Библиографическое описание:

Хуснутдинова З. А., Мануйлова Г. Р., Никитин Н. С. Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 144-146.

 

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.

Ключевые слова: профилактика, аддиктивное поведение, психоактивные вещества, волонтерское движение, здоровый образ жизни, студенты, будущие педагоги.

 

Одной из проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, является проблема употребления психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков) молодежью. В своем выступление на XVI Съезде психиатров России председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов (г. Казань, 24 сентября 2015 г.) отметил, что «почти 7,5 миллиона россиян с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов делают это ежедневно, по сути, пребывая в бинарном состоянии «эйфория – ломка. Это состояние не оставляет места ни социальной, ни экономической активности. Более того, их состояние повергает в ад, ужас и тяжелейшую жизненную ситуацию их родных и близких, а это уже 30-40 миллионов человек. С другой стороны, наличие этого многочисленного контингента является своего рода мощнейшим социальным макромагнитом, который целенаправленно притягивает в страну наркопреступность всего мира. Именно поэтому наркомания является одновременно и медицинской, и социальной, и экономической, и политической проблемой» [1].

Сегодня с сожалением следует констатировать, что употребление различных видов психоактивных веществ молодежью становится социально приемлемой формой их поведения. Это означает, что принимаемые доселе превентивные меры оказались неадекватными масштабам наркотизации молодежи, что нашло отражение и в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Немедицинское распространение наркотиков проникло во все сферы общества, включая образовательные учреждения. По данным различных исследователей от 12 - 16% до 30% российских студентов имеют опыт употребления наркотиков.

Педагогические высшие учебные заведения занимают особое место в контексте решения проблем распространения наркомании среди детей и подростков, так как профилактическая антинаркотическая деятельность разворачивается преимущественно на базе школы [5, 7, 8].

Подготовка будущих учителей к деятельности по профилактике аддиктивного поведения в детской и молодежной среде является важнейшим элементом образовательного процесса в педагогическом вузе. Она должна начинаться через повышение компетентности преподавателей высшей школы в указанной сфере, моделирование педагогически обоснованной среды для студентов, информационное сопровождение процесса и учет индивидуальных особенностей обучающихся. Подготовка будущих учителей к профилактике наркомании может быть эффективной только в случае сформированной устойчивости к искушению наркотическими веществами у самих студентов педагогических вузов[6].

Эффективной стратегией профилактики наркомании является стратегия вовлечения молодежи в социально значимые проекты - помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности, где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, молодые люди приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни [4].

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы) было проведено пилотное социологическое исследование, целью которого явилось изучение отношения будущих педагогов к проблеме наркомании и их информированности в данном аспекте. В ходе исследования по специально разработанной программе было опрошено 176 человек. Респондентами стали студенты 1–5 курсов.

По данным анкетирования, установлено, что проблему наркомании считают актуальной 32% респондентов. По мнению 44% наших респондентов, наркоситуация в России ухудшается. Каждый четвертый из опрошенных видимых изменений в наркоситуации не отмечает, а каждый шестой не имеет вообще никаких представлений об этом.

Большая часть относится к проблеме наркомании отрицательно – 73%. Считают, что наркомания излечима – 70%, неизлечимой ее считают 30% опрошенных нами студентов. Отношение студентов к наркотическим средствам неоднозначно: так отрицательно относятся – 78%, безразлично – 12%, скорее отрицательно, чем положительно – 8% и скорее положительно, чем отрицательно – 2%.

На вопрос о причине распространения наркомании в молодежной среде наиболее актуальными были ответы: неудовлетворенность жизнью (социальное неблагополучие) – 35%, моральная деградация общества (вседозволенность) – 46%, излишняя свобода (незанятость молодежи) – 62%, доступность наркотиков –51%. Каждому третьему респонденту предлагались наркотические средства. Пробовали наркотические вещества 10% анкетируемых.

Среди наиболее значимых ценностей в жизни студенты называют прежде всего здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе и счастливую семейную жизнь.

Анализ полученных нами данных показывает, что проблема потребления психоактивных веществ в молодежной среде представляет серьезную угрозу для здоровья, образования, безопасности молодых людей.

Известно, что одной из главных причин обращения студентов к наркотикам является неудовлетворенность жизнью, отсутствие занятости, неорганизованность досуга.

Потому альтернативным средством в профилактике наркомании в молодежной среде являются заполнение досуга интересными творческими занятиями, занятиями физической культурой и спортом. Как показывают результаты опроса студентов, занятия физической культурой и спортом входят в тройку наиболее любимых видов досуговой их деятельности (44,8%).

В БГПУ им. М.Акмуллы система профилактической работы среди студентов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных не только на информационное их обеспечение, проведение тематических мероприятий, но и на создание в вузе условий для сохранения здоровья, развития и реализации творческого потенциала студентов, формирование активной гражданской позиции, социальной ответственности, привлекательного имиджа здорового образа жизни. В нашем вузе созданы хорошие условия для внеучебных занятий студентов: функционируют 2 бассейна, 5 спортивных залов. Студенты могут посещать спортивный клуб «Арслан» с множеством секций, 2 туристических клуба, 8 художественных коллективов центра «Творчество» и т.д.

Одним из эффективных вариантов профилактической деятельности является волонтерское движение, которое в предупреждении наркомании среди несовершеннолетних в нашей стране является новым направлением, включающим в себя различные модели первичной профилактики: медицинскую, психологическую, социальную [3].

С 2012 года в БГПУ им. М. Акмуллы функционирует Волонтерский центр, деятельность которого осуществляется по следующим направлениям:

-            социальное патронирование воспитанников детских домов Республики Башкортостан;

-            организация спортивных событий различных масштабов;

-            психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

-            пропаганда здорового образа жизни среди студенческой и учащейся молодежи.

В комплексном решении проблемы подготовки будущих педагогов к работе по профилактике аддиктивного поведения актуальной является разрабатываемая концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни и профилактику девиантных форм поведения обучающихся [2].

В рамках профилактики наркомании в образовательной среде организуется проведение круглых столов с участием специалистов различного профиля, проводятся флешмобы, КВН, брейн-ринг, научно-практические конференции совместно с Управлением ФСКН России по Республике Башкортостан.

Как отмечено в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы не только педагогических вузов, а всех учреждений профессионального образования, специальных дисциплин,разделов по профилактике употребления психоактивных веществ. Такая практика осуществляется в нашем вузе. С 2014-2015 учебного года, в соответствии с решением Антинаркотической комиссии Республики Башкортостан (декабрь, 2013), студенты всех профилей и направлений подготовки на кафедре охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности изучают дисциплину «Профилактика аддиктивного поведения» в объеме 18-36 часов.

С 2011 года в БГПУ им. М.Акмуллы начата подготовка магистров по образовательной программе «Профилактика социальных отклонений (превентология)» по направлению «Педагогическое образование». В процессе реализации профессионального блока данной программы участвует профессорско-преподавательский состав кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, а также ведущие специалисты МВД, Управления ФСКН России по Республике Башкортостан.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, необходимость совершенствования деятельности вуза по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. Профилактика должна быть базовым компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ молодежью, утверждать приоритет первичной профилактики с конечной целью полного исключения ПАВ из образа жизни молодежи через развитие культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Педагогический университет обладает потенциалом для успешной реализации системы позитивной профилактики, направленной на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ, т. е. личности безопасного типа поведения.

 

Литература:

1.        Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на XVI Съезде психиатров России (г. Казань, 24 сентября 2015 г.) Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2015/0924/121139872/detail.shtmlдата обращения 14.10.2015.

  1.    Горбаткова, Е.Ю., Горбатков, С.А. Медико-социальная модель формирования у студентов вузов ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ и оценка ее результативности [Текст] / Е.Ю. Горбаткова, С.А. Горбатков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3. – С.77.

3.        Лыгина, М. А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании Лыгина М. А. Методологические основы профилактики наркомании среди студентов // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского . 2008. №11. С.10-15

4.        Магомедова, С.Ш. Современные технологии педагогической профилактики наркомании // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5;Режим доступаURL: www.science-education.ru/111-10739(дата обращения: 14.10.2015).

5.        Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи Соломин В.П., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Матусевич М.С., Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М., Станкевич П.В., Тарасов А.М. учебно-методическое пособие / Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.

6.        Разживин, О.А. Педагогическая технология подготовки будущих учителей к профилактике наркомании: дис. ... к.п.н. (13.00.08). - Елабуга: ЕГПУ, 2008. - 189 с.

  1.    Сыромятникова, Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
  2.    Хуснутдинова, З.А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З.А. Хуснутдинова, Г.Г.Саитгалиева // Социологические исследования. – 2013. –№ 6. – С. 86-90.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов