Библиографическое описание:

Есипова А. А. К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 79-81.



 

В статье рассматривается вопрос о выборе методов и форм обучения для формирования безопасного образа жизни и современной культуры безопасности. Важность данной проблемы детерминирована обязательным введением Федерального государственного стандарта основного общего образования с 2015г.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт основного общего образования, деятельностный характер обучения, методы и формы обучения.

 

В реалиях современного этапа развития образования, приоритетной задачей общества и государства становится воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Для решения данной задачи были разработаны и утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Важнейшей особенностью которых стала нацеленность на развитие личности учащегося и деятельностный характер обучения. Новые стандарты в предметной области безопасности жизнедеятельности предполагают достаточно большое внимание уделить формированию у учащихся безопасного образа жизни и современной культуре безопасности жизнедеятельности. Поставленные задачи требуют создания новых методик обучения и поиска наиболее эффективных методов и форм организации занятий.

В педагогике до настоящего времени наиболее важная категория для развития педагогической теории и образовательной практики, является категория «метод обучения» [1]. Назовем наиболее значимые, с нашей точки зрения определения методов обучения:

- методы обучения есть способы работы учителя и руководимых им учащихся, благодаря чему достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов);

- методы обучения представляют собой последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Э. Дрефенштэдт);

- методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.

В научно-методической литературе описано более 50 методов обучения и воспитания, классификация которых произведена по различным принципам (по способам деятельности учащихся, по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний и т.д.).

Представляется, что особенно важны для формирования культуры безопасности жизнедеятельности интерактивные методы. (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.) Использование данных методов позволяет моделировать реальные жизненные ситуации, отрабатывать навык совместного решения проблем, использовать ролевые игры. Таким образом, интерактивные методы позволяют наиболее эффективно решать задачи по формированию навыков и умений, выработке ценностей. Они способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия; позволяют педагогу стать настоящим лидером, а не ментором-администратором. Таким образом, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности становиться более целостным. [2]

Из всего многообразия методов перечислим наиболее значимые и продуктивные методы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а именно: кейс-метод, практическая работа, мозговой штурм, демонстрация, самостоятельное выполнение заданий и т.д.

При этом особое внимание следует уделить выполнению практических заданий, которые способствуют высокому уровню интерактивности учащихся [2; 4; 5;6].

Практические задания, помогают преодолеть разрыв между обучением и воспитанием, являясь одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач, как обучения, так и нравственного развития личности учащихся. Безусловно, основой культуры безопасности жизнедеятельности являются знания, которые служат базой для отработки необходимых умений и навыков.

Правильная организация практических заданий является важным средством, обеспечивающим развитие мышления, умственных способностей учащихся, так как в процессе их проведения широко применяются сравнения, анализ, обобщения. Эти задания способствуют усвоению сущности явлений и понятий по безопасности окружающей среды и личности, развитию нравственности и творческого подхода к учебной работе.

Отдавая предпочтение определенной форе организации учебно-воспитательного процесса, следует руководствоваться дидактическими задачами (таблица 1).

Таблица 1

Организационные формы образовательного процесса

по формированию культуры безопасности жизнедеятельности

 

Организационные формы

Дидактические задачи

Дискуссия

Закрепление знаний, навык аргументированного спора, отстаивания мнения, поиск доказательств и т.д.

Диспут

Формирование умения сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели. Развитие динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы и т.д.

Тренинг

Отработка навыков и умений. Стимулирование творческого мышления, формирование коммуникативные качества и т.д.

Практическая работа

Формирование практического опыта, навыков самостоятельной работы и т.д.

Тренировки

Отработка навыков и умений, воспитание физической выносливости и т.д.

Экскурсия

Установление связей между теорией и практикой, воспитание физической выносливости и т.д.

Поход

Физическое и спортивное развитие, воспитание коллективизма, оздоровление и т.д.

 

Дидактическая игра

Навык глубокого анализа конкретной ситуации и выработки алгоритма принятия оптимального решения в предлагаемых условиях. При этом ученики обычно действуют по аналогии с реальной практикой, то есть используют свой опыт.

Маршрутные наблюдения

Развитие понятийного, абстрактного, научного мышления и т.д.

«Интеллектуальная разминка»

Позволяет достигнуть понимание исходных понятий, категорий и т.п. за короткое время

 

Отметим, что приведенные в таблице формы не исчерпывают всего многообразия обучения.

При пристальном рассмотрении и сравнительном анализе ГОС ООО и ФГОС ОО, следует отметить, что категории «знание» и «умение» были и ранее прописаны достаточно конкретно. Согласно новому стандарту необходимо детально обратить внимание на все элементы цепочки «знания – умения – навыки» с формированием «действий, доведенных до автоматизма». Кроме того, при проектировании совокупности методов и средств для повышения культуры безопасности жизнедеятельности школьников следует учитывать, что в процессе обучения необходимо выстроить у учащихся четкую иерархию ценностей определяющих безопасную жизнедеятельность, существенно влияющих на поведение и мотивы поступков, откорректировать потребности личности [4; 5; 8].

В связи с этим, выбор форм проведения занятий зависит от ряда условий: исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их личностных особенностей и интересов, погодных условий, особенностей потенциальных угроз местности и т.д.

Прежде всего, следует осуществить систематизацию уже имеющихся у учащихся знаний в области безопасности жизнедеятельности и сделать акцент на необходимости их практического применения. Так беседы дают возможность изложить основное содержание изучаемой темы, после чего целесообразно провести обсуждение вариантов или альтернативных версий понимания вопросов самих учащихся с выявлением наиболее удачной и современной интерпретации, позиции предлагаемой точки зрения. Дискуссии активизируют процесс обучения, способствуют более точному пониманию процессов обеспечения безопасности и условий реализации предотвращения опасностей. Диспут помогает осуществить формирование правильного понимания выбранной проблемы безопасности, при этом участники диспута сравнивают, составляют свои взгляды, часто противопоставляют их. Анализ конкретных ситуаций позволяет развить аналитическое мышление, активизирует познавательность учебной деятельности и способствует формированию ее когнитивного компонента. Имитационные игры ориентируют и развивают способность предвидеть опасность в элементарных ситуациях и помогают выработать алгоритм действий в случае невозможности их предотвращения.

Кроме того, ФГОС ОО второго поколения предусматривает большой воспитательный потенциал предметной области безопасности жизнедеятельности, который находит отражение в воспитании соответствующих установок, убеждений, ценностей, личностной позиции. Все это открывает перспективы для научных психолого-педагогических исследований и требует огромной работы в более активном внедрении существующих разработок в практику педагогического процесса.

 

Литература:

  1.                              Абаскалова, Н. П., Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова // Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 135 с.
  2.                        Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-1012гг); ФГБОУ ВПО «Урал. гос.пед. 2-т». – Екатеринбург, 2013. – 200с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
  3.                        Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А М. // Издательский дом «Академия» 2005г. 176с.
  4.      Ребко, Э.М., Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности / Ребко Э. М., Есипова А. А. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) (электронный журнал) - Май 2012, ART 1803. - CПб., 2012 г. – Режим доступа http://www.emissia.org/offline/2012/1803.htm (0,5 / 0,25 п.л.)
  5.                Соломин, В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании// Вестник Томского педагогического университета. 2011. №4 (106). С.124-128
  6.                Станкевич, П.В. Основы формирования и развития теории и практики биолого-краеведческого образования / П.В.Станкевич // Философский век – 2005.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  8.                Шаталов, М.А. Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях летних экспедиций / А. А. Есипова, М. А. Шаталов // Вестник орловского государственного университета – 2012. - №3 (23) – С.107-113 (0,5/0,25 п.л.)
  9.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  10.            Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов