Библиографическое описание:

Ахъядов Э. С. Основные проблемы формирования социально адаптированной среды в современном вузе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 4-6.



 

Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Отсутствие должного внимания к ней создает ситуацию, лишающую перспектив развития цивилизацию и культуру России в целом. Перемены в обществе породили явление, которое трактуется как «конфликт поколений», создающий существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы ценностей, норм и правил поведения.

Происходящие в обществе перемены вызвали к жизни противоречие между новыми требованиями к личности, с одной стороны, и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. В своих исследованияхформированиявоспитательногопространствавуза М. Г. Резниченко говорит о том, что это противоречие затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям. Разрешение данного противоречия связано с разработкой и реализацией новой концепции воспитательной деятельности, повышением уровня управления ею, приведением ценностных ориентаций молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. [1.c,129]

Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется недооценкой воспитывающих функций вуза. Попытки поставить вуз вне воспитательного процесса все более приходят в противоречие с педагогической теорией и образовательной практикой.

Для современной России характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, образовательных учреждений, молодежной субкультуры. Поэтому чрезвычайно актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы.

Ядро гуманистической концепции воспитания составляет идея субъект-субъектного взаимодействия участников воспитательного процесса, обеспечивающего взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение меры свободы всех его участников.

В свете изложенных представлений становится очевидной необходимость разработки новых подходов к формированию воспитательного пространства в вузе.

Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая. В системе методологических детерминант исследования проблем воспитания студенческой молодежи выступает личностно-деятельностный подход.

Несмотря на значительное расширение исследований в обсуждаемо области, возникло, и все более осознается противоречие между растущей необходимостью в формировании воспитательного пространства в вузе и отсутствием научно разработанной концепции управления этим процессом.

При огромном внимании в педагогике к формулированию и обсуждению абстрактной цели воспитания, теоретически и экспериментально совершенно не исследуется проблема конкретных, социально-исторически обусловленных воспитательных ценностей, характерных для современной ситуации развития. Как правило, процесс формирования современных ценностей осуществляется спонтанно под влиянием среды.

Исходя из анализа современных воспитательных концепций, цель-идеал воспитания в современном вузе нами понимается как формирование социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Реализация данных целей конкретизируется в комплексе взаимосвязанных задач: формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, как на когнитивном и эмоциональном, так и на поведенческом уровнях, т. е. целенаправленной активности в интересах стабилизации социально-политических реалий общества и государства, реализации новаций социально-политического развития, осознания сопричастности обществу, стране, государству; совершенствование системы студенческого самоуправления на базе формирования основ корпоративной культуры и человеческой индивидуальности, соответствующей мере владения каждым системой культурных ценностей, синтезом программ общественной деятельности и поведения с генетическими программами; создание условий и предпосылок для формирования мировоззренческих универсалий студента, в числе тех, в которых выражено отношение человека к ценностям социальной жизни: «Я», «другие», «труд», «добро», «красота»; создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, политической, этической; создание условий единства образовательного и воспитательного пространства; создание инновационной среды с целью развития творческих способностей студентов; профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры; организация процессов социальной и профессиональной адаптации как студентов, так и выпускников вуза; организация системы правовой, социальной и психологической защиты студентов для обеспечения эргономичной (комфортной) воспитательной среды в вузе.

Воспитание в высшей школе социально активной, профессионально компетентной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, требует построения гуманистического воспитательного пространства, ориентированного на установление продуктивных, психологически комфортных взаимоотношений между его субъектами.

Модель формируемого в исследовании воспитательного пространства представлена ее субъектами — студентами и преподавателями. В модели условно выделяется три компонента воспитательного пространства — внутренний, учебный и вне учебный. Внутренний подразумевает процесс формирования личностью воспитательного пространства в процессе осуществления самовоспитания, самоанализа и самоконтроля. Вне учебный — отображает процесс формирования воспитательного пространства во вне учебной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов. Учебный компонент связан с формированием воспитательного пространства в учебной деятельности. [2,c.109]

Выделяя специфику деятельности педагогов и студентов внутри учебного и вне учебного компонентов воспитательного пространства, отметим, что субъекты воспитательной деятельности осваивают их в соответствии с индивидуальными возможностями. В частности, формирование воспитательных взаимодействий преподаватель-студент, студент-студент, администратор-студент, администратор-преподаватель, определяется степенью овладения навыком воспитательной деятельности субъектами воспитательного пространства. Условием продуктивного общения являются коммуникативные навыки преподавателей и студентов, осознание ими целей формирования воспитательного пространства, навыки анализа результатов общения, наличие условий для осуществления воспитательной деятельности. В воспитательном пространстве высшей школы разрабатываются проекты построения взаимодействия студент-группа студентов (преподавателей, администраторов), преподаватель-группа студентов (преподавателей, администраторов), администратор — группа студентов (администраторов, преподавателей), что требует специальной подготовки, развитых лидерских качеств, наличия индивидуальных потребностей и склонностей. Разработка проекта целостного воспитательного пространства вуза во взаимодействиях студент — смешанная группа, преподаватель — смешанная группа, администратор — смешанная группа представляет систему отделов, отражающих деятельность вуза для достижения наиболее общих целей и задач. [3,c.489]

Предпосылки формирования воспитательного пространства в вузе связаны с целями, условиями и средствами, а также организацией воспитательного процесса и управления им в вузе и трактуются как: cоответствие форм и методов формирования воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей. Для реализации этого положения необходимо регулярное социологическое исследование социального статуса современных студентов и преподавателей, их психологических особенностей; ориентация на реальный конечный результат подготовки и воспитания специалистов. Формирование профессиональных ценностей в воспитательном пространстве вуза осуществляется внутри каждого уровня воспитательного пространства вуза; педагогическая и психологическая культура всех субъектов воспитательного пространства. Речь идет о формировании воспитательного пространства на уровне преподавателя, кафедры, органов академического и административного руководства на факультетах и в масштабе вуза, и, особенно, студенческого самоуправления; целостность не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения; создание условий и предпосылок (методических, организационных, кадровых, социально-психологических и др.) для повышения вероятности достижения конкретных конечных результатов воспитания и профессиональной подготовки. Осознание субъектами воспитательного пространства конечного результата высшего образования, который проявляется в социально-профессиональной активности молодого специалиста. Устойчивая сфокусированная ориентация на этот результат в системе вузовской организации и структуре ценностных ориентаций и установок личности студента имеет первостепенное значение в достижении необходимого успеха в воспитании и профессиональной подготовке.

Ценностно-смысловое единство субъектов воспитательного пространства реализуется через выработку педагогической концепции, ориентированной на нормативно-правовую базу обеспечения воспитательного процесса в вузе и предусматривающую реализацию целей и задач воспитания, обозначенных выше.

Принципами формирования воспитательного пространства, отражающими цели и задачи воспитательного процесса в вузе являются: принцип целостности не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения; принцип вариативности — использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью; принцип активности субъектов воспитания, принцип соответствия характера формирования воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей; принцип гуманизации воспитательного процесса, предполагающий отношение к субъекту воспитательного пространства как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной; принцип эргономичности (комфорта) воспитательного пространства; принцип культуросообразности, предполагающий организацию воспитания на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям; принцип толерантности — внимательного отношения к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни.

Процесс анализа теории и практики позволил выделить блоки технологической модели формирования воспитательного пространства вуза: информационно-мотивационного, диагностико-аналитического, развивающего и организационного.

Анализ полученных результатов позволяет определить условия формирования воспитательного пространства вуза: выработка, и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательно-образовательного процесса; социально-психологическая поддержка адаптации студентов к вузовским условиям, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов; субъектная направленность формирования воспитательного пространства; психолого-педагогическая компетентность организаторов процесса формирования воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т. д.), внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления.

Выполненное исследование позволяет считать, что представленные в нем теоретико-методологические основы формирования воспитательного пространства вуза открывают новое направление научно-педагогических исследований, в рамках которого необходимо решить целый ряд проблем.

 

Литература:

 

  1.                 Резниченко М. Г. Построение воспитательного пространства вуза [Текст]: монография / М. Г. Резниченко. — Самара.: СГПУ, 2006. — 236 с.
  2.                 Волынская С. Д. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении [Текст]: монография / С. Д. Волынская. — М.: АзбуковичЪ, 2012. — 192 с.
  3.                Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза [Текст] / Г. И. Рогалева // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 488–492.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов