Автор: Тарабрина Ирина Викторовна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Тарабрина И. В. Тактическая подготовка борцов греко-римского стиля в Севастополе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 21-24.



 

Основными целями занятий по греко-римской борьбе для юных спортсменов — являются: физическое развитие, совершенствование мастерства в борьбе и умственное развитие, при этом используются основные принципы в работе учебно-тренировочного процесса: упражнение, сознательность, эффективность обучения и тренировки, самостоятельность занимающихся, регулятивность тренировки и др. Эти данные тренер использует и учитывает в работе с детьми для составления учебно-тренировочного плана по обучению технико-тактических действий в греко-римской борьбе.

Ключевые слова: греко-римская борьба, техника, тренировка, спортсмен, тактическая подготовка.

 

Техника в греко-римской борьбе сложная, содержит большое количество всевозможных атакующих, защитных и контратакующих технических действий, при этом техническая подготовка спортсмена-борца — это процесс обучения техники движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем, а именно общая техническая подготовка борца греко-римского стиля направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, например во время разминки можно использовать игровые элементы как игра в футбол, баскетбол, подвижные игры, игры на внимание и координацию движений, акробатика. Особое внимание уделяется специальной технической подготовке — это достижение технического мастерства в избранном виде спорта — а именно — в греко-римской борьбе, которая состоит из трех основных этапов обучения техники: начальное разучивание; углубленное, детализированное разучивание; закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений. [1,4,5]

На начальном этапе в греко-римской борьбе процесс обучения техники движений бывает наименее продолжительным. Спортсмены-борцы греко-римского стиля 7–9 лет за 3–5 тренировочных занятия успешно овладевают основой техники какого-либо приема борьбы греко-римского стиля, при условии, если разучиваемый прием посильней с точки зрения их физических возможностей. Однако у детей на начальном этапе обучения слабо развита способность анализировать ошибки в исполнении движений, т. е. на этом этапе, как правило, дети еще не прочувствовали само техническое упражнение, а только визуально уяснили, как нужно проводить этот прием. Наиболее трудоемким является второй этап обучения — углубленное детализированное разучивание, и, чтобы достигнуть относительного совершенствования техники движений, требуется сравнительно большое количество повторений упражнения, исправление ошибок для юного спортсмена и неточностей должно быть строго последовательным. [3] На третьем этапе обучения, закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений, необходимо, чтобы приобретаемые двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, так как с возрастом, ростом спортивной квалификации будет изменяться техника движений — от размеров тела, развития силы, быстроты, выносливости. Главными задачами в процессе становления спортивного мастерства юного борца греко-римского стиля — являются: достижения высокой стабильности и разнообразия двигательных навыков, повышение их эффективности в соревновательных условиях, а именно конечным результатом должно быть: умение навязывать в борьбе свою технику борьбы, умение провести свой коронный прием, сохранить свое преимущество или наоборот — отыграть проигранные баллы. Для этого в тренировочные занятия включаются упражнения элементов борьбы с условным противником, где совершенствуется структура и ритм выполнения технического приема.

Необходимо уделять максимальное количество времени тактической подготовке борца греко-римского стиля. Тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную, а именно специальная тактическая подготовка в греко-римской борьбе направлена на освоение и совершенствование техники, этому способствует перенос тактических умений и навыков, приобретаемых в результате освоения тактики смежных видов спорта, в чем и состоит основной прикладной смысл общей тактической подготовки спортсмена-борца греко-римского стиля, в борьбе используются элементы тактики других видов борьбы. Одновременно общая тактическая подготовка содействует воспитанию тактического мышления, координационных и других важных в греко-римской борьбе как виду спорта, способностях.

В каждом большом цикле тренировки, тактическая подготовка строится на логике перехода от элементов к целому, т. е. от фрагментов избранной тактики борца греко-римского стиля состязания к ее целостным формам, при этом основными средствами ее практического освоения служат подготовительные и соревновательные упражнения, моделирующие в начале отчасти, а затем возможно и полно намеченную тактику состязания. На этапах, непосредственно предшествующих в данном цикле соревнованиям, тактическая подготовка для борца греко-римского стиля органически сливается с технической, физической и специальной технической подготовкой. Тактическая подготовка при этом служит как бы ведущим, объединяющим началом, т. к. совместный эффект всех разделов подготовки спортсмена на предсоревновательном этапе выльется, образно говоря, в единую форму целостной тактики состязания, при этом важно учитывать то, что становление ее в решающей мере зависит от предшествующей физической, технической и психической подготовки. Технические действия: маскировка, подавление, маневрирование; при этом под термином «подавление» подразумевают сковывание, опережение; маневрирование — это маневрирование по вертикали и горизонтали.

На тренировках в ДЮСШ УФКС в г.Севастополе с экспериментальной группой была использована система обучения техническим действиям, которая включала: ступень начального овладения отдельными деталями, частями, операциями и наконец приемом в целом; прием в движении, с четким пониманием и ощущением момента для броска; в движении в обе стороны; из разных захватов; несколько приемов в разные стороны и в разных направлениях; выполнение приемов с подготовкой; с подготовкой и переход от приема к приему в виде простого комбинирования; выполнение приемов с длительной подготовкой; расширение характера простых подготовок; приемы после обманных движений, двойных подготовок, комбинаций; владеет техникой захватов, имеет свою схему захвата, применяет варианты захвата против конкретных вариантов соперника; определяется индивидуальная техническая схема; связывает изучение объема техники с техникой захвата; появляется коронный прием; выполняет беспрерывную атаку; выполняет встречную атаку; проводит ответную атаку; контрит; преследует в борьбе лежа; свободно переигрывает соперника в захватах — опережает. [1]

В тренировках по греко-римской борьбе юные спортсмены сознательно моделируют соперников, способны дать анализ их технического мастерства. В этом случае борец хорошо понимает стремления соперника в схватке, тактически правильно пользуется своим техническим мастерством в достижении победы, используя все свои внутренние ресурсы. Экспериментальная группы состоит их трех уровней — 1 группа — борцы греко-римского стиля начального уровня, 2 группа — борцы среднего уровня, 3 группа экспериментальная — борцы греко-римского стиля высокого роста и мастерства. Все занятия проводились по недельному циклу, благодаря этому тренер уделял внимание для правильной организации первой части подготовительной части фазы приема. Были подобраны упражнения, которые позволили за счет использования собственного веса борца выводить противника из равновесия, при этом постоянно отрабатывались коронные броски. На второй-четвертой неделя тренировочного цикла, борцы греко-римского стиля работали на совершенствованием подготовительной и основной фаз технико-тактических действий, исправление ошибок, отработки каждого броска — 10–13 раз. [2] В пятом цикле учебно-тренировочной программы для экспериментальной группы все основное внимание уделялось совершенствованию точности выполнения упражнений и действий с применением ограниченного пространства. Все тренировки проводились практически постоянно в круговом режиме, с помощью метода непрерывной работы и переключения одного задания и вида нагрузки на другое.

Результаты исследования и их обсуждение: проанализировав результаты педагогического тестирования выяснилось, что показатели в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента почти не отличаются.

Показатели мастерства, которое борец продемонстрировал в схватке, зависят от мастерства противника, а также от целей и задач, которые ставят перед собой в схватке борец и его соперник. Прогнозирование результативности, качества выполнения бросков, имеет своей целью дать вероятностный прогноз спортивного результата борца греко-римского стиля на соревнованиях разного уровня путем сравнения уровня технической подготовки, выявленного в тренировочных контрольных схватках, с уровнем технической подготовки, выявленного в тренировочных контрольных схватках, с уровнем технической подготовки чемпионов, призеров и остальных участников соревнований. Экспериментальная группа после проведения тренировок по «ступеням», быстрее осваивала сложные технические приемы. [3,6]

Использованная методика способствует расширению вариативности и повышению устойчивости ведущих элементов двигательной структуры атакующих действий борца греко-римского стиля, а также обеспечивает высокие темпы роста технического мастерства борцов греко-римского стиля, результаты позволяют прогнозировать технические действия для борцов в зависимости от их пропорций тела, вносить коррективы в процесс обучения спортивной техники и совершенствования в ней, планировать подготовку борца в греко-римской борьбе к ответственным соревнованиям с учетом морфологических особенностей возможных противников, используя индивидуально антропометрические показатели спортсмена. После проведения вторичного педагогического тестирования по 6 показателям: активность борца в схватке после эксперимента в контрольной группе повысилась на 39 %, в экспериментальной группе на 5 %; скорость выигрыша после эксперимента в контрольной группе повысилась на 15 %, в экспериментальной группе на 24 %, скорость проигрыша после эксперимента в контрольной группе снизилась на 11 %, в экспериментальной группе снизилась на 18 %; результативность в контрольной группе снизилась на 6 %, в экспериментальной группе повысилась на 3 %; эффективность атакующих действий в контрольной группе повысилась на 9 %, в экспериментальной группе на 19 %; эффективность защитных действий в контрольной группе увеличилась на 15 %, в экспериментальной группе повысилась на 17 %. Таким образом, из результатов тестирования можно сделать вывод, что данная методика эффективна для освоения технико-тактической подготовки с группами учебно-тренировочными четвертого года обучения, и подходит для спортсменов, которые занимаются в ДЮСШ города Севастополя и Москвы.

В заключении следует сказать, что задача тренера на занятиях по греко-римской борьбе, не вытягивать всех до среднего уровня, а больше работать индивидуально, с сильными спортсменами. Больше всего происходит отсев, когда становится неинтересно тренироваться сильным спортсменам. В группе должен быть 1–2 лидера в идеале. Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение данных о спортивных соперниках, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов (вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков), воспитания тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

 

Литература:

 

  1. Абашин А. И. Анализ технико-тактической подготовки в служебно-прикладных единоборствах / Абашин А. И., Конаков А. В. // 5 Международная научно-практическая конференция «Экстремальная деятельность человека. Проблемы и перспективы подготовки специалистов», 20–22 мая 2010 г.: тез. докл. / [под ред. Ю. В. Байковского]; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики приклад. видов спорта и экстрем. деятельности РГУФКСиТ. — М., 2010. — С. 141–147.
  2. Дементьев В. Л. Профессиональная тактико-техническая подготовка специалистов-тренеров по спортивной борьбе. — М.: [СпортАкадемПресс], 2002. — 108 с.: ил.
  3. Тарабрина И. В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общ.ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. — 466 с., — С. 425–430
  4. Тарабрина И. В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля (Статья) // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. № 4. 2015. — 137 с., — С. 108–116
  5. Хаустов А. В. Тактика подготавливающих действий для бросков прогибом в греко-римской борьбе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Хаустов Александр Валентинович; РГУФК. — М., 2007. — 147 с.: ил.
  6. Чудаков А. В. Маневры — как основное тактическое средство подготовки к реализации технических действий: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Чудаков Анатолий Владимирович; РГАФК. — М., 2002. — 150 с.: ил.
  7. Шулика Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка борцов: дис.... д-ра пед. наук / Шулика Юрий Александрович; Краснодарский ГИФК. — Краснодар, 1989. — 467 с.: ил., табл., прил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов