Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 8-11.

 

 

Высокое значение исследований самореализации студента в процессе обучения в высшем учебном заведении обусловлена высоким значением изучения возможностей и перспектив успешного взаимодействия личности с образовательной средой высшей школы.

Современные российские вузы обладают обширной структурой, которая включает различные единицы: отделы, секции, организации студентов, аспирантов и молодых учёных, которые создают образовательную среду, позволяют всесторонне развить личность студента и дают широкие возможности для самореализации, воплощения своих идей, а также могут способствовать дальнейшему трудоустройству в интересующую студентов сферу. Под средой стоит понимать часть пространства, с которой индивидуум соприкасается, то, что посредствует его активности и опосредует развитие. Субъекты соприкасающиеся со средой используют ее возможности для удовлетворения своих потребности, она приобретает значение условия формирования личностных качеств тогда, когда опосредована собственной деятельностью студентов в рамках задаваемых обстоятельств, соответствуя потребностям, интересам и направленности каждой конкретной личности [2, с.375].

Разработка проблемы воспитания на современном этапе реализуется в сложной внутренне противоречивой ситуации, что не может не находить своего отражения на всех уровнях и ступенях образовательной системы.

Воспитание в высшей школе социально активной, профессионально компетентной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, требует формирования гуманистического воспитательного пространства, ориентированного на установление продуктивных, психологически комфортных взаимоотношений между его субъектами.

Особая среда — образовательная, возникает в жизни индивидуума при поступлении в учебное заведение. При этом именно вуз, как уже было сказано выше, имеет огромное значение для становления и самореализации личности, подготовки будущего профессионала. Университет, сотрудничая с другими научными организациями, государственными и муниципальными органами, общественными и некоммерческими организациями, а также коммерческим сектором может организовать студентам практику в интересующих их организациях или сообщить о свободных вакансиях, поддержат первичное освоение профессии и дальнейшую профессиональную самореализацию и социализацию студентов.

Воспитание в высшей школе социально активной, профессионально компетентной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, требует построения гуманистического воспитательного пространства, ориентированного на установление продуктивных, психологически комфортных взаимоотношений между его субъектами.

Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов. Следовательно, являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды.

Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а единое пространство надо уметь создавать. Формирование воспитательного пространства осуществляется через создание гуманистической воспитательной системы, одним из показателей эффективности которой и является это пространство. Инструментально эта идея реализуется в категориях целостности системы воспитательных воздействий, их согласованности и управляемости, определенности места и времени воспитания.

По закону развития систем, воспитательное пространство вузов возникает как социально-детерминированное образование, приобретает значимые системообразующие качества, достигает зрелости, испытывает структурные и функциональные изменения, преобразуется на основе закономерностей и принципов, предопределенных генезисом явления. Воспитательное пространство вуза — элемент социальной системы, описывающийся в двух формах социологического знания: как частица социальной структуры, через которую «текут» социальные процессы; как замкнутый и относительно целостный объект, имеющий определенное назначение в социальной системе, носитель определенных функций.

В настоящее время одним из подходов к выявлению сущности воспитательного пространства является определение его как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, создаваемой в среде пребывания субъектов воспитания, способной выступить интегрированным условием личностного развития человека.

В этом случае «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность.

Субъектами воспитательного пространства вуза могут быть студент, преподаватель, администратор, группа студентов (группа, курс, студенческие объединения), группа преподавателей (кафедра, объединения кураторов), группа администраторов, смешанная группа (факультет, сообщество вуза). Ключевыми вариантами событий субъектов воспитательного пространства вуза являются взаимоотношения преподаватель-студент, студент-студент, преподаватель-группа студентов, преподаватель-администратор, преподаватель-группа администраторов, преподаватель-группа преподавателей, преподаватель — смешанная группа, студент-группа студентов, студент-группа преподавателей, студент-администратор, студент-группа администраторов, студент — смешанная группа.

Единство субъектов воспитательного пространства обеспечивается выработкой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания. Ценностно-смысловое единство субъектов воспитательного пространства вуза реализуется через построение концепции воспитательной работы в вузе. При этом необходимо достичь согласования нормативных документов, представляющих инвариантную часть воспитательного пространства вуза как части образовательной системы государства. Отбор преподавателей высшей школы продолжают осуществлять, главным образом, на основании уровня познавательных и исследовательских качеств, поступающих в аспирантуру. Это является одной из причин, не позволяющей выпускникам вуза успешно пройти этап профессиональной адаптации по месту своей работы. Причина в том, что отсутствие склонности к общению и сотрудничеству с людьми нельзя компенсировать никакими другими качествами, даже при очень высоком уровне их развития. Преподавателю необходимо профессионально владеть специальными технологиями, например, технологией общения со студентами и коллегами. В вузах технического профиля недостаточно дисциплин, дающих представление о теоретических основах управления коллективами. В связи с этим психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства, приобщение его к основам проектной культуры — одно из важнейших условий формирования воспитательного пространства высшей школы.

Наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего адаптацию студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов обеспечивает эффективное проектирование воспитательного пространства высшей школы. Тем не менее, наблюдается противоречие между множеством разработок, накопленных отечественной и зарубежной психологией, и почти нулевым уровнем их использования в образовательном процессе высшей (особенно технической) школы. Еще одним примером не востребованности психологических и педагогических рекомендаций может служить своего рода шаблон в организации вне учебной работы, которая часто состоит из перечня обязательных мероприятий, проведение которых осуществляется в традиционной форме из года в год. Студенческое сообщество вяло или скептически реагирует на призывы принимать в них участие. Стимулом является комплекс традиционных «благ», к которым приобщается «активный» студент.

Выходом из ситуации видится процесс осознанного внедрения и развития механизмов студенческого самоуправления, формирования навыков проектной культуры студенческого актива. В связи с этим целесообразно формировать профессиональную компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (обеспечивать высокий уровень проектной культуры, развивать организаторские и коммуникативные способности и т. д.). Специфика организации воспитательного процесса в вузе определила поиск новых подходов. Теоретический анализ существующих концепций, практики и результатов опытно-экспериментальной работы позволил

Важным критерием эффективности формирования воспитательного пространства вуза является оценка студентами воспитательных мероприятий, в которых они принимают участие, и процесса вузовского обучения, а также осознание своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешной карьеры. Как успешное решение воспитательных задач в образовательном процессе можно рассматривать состояние функционального комфорта субъектов воспитательного пространства, т. е. активное состояние напряженности, работоспособности, готовности, дальновидности, предвидения, прогнозирования, экстраполяции и т. д. — главных функций, обеспечивающих взаимодействие и слаженность всех компонентов изучаемого процесса. К сожалению, это достигается не всегда и не в полной мере, что обусловливает дискомфортное состояние участников воспитательного пространства.

В ходе исследования нами выделены три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации, интеграции, саморегуляции.

Уровень адаптации означает познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы. Данный уровень отличается несформированной у студентов мотивацией к профессиональной деятельности, отсутствием опыта осуществлять обучение и развитие, отсутствием оценки субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы, своего места в нем; личностной значимости для событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне.

Уровень интеграции предполагает процесс внутренней интеграции субъектов воспитательного пространства и интеграцию с окружением в целом, принятия ценностей-целей воспитательной системы вуза. Он характеризуется положительной оценкой субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы вуза, осознанием своего пребывания в вузе как важного события в жизни, личностной значимостью событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне; положительной или нейтральной оценкой учебных и вне учебных контактов с субъектами воспитательного пространства вуза.

Уровень саморегуляции подразумевает создание новых ценностей, адекватных потребностям субъектов воспитательного пространства вуза. Студенты, отнесенные к этому уровню, положительно оценивают цели воспитательной системы вуза, осознают свое пребывание в высшей школе как важное событие в жизни, испытывают личностную значимость событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне, с удовлетворением отмечают учебные и вне учебные контакты с субъектами воспитательного пространства.

 

Литература:

 

  1.                Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в актуальной редакции) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
  2.                Резниченко, М. Г. Построение эргономичного воспитательного пространства вуза: предпосылки и условия / М. Г. Резниченко // Материалы международной научно-практической конференции ФНО.- Самара: СГПУ, 2014. — С. 374–382.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов