят тревожные сообщения об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах, повлекших за собой гибель людей и значительный материальный ущерб (табл. 1, [1]). Поэтому надо быть готовым к любой чрезвычайной ситуации, знать, как действовать и уметь правильно себя вести.

Таблица 1

Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших
на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2015 года

Масштабность чрезвычайных ситуаций

Количество чел.

Всего

Локальных

Местных

Территориальных

Региональных

Федеральных

Трансграничных

Погибших

Пострадавших

115

60

39

5

11

0

0

323

9630

Поэтому перед преподавателями технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени стоит задача по формированию и развитию у обучаемых положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности усвоения знаний.

Слушатели, пришедшие на обучение на курсы гражданской обороны, имеют определенный жизненный опыт, собственное мнение и стереотипы о безопасности жизнедеятельности. Соответственно, они могут иметь как положительную, так и отрицательную мотивацию к обучению способам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Преподавателю необходимо формировать сознательное и ответственное отношение слушателей к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, развивать умение распознавать и оценивать опасные и вредные факторы, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать взаимопомощь в случае возникновения опасностей.

С. Л. Рубинштейнотмечал [2]: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для обучаемого, и нашли отклик в его переживании.

Формировать мотивацию – значит не только заложить готовые цели и мотивы в учебный процесс, но и поставить обучающихся в такие условия развертывания активности, в которых желательные мотивы и цели развивались бы с учетом опыта слушателей, их индивидуальности и внутренних устремлений [3].

Особую роль в формировании мотивов действий играет стимул ‒ побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения [3], определяет характер мотивации. Соотношение указанных факторов в процессе формирования мотивации показано на рис. 1.

 

Стимул

Реакция

на

стимул

 

Мотив действия

 

Действие

Интерес, потребность, стремление, установка,
идеал

 

 

 

 

Рис. 1. Процесс формирования мотивации действия

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

  1.                формирование поведенческих мотивов, правильных с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  2.                развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
  3.                развитие способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности;
  4.                привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
  5.                выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Одним из методов повышения мотивации обучаемых является метод моделирования [4]. Специфика модельного метода позволяет включить обучаемых в реальную деятельность и продуктивную коммуникацию. Технология моделирования реальных ситуаций способствует развитию навыков самостоятельного принятия решений, помогает накапливать опыт ситуативного поведения, обучает слушателей правилам выхода из критических ситуаций.

На практических занятиях экстремальные условия моделируются двумя путями. Первый путь – приближение внешних условий занятий к реальным. Этому способствует применение учебных тренажеров. В учебно-методическом центре используются многофункциональный интерактивный учебно-тренировочный комплекс средств тушения пожара МКШ-01/ОГ и тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Максим 3-01». Данные комплексы незаменимы, когда необходимо оперативно обучить или переобучить большое количество работников, а также при отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Тренажеры показывают высокую эффективность при организации учебного процесса. Они имитируют внешнюю картину учебной обстановки.Используя тренажеры, можно проводить методические семинары и мастер-классы в целях повышения методического мастерства преподавателей. Многовариантность решаемых задач позволяет работать в различных условиях обстановки.

Многофункциональный интерактивный учебно-тренировочный комплекс средств тушения пожара МКШ-01/ОГ имитирует звуковое сопровождение возгорания, шума пламени пожара, тушения, шума работающего огнетушителя. Программное обеспечение позволяет просмотреть ситуационные сценарии перед началом упражнения при помощи меню управления. В тренажере используется базовый набор сценариев. Каждое из 13 упражнений соответствует определенному классу пожара (А, А1, А2, В, В1, ... Д, Е). В задачи обучаемых входит не только правильное выполнение действий с огнетушителем, направленных на ликвидацию пожара, но и предварительная оценка обстановки.

Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации«Максим 3-01»предназначен для отработки навыков оказания экстренной доврачебной помощи. Он позволяет проводить следующие операции: по непрямому массажу сердца, искусственной вентиляции легких, имитирует пульс, позволяет контролировать правильность проводимых манипуляций.

Второй путь моделирования экстремальных условий – воспроизводство у слушателей представлений, побуждений, трудностей, приближенных к тем, которые могут возникнуть в экстремальных ситуациях. При этом умственная активность и трудности могут создаваться:

реальным восприятием обучаемыми явлений и процессов, присущих экстремальным ситуациям;

постановкой задач на осмысление воспринимаемого события и его деталей;

созданием обстановки переизбытка или нехватки информации для оценки ситуации и для принятия решений;

ограничением времени на выполнение упражнений (на тренажере МКШ-01/ОГ время, отводимое на выполнение одного упражнения, составляет 40 секунд).

Благодаря тренажерам обучаемые практикуются в действиях, соответствующих реальным, имея дело с их электронным аналогом.

Кроме того, весьма актуальна роль информационных технологий в процессе обучения безопасности жизнедеятельности [5].

В настоящее время современное общество сильно подвержено влиянию на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя тем самым глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является компьютеризация образования и использование электронных образовательных ресурсов [6].

В Учебно-методическом центре используются следующие виды электронных образовательных ресурсов:

  1.                тестирующие программы,
  2.                электронные обучающие системы,
  3.                электронные пособия,
  4.                расчетные программы.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании технологии защиты от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Новым формам образования присущи интерактивность и сотрудничество в процессе обучения, возможность обучаемых и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам в любое время и в любой точке пространства.

Использование средств новых информационных технологий позволяет сформировать и поддерживать положительное отношение к обучению. Особую значимость в этой связи приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии [7].

Создание комплекса тематических информационно-обучающих Интернет-сайтов в сфере безопасности жизнедеятельности сайтов позволитосуществлять информирование населения о действиях в различных экстренных ситуациях (мобильныйсправочник), а также использовать комплекс в учебном процессе [8].

Сайты могут содержать мультимедиа контент в виде учебных видеофрагментов, электронных пособий, памяток. Комбинированное использование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука дает возможность сделать изучаемый материал наглядным, понятным и запоминаемым [9].

Нелинейный способ представления информации позволяет обучаемому участвовать в выводе информации, взаимодействуя со средством отображения мультимедиа данных (посредством мыши, клавиатуры или иных манипуляторов), контролируя скорость усвоения материалов. В свою очередь, преподаватель имеет возможность осуществлять контроль усвоения материалов путем тестирования.

По оценкам специалистов [10] внедрение рассматриваемых технологий в образовательном процессе позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию обучения слушателей, необходимо опираться в своей деятельности на достижения современной науки. Для развития положительной мотивации следует использовать все способы в комплексе, так как ни один из них в отдельности не может играть решающей роли для всех обучаемых.

 

Литература:

  1.                http://www.mchs.gov.ru/activities/stats
  2.                Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
  3.                Занюк С. Психология мотивации / С. Занюк. – Киев: Эльга-Н: Ника-Центр, 2002. – 104 с.
  4.                Горбушина С. Н. ОБЖ: формы и методы организации учебного процесса // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 12. – с. 17 – 23.
  5.                С. В. Скачок [и др.]. К вопросу об актуальности роли информационных технологий в процессе обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ № 6 ‒ с. 112 ‒ 115.
  6.                Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник. ‒ Издательство: Дашков и К, 2015 г. с. 395.
  7.                Цаликов Р.Х. Культура безопасности жизнедеятельности (системообразующий фактор снижения рисков ЧС) / Р.Х. Цаликов // Основы безопасности жизнедеятельности. ‒ 2008. ‒ № 4. ‒ с. 3 ‒ 7.
  8.                Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП: Отчёт о НИР / Научно-техническая библиотека МЧС России (НТБ МЧС России). ‒ М., 2008
  9.                http://www.spb-umc.ru
  10.            Концепция Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. ‒ М.: ОАО «Научно-техническое предприятие «Интеллект-Телеком», 2005.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов