Библиографическое описание:

Есипова А. А., Сатывалдиева Б. Образ современного педагога высшей школы // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 75-78.

 

В статье рассматривается вопрос об идеальном портрете преподавателя высшей школы с точки зрения студентов и их родителей, основываясь на условиях обеспечения качественного обучения.

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

В связи с переходом на новые стандарты в образовании предъявляются новые требования к образу, роли и значению преподавателя. В высшей школе это во многом обусловлено изменением самой системы, призванной удовлетворять потребности работодателей и воспитывать в студентах компетентности, сочетающие высокую квалификацию, систему ценностей, способность к самостоятельному поиску необходимой информации и т.д. Таким образом, в свете новых стандартов образования, встает вопрос о новых требованиях к компетенциям, профессиональным качествам, а также личностным характеристикам педагога высшей школы.

В работах ученых, компетентностный подход в образовании широко обсуждается. В частности, данной проблеме посвящены труды И.А. Зимней, Н.В. Гришановой, Н.А. Петровской, О.В. Налиткиной, П.В.Станкевича и др [3;1;11;8;14].

Прежде всего, проанализируем понятие «профессиональная компетентность». В работах В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.Л. Тряпицыной, профессиональная компетентность определяется как – «…интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [5]. Как отмечает В. А. Сластенин [10], профессиональная компетентность педагога выражает целостность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Учитывая вышеизложенные позиции, понятие профессиональной компетентности рассматривается нами как сформированная в процессе обучения и самообразования система компетенций, мировоззрения, познавательных и ценностных ориентаций, влияющих на качество решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность формируется постепенно, проявляется при профессиональной деятельности человека и в определенной степени относительна [12].

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская; организующая[7].

1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков, умений, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала.

2. Воспитывающая деятельность преподавателя связана с воспитанием высоких моральных, умственных, волевых, эстетических и других качеств у студентов, заботой о всестороннем развитии их личности.

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателя – деятельность ученого в области преподаваемой дисциплины. Он не только знаток своего предмета, но и проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс.

4. Организующая деятельность преподаватель предполагает организация им учебных занятия, самостоятельную работы студентов, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. п. [2;9;13].

Одними из важных характеристик, определяющих компетентность преподавателя, являются его личностные качества, такие как:

- уровень его эмпатии, способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека;

- способность быстро понимать цели, намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение;

- умение разбираться во взаимоотношениях людей;

- внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность;

- гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и отзывчивость;

- порядочность и справедливость, общительность, тактичность и чуткость;

- чувство нового и умение развивать инновационное мы­шление у студентов;

- эмоциональность и другие [15].

Педагогическое мастерство определяется также педагогическими способностями. Способности, согласно Б.М. Теплову [15], не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. Разные авторы выделяют различные педагогические способности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы В.А. Крутецким [6]. Рассмотрим более подробно некоторые из них:

  1.                Дидактические способности заключаются в умении передавать учебный материал, делая его доступным для обучаемых, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у обучаемых активную самостоятельную мысль. Преподаватель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал [15].
  2.                Академические способности заключаются в склонности преподавателя к соответствующей области наук (к техническим наукам, математике, физике, биологии, литературе и т.д.), включающих в себя сферу преподаваемых им учебных дисциплин. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу [15].
  3.                Речевые способности заключаются в умении преподавателя ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, в культуре речи, в эффективном использовании возможностей невербальных средств общения, в первую очередь мимики и пантомимики [15].
  4.                Авторитарные способности заключаются в наличии у преподавателя непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых, умения на этой основе добиваться у них авторитета [15].
  5.                Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для преподавателя. Способный, опытный преподаватель всегда внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за логикой развертывания своей мысли (или мысли обучаемого), в то же время держит в поле внимания всех обучаемых, чутко реагирует на признаки их утомления, снижения внимательности, проявлением непонимания [15].

При написании статьи мы поставили перед собой цель выявить образ современного компетентного преподавателя университета с точки зрения студентов и их родителей. Для этого нам необходимо было решить несколько задач:

1)                 Узнать мнения студентов первокурсников и родителей о том, как они себе представляют структуру идеальной пары (занятия) в высшей школе.

2)                 Узнать какими качествами должен обладать идеальный преподаватель в университете, предложить им составить его образ.

Для нашего опроса мы разработали анкеты для первокурсников и родителей на платформе в Google и распространили их в социальных сетях, что позволило нам провести онлайн анкетирование. В нашем опросе приняли участие 245 студентов РГПУ им. А.И. Герцена и 22 родителя. Опрос был проведен анонимно, что позволяет говорить о достоверности представленных ответов.

Первым делом мы попросили наших респондентов описать структуру идеальной пары, то есть занятия, которое должно происходить в системе высшей школы по их мнению. Анализ ответов представлен в диаграмме 1 и 2.

 

C:\Users\MMM\Pictures\Безымянный.png

Диаграмма 1

 

 

C:\Users\MMM\Pictures\Безымянный.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что, по мнению респондентов, идеальный современный процесс обучения выглядит следующим образом:

  1.                Процесс обучения должен быть максимально интересным для студентов, чтобы им хотелось приходить на занятия снова и снова;
  2.                Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы студент смог бы отличать истинно научные знания от псевдонаучных;
  3.                Технологии восприятия и осознания информации изменяются, в связи с этим студенты в вузе ожидают инновационного построения введения лекций;
  4.                Студенты ожидают хорошо структурированную, поэтапно подающуюся информацию;
  5.                По мнению родителей в вузе должно быть больше теории и практики от грамотного специалиста с примерами из личного опыта. Студенты ожидают разнообразия учебной деятельности, а также «живого диалога» с преподавателем на занятиях;
  6.                Участники образовательного процесса желают, чтобы образование строилось с ориентацией на познавательные интересы студентов с целью формирования практических навыков.

Решая вторую задачу, мы оросили первокурсников и родителей описать наиболее важные качества или умения, которыми должен обладать идеальный преподаватель высшей школы.

Наши респонденты перечислили их больше 47. Исходя из этого мы составили рейтинг, отобрав самые популярные ответы. Первые 5 пунктов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Образ идеального преподавателя высшей школы

Образ идеального преподавателя высшей школы

Приоритет

Мнение родителей

Мнение первокурсников

1

Грамотный специалист своего дела («мастер»)

Способный заинтересовать студентов своим предметом

2

Любящий свой предмет

Грамотный специалист своего дела («мастер»)

3

Способный заинтересовать студентов своим предметом

Обладающий чувством юмора

4

Терпеливый

В меру строгий, но требовательный

5

Умеющий доступно объяснить учебный материал

Доброжелательный; любящий свой предмет.

Также добавим, что многие родители, описывая идеальный образ преподавателя говорят, что «он должен быть эмоциональным, интеллигентным оптимистом».

В тоже время, многие студенты желают видеть пунктуального, разносторонне развитого, креативно мыслящего интеллектуала, обладающего ораторскими способностями, с возможностью поддержать разговор с молодежью, а самое главное искреннего преподавателя. Кроме того, рисуя идеал, большинство студентов осознают, что в будущей профессиональной деятельности им самим нужно будет стремиться к его воплощению.

Таким образом, по результатам исследования, мы выработали основные качества, умения, определяющие компетентность современного педагога высшей школы. Мнения первокурсников и родителей в некоторых аспектах разошлись, но в том, что преподаватель должен знать свой предмет и любить его, они были единогласны.

 

Литература:

  1.           Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2.           Дьяченко М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск.: Изд-во БГУ, 1978. – 320 с.
  3.           Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  4.           Коконова Е.А., Каянович Л.Н. Молодой ученый. Выпуск №9/2015. 1250-1254 с.
  5.           Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПу им. а. и. Герцена, 2006.
  6.           Крутецкий В.А.Основы педагогической психологии.-1972.
  7.           Ложкова Г.М. Специфика профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы.//http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Psihologia/8_103848.doc.htm
  8.           Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования.// "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — №94.
  9.           Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] / Под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 512 с.
  10.       Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: академия, 2002. 576 с.
  11.       Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  12.       Романова О.В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 28 / 2012. 1006-1011 с.
  13.       Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
  14.       Станкевич П.В. Компетентностно- ориентированный подход к построению основной образовательной программы подготовки бакалавра естественнонаучного образования.// Актуальные вопросы современного университетского образования материалы VIII Российско-американской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Американские советы по международному образованию (АСМО), Университет Северной Айовы, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования МОиН РФ; Ответственный редактор Г. А. Бордовский. 2005. С. 518-520.
  15.       Информационный портал buklib.nethttp://buklib.net/books/36648/

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов