Библиографическое описание:

Мельникова Т. В. Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 113-116.



 

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Работа с одарёнными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности преподавателей ОБЖ в рамках реализации академической целевой программы «Одаренные дети».

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, культура безопасности жизнедеятельности, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», ФГОС нового поколения.

Согласно «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ» (1998-2003) «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4,с.5]. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Авторы Концепции выделяют пять основных видов деятельности с учетом детского возраста: практическую, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную. В соответствии с видами деятельности выделяются и виды одаренности. В работе преподавателя ОБЖ наибольшее внимание уделяется практической деятельности (спортивной, организационной), познавательной деятельности (технической одаренности и одаренности в области информационно-коммуникативных технологий), коммуникативной (лидерской и аттрактивной), духовно-ценностной деятельности [5].

Известные отечественные специалисты в области психологии одаренности Д.Б. Богоявленская и М.Е. Богоявленская отмечают, что классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. [2, с.59]

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является начальной стадией формирования общих представлений и понятий в области безопасности жизнедеятельности, базовым этапом формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека.

Культуру безопасности жизнедеятельности можно охарактеризовать как способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостность окружающего мира [1, с. 32].

К основным понятиям в культуре безопасности жизнедеятельности относятся: безопасность, комфорт и удобство; сохранение природной и урбанизированной среды; сообщение, передача, сохранение и накопление информации об опасных и вредных факторах, а также способах их устранения; регулирование поведения членов групп и сообществ; обучение безопасному и здоровому образу жизни; сохранение и укрепление физического, социального, духовного и репродуктивного здоровья населения; сохранение и приумножение социокультурных элементов безопасного поведения, в том числе норм, правил, обычаев, традиций, обрядов и т. п.[1, c.33].

Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.

ФГОС нового поколения рассматривает в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» следующие основные направления:

  • формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека,
  • формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [6].

Работа с одарёнными детьми, выявление и развитие их одаренности являются одним из важнейших аспектов деятельности преподавателя ОБЖ [3].

В основе работы с одаренными детьми преподаватель ОБЖ может использовать различные подходы:

1.                 Личностный подход, основанный на естественном процессе саморазвития творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

2.                 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому особенно важной представляется работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

3.                 Системный подход, при котором педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

4.                 Культурологический подход, предполагающий формирование у одарённых детей культуры безопасности жизнедеятельности. Освоение культуры безопасности как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Задачи, стоящие перед преподавателем ОБЖ при работе с одаренными детьми:

  •                  выявить и оценить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика в области основ безопасности жизнедеятельности;
  •                  проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  •                  использовать педагогические методы и приёмы, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  •                  предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  •                  воспитывать в учащихся целеустремленность, активность в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  •                  поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

В учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Ребенку нужно создать условия для формирования умения ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Исходя из того, что одаренные дети, находятся на уроке с «обычными» учащимися, учителю приходится подбирать для них индивидуальные задания. Таким образом, урок зачастую принимает нелинейный характер, т.е. различные ученики в одно и то же время урока могут выполнять различные по сложности задания. Причем, подбор заданий должен быть таким, чтобы не только одаренному ученику было интересно. Чтобы на уроке было интересно всем, нужно, чтобы «обычные» ученики имели возможность попробовать свои силы в решении сложных заданий. Для проведения нелинейного урока учитель может использовать известные методы обучения, педагогические технологии.

Главным условием работы с одаренными детьми предполагается личностно-ориентированная система образования и воспитания в образовательном учреждении.

Личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитии ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Наиболее эффективными в личностно-ориентированном обучении являются педагогические технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся.

К ним относятся:

- новейшие информационные технологии, в современном мире выступающие важнейшим средством образовательной деятельности и развития детской одаренности. При взаимодействии ребенка с компьютером развивается его интеллект и креативность, уровень интеллектуально-творческого развития оказывается несколько выше, чем у остальных.

- технологии рефлексивного обучения направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля, т.е. сознательной регуляции обучающимся собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию – активному, последовательному, качественному изменению личности;

- развитие критического мышления через чтение и письмо;

- творческие мастерские стимулируют всплеск активности обучающихся в направлении реализации своего познавательного интереса, направлена на персонификацию и саморазвитие обучающихся;

- дебаты - интеллектуальная игра, способствующая приобретению опыта убеждения, отстаивания личных позиций;

- технология мозгового штурма – решение творческих, эвристических задач в группах.

- кейс-стадия - технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучающихся;

- игровые;

- технология проблемного обучения может рассматриваться как базовая, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся;

- методика обучения в малых группах;

- технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования;

- индивидуальные творческие задания;

- научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм работы с одаренными детьми. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов: преподавателя и учащегося, в ходе которого осуществляется передача между ними знаний исследуемого предмета, культурных ценностей. При этом происходит формирование мировоззрения, внутренняя мотивация подходит к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции;

- интеллектуальные марафоны, различные предметные конкурсы и викторины.

 

Литература:

  1. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений/ С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой.- СПб.:СПбАППО, 2013.- 280 с.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208 с.
  3. Кривовичева Е.Е. Одаренным детям – одаренных педагогов // Вестник Мордовского университета. 2009. № 2. С. 253- 256.
  4. Рабочая концепция одаренности. / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Холодная М. А. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». – 2003. – 95 с.
  5. Сборник «Проектирование работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности». – СПб., СПб АППО, 2014.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов