Библиографическое описание:

Бойков А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 22-24.



 

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, методика обучения, профилактика информационной зависимости.

 

Сегодня в нашей стране существенная роль в формировании и укреплении здоровья подрастающего поколения отводится системе образования, в результате чего формирование здоровой личности учащегося становится не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение знаний [2].

В свете этих тенденций особую значимость в формировании и укреплении здоровья учащихся в образовательных учреждениях приобретает процесс профилактики различных видов зависимого поведения школьников путем интеграции профилактики в учебный процесс, в результате чего профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения детей и подростков [1].

Подтверждение этому можно найти в принципах государственной политики в области образования, которые определены в федеральном законе № 273 «Об образовании» от 29.12.2012. Основными из них являются:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптации личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование духовно-нравственной личности [8].

Данные принципы позволяют рассматривать профилактику информационной зависимости школьников как одно из средств реализации целей государственной политики в области образования. Вопросы связи образования и профилактики зависимостей школьников освещены в ряде законов и нормативно-правовых актов, рассмотрим их.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к основным учреждениям системы профилактики отнесены образовательные учреждения, которые должны выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении (в том числе склонных к формированию различных зависимостей), и проводить профилактическую работу с ними [9].

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. система образования выступает какнаиболее важный участник процесса профилактики зависимостей подрастающего поколения в России [1]. Это объясняется тем, что школьное образование обладает профессиональными и организационными ресурсами, которые могут обеспечить комплексное, системное воздействие на детей и подростков посредством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

В качестве основного условия организации педагогической (первичной) профилактики выделяется интеграция профилактики в учебно-воспитательный процесс. Таким образом, педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса.

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» приоритетным направлением объявлено создание в петербургской Школе условий, «способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни» [6, с. 39]. Для реализации этой цели планируется создать и внедрить во всех образовательных учреждениях профилактические программы, направленные на повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) 2-го поколения с точки зрения развития универсальных учебных действий предъявляет следующие требования к учебному содержанию основной образовательной программы общего образования (ООП ОО): необходимость развития обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет [7].

Также в ФГОС 2-го поколения установлены личностные характеристикивыпускника, которые неразрывно связаны с задачами и основными ожидаемыми результатами профилактики информационной зависимости:

                    саморазвитие и личностное самоопределение;

                    сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных установок, отражающих личностные позиции, социальные компетенции;

                    осознанное выполнение правил здорового образа жизни;

                    соизмерение своих поступков с нравственными ценностями;

                    формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

                    развитие морального сознания, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Учитывая современные тенденции развития образования, связанные с увеличением внимания со стороны государства к профилактике зависимостей в рамках образовательного процесса в школе и возрастающей проблеме информационной зависимости подрастающего поколения, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости учащихся следует рассматривать как неотъемлемую составляющую образовательного процесса, без которой невозможна полная реализация целей и задач современного общего образования.

ФГОС ООО 2-го поколения придает огромное значение изучению предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В сфере основ безопасности жизнедеятельности достижение предметных результатов обучения должно обеспечить: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведенияи нанесение иного вреда здоровью [7].

Следовательно, исключение угрозы формирования и развития информационной зависимости учащихся является результатом обучения по курсу ОБЖ.

Анализ учебно-методических курсов ОБЖ [4, 5], составленных на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и основного общего образования, утвержденных Минобрнауки, показал, что основными целями курса ОБЖ (5 класс) в контексте здорового образа жизни и профилактики зависимостей являются:

          понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

          отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табакокурению;

          готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;

          формирование индивидуальной системы здорового образа жизни [4,5].

Также школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет свои специфические особенности, которые наилучшим образом способствуют успешному проведению профилактики информационной зависимости школьников, перечислим их:

                    предназначен для воспитания «личности безопасного типа»;

                    в большой степени является профилактическим (включает в себя профилактику вредных привычек и зависимостей);

                    в нем изучаются темы, содержание которых соотносится с содержанием педагогической профилактики информационной зависимости школьников (здоровый образ жизни, правила безопасной работы за компьютером, безопасная среда обитания человека и др.);

                    в процессе обучения в рамках этого курса у учащихся происходит формирование качеств, необходимых для противостояния агрессивным факторам окружающей среды, в том числе информационным.

Таким образом, учитывая то, что ожидаемый результат любого процесса подразумевает определенные действия, направленные на его достижение, а возможность возникновения зависимости обусловлена наличием факторов риска ее формирования, на снижение которых направлена профилактическая работа, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости целесообразно реализовать в рамках учебного процесса школьного курса ОБЖ.

Опираясь на ряд нормативно-правовых документов, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2-го поколения, анализ образовательных программ по курсу ОБЖ, мы имеем основания утверждать, что профилактика информационной зависимости является составляющей образовательного процесса, а курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является тем школьным курсом, в рамках которого возможно наиболее эффективно осуществить работу по профилактике информационной зависимости учащихся.

 

Литература:

  1.                Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.netzavisimosti.ru/narcomania/koncept-2-2010.
  2.                Кучма, В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - №1(3). - С. 4-9.
  3.                Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007–2010 годы»: от 21 марта 2007 г. № 172 (ред. от 12.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №14(2 апр.). - Ст. 1688.
  4.                Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 106,[6] с.
  5.                Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
  6.                Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» [Электронный ресурс].- СПб.: Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010. - Режим доступа: k-obr.spb.ru›downloads/435/1.pdf.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.]. - М., 2010. - 67 с.
  8.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
  9.                Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26 (28 июня). - Ст. 3177.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов