Библиографическое описание:

Бояров Е. Н. Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 24-28.

1

 

 

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи, совершенствуясь под воздействием факторов развития информационного общества в Российской Федерации. В условиях перманентного влияния современного комплекса вызовов, опасностей и угроз в информационной сфере в целом, и на образовательную среду, в частности, актуальной педагогической задачей является определение направлений безопасного функционирования образовательной среды вуза, а также роль бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в ее обеспечении.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, информационная образовательная среда, безопасная информационно-средовая деятельность, периметр безопасности.

 

Многочисленные исследования, в том числе авторские, показывают, что современная образовательная среда высшего образовательного учреждения строится с учетом множества факторов, влияющих на ее структуру, содержание и применяемые образовательные технологии. В своих исследованиях Г.А. Бордовский, В.А. Козырев, В.П. Соломин, И.И. Соколова отмечают, что образовательная среда – в широком смысле – сфера жизнедеятельности человека, включающая в себя богатство опосредованных культурой связей с окружающим миром, в узком смысле – совокупность условий, окружающих реальных участников образовательного процесса [5]. При этом с изменениями в самой среде связываются существенные причины изменений в соответствующей системе высшего педагогического образования.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в информационной и образовательной средах безопасная информационно-средовая деятельность осуществляется на их стыках. При этом информационная среда, образовательная среда, а также сама деятельность представляют собой компоненты единой системы. В связи с широким спектром вызовов, угроз и опасностей, существующих в современных геополитических и социально-экономических условиях развития России, неординарным подходом к поиску и реализации алгоритмов защиты, обеспечение безопасности того или иного компонента рассматриваемой системы является самостоятельной исследовательской задачей. Основываясь на принципах ноксологического подхода к существованию и развитию различных систем, в нашем исследовании условно примем, что каждый компонент системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность» разделяется на опасную и безопасную составляющую [1, 2, 7]. В таблице 1 представлены общие характеристики данных составляющих выбранных компонентов системы.

 

Таблица 1

Характеристики компонентов системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность»

Компонент

Характеристика компонента

Опасная составляющая (угрозы)

Безопасная составляющая

Информационная среда

Несанкционированый доступ к информационым ресурсам

Несанкционированое использование информационных ресурсов

Искажение и несанкционированая модификация информации

Отказ в обслуживании

Разглашение конфиденциальной информации

Утеря, уничтожение информации

Безопасные информационные ресурсы

Объективная, актуальная, достоверная, адекватная информация

Доступность информационных ресурсов

Ясность, понятность информации

Безопасное сетевое информационное взаимодействие

Дифференциация информации (содержательная, структурная и др.)

Образовательная среда

Пассивная роль обучающихся в образовательном процессе

Отсутствие мотивации в деятельности обучающихся

Нездоровый психологический климат

Информационная перегрузка обучающихся

Психологические и социальные опасности образовательной среды

Темп и содержание занятий не соответствует индивидуальным способностям и особенностям обучающихся

Отсутствие информационной грамотности

Нормативные санитарно-гигиенические условия

Активизация деятельности обучающихся

Применение технологий здоровьесбережения

Здоровый психологический климат

Темп и содержание занятий соответствует индивидуальным способностям и особенностям обучающихся

Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся (индивидуальные образовательные маршруты, адаптивное содержание и задания и др.)

Деятельность

Неконтролируемое влияние на деятельность внешних и внутренних факторов

В деятельности отсутствуют либо не выражены качества личности безопасного типа поведения (виктимная личность)

Не задумывается о возможных негативных последствий своей деятельности для себя и окружающих

Социальная аддиктивность

Организация и планирование своей деятельности

Сформированные качества личности безопасного типа поведения

Умение прогнозировать результаты своей деятельности

Развить понимание причинно-следственных связей своей деятельности

Понимание неотвратимости наказания на совершенное преступление

Высокая социальная самоидентичность

 

Совокупность безопасных составляющих информационной среды, образовательной среды и деятельности входят в так называемый «периметр безопасности».

В целом, в нормативно-технической документации под периметром безопасности понимается граница охраняемой зоны, оборудованной системами защиты; воображаемая граница между высоконадежными элементами системы и другими системными функциями (см. ГОСТ 3.1109-82).

Следовательно, в контексте исследования под «периметром безопасности» будем понимать защищенное содержание какой-либо системы, безопасность которого обеспечивается путем выполнения различных нормативно-правовых, организационных и технико-технологических мероприятий.

Поскольку, как было показано выше, каждый компонент системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность» имеет «опасную» и «безопасную» составляющие, представим графически данную систему во взаимосвязанном виде (рис. 1).

Рис. 1. Безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в системе «информационная среда – образовательная среда – деятельность»

 

Отметим, что при пересечении компонентов рассматриваемой системы образуются соответствующие интегративные элементы, такие как: информационная образовательная среда, безопасная информационная образовательная среда и безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основываясь на материалах предыдущих исследованиях, определим ключевые на наш взгляд, определения.

Под информационной образовательной средой вуза понимается педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций [4].

Безопасная информационная образовательная среда представляет собой систему, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный безопасный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения функционирования БИОС [3].

Безопасная информационно-средовая деятельность представляет собой интегративную совокупность видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО с современных условиях развития безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения. В данном контексте сама безопасная информационная образовательная среда рассматривается как объект деятельности педагога, то есть предмет и средство решения профессиональных задач [3].

Рассматривая систему «информационная среда – образовательная среда – деятельность» как информационно-технологическую структуру, отметим, что традиционно решения для защиты периметра – внешней границы – применяются при подключении корпоративных сетей образовательного учреждения к сетям общего пользования. Они позволяют предотвратить атаки на безопасные информационные образовательные ресурсы и реализовать безопасный доступ преподавателей и студентов во внешние сети, а авторизованных удаленных пользователей – к корпоративным ресурсам образовательного учреждения. Защита периметра считается обязательным элементом системы обеспечения информационной безопасности любой корпоративной сети и включает в себя шлюзы безопасности, средства межсетевого экранирования (FW), организацию виртуальных частных сетей (VPN), системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS). Ее реализация остается одной из основных задач информационной безопасности и основой надежного функционирования критичных для информационной образовательной среды информационных систем. К наиболее распространенным технологиям обеспечения безопасности информационных систем относятся брандмауэры, шлюзы приложений, межсетевые экраны, виртуальные частные сети (VPN) и протоколы SSL для VPN, системы обнаружение вторжений и др.

Одновременно отметим, что обеспечение периметра безопасности для деятельностного компонента возможно реализовать путем применения комплекса мероприятий организационно-правового (соблюдением норм и правил существующего законодательства Российской Федерации, разработкой инструкции, приказов, руководящих документов по организации безопасной деятельности, организацией рационального режима труда и отдыха и др.), а также технико-технологического (установкой средств и систем обеспечения различного вида безопасности образовательного учреждения, применением технологий здоровьеформирования и здоровьесбережения и др.) характера.

Такой подход к определению педагогической деятельности, а именно, безопасной информационно-средовой деятельности, приводит к изменению компонентов деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности привнося в него содержание, связанное с конкретными вопросами обеспечения безопасности.

Изменяется, например, результативно-оценочная деятельность педагога, которая в современных условиях прирастает коррекционно-развивающим аспектом, который состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ученика, его ценностных ориентиров, помощи ему в усвоении образовательной программы и адекватной интеграции в социуме [6]. Кроме того, изменениям подвержена технологическая составляющая деятельности педагога, поскольку в современных условиях он имеет возможность использовать разнообразный методический инструментарий, в том числе, с применением средств информационной образовательной среды, иллюстрируя аспекты обеспечения информационной безопасности образовательной среды. При этом в своей практической деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные потребности, особенности и способности каждого обучаемого адаптируясь к ним, что также отражается на требованиях к педагогической деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В данной связи безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеет признаки инновационной деятельности педагога.

Таким образом, определение периметра безопасности позволяет расширить и дополнить спектр профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности за счет привнесения в нее безопасной информационно-средовой деятельности.

 

Литература:

  1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности // Педагогическое образование в России. –2012. – №4. С. 111-117.
  2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 3 (2), 2012. С. 569-573.
  3. Бояров Е.Н. Функциональная модель безопасной информационной образовательной среды подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности / Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 357 с. – С. 45-60.
  4. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2006. - С. 17
  5. Непрерывное педагогическое образование. – Вып. XVI: теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 205 с.
  6. Роговая О.Г. Экологосообразная образовательная среда: Монография. – СПб: Изд-во «ТЕССА», 2006. – 107 с.
  7. Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 246-250.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов