Автор: Янченко Инна Валериевна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Янченко И. В. Формирование компетенций проблемного поля CDIO // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 50-53.

 

В статье изложен краткий анализ стандартов Инициативы CDIO и опыта деятельности по формированию некоторых компетенций, соответствующих идеям данной инициативы в реальной образовательной практике высшей школы.

Ключевые слова: компетентностный подход; Инициатива CDIO; деятельностный, проектно-ориентированный, практико-ориентированный, инженерное образование.

 

Контекст реформ последнего десятилетия в высшем образовании определил сформированность компетентностей студента как критерий профессиональной подготовленности выпускника вуза. Компетентностный подход использован как попытка сближения теоретического знания и приобретения опыта профессиональной деятельности уже в процессе получения высшего образования, что предполагает повышение конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда, обеспечение успешности их профессиональной карьеры. Конкретизация, актуализация компетентностного подхода в инженерном образовании интересна в рамках Инициативы CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate): «Задумай — Спроектируй — Реализуй — Управляй». Двенадцать стандартов CDIO предъявляют различные требования к элементам педагогической системы (цель, содержание образования, условия, результаты).

Анализ содержания данных стандартов и имеющийся опыт российских вузов, публикации по данной проблематике (Э. Кроули, Д. Г. Гусев, А. И. Чучалин, Т. С. Петровская, Е. С. Кулюкина и др.) позволил заключить:

          идеи, положенные в их основании не новы как для российской педагогической науки, так и для образовательной практики, но, бесспорно, при системном подходе ценна и своевременна их конкретизация для современного инженерного, технического образования в связи вызовами и запросами, современного общества;

          идеи и цели, провозглашаемые стандартами CDIO, находятся в проблемном поле акмеологии (обеспечение личностного роста, успешности профессиональной деятельности будущего выпускника);

          реализация стандартов CDIO в образовании — «звездный час» субъектно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, К. А. Абдульханова, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.): именно субъектность обеспечивает личности реальное достижение идеала, «вершины», запускает механизмы, процессы самореализации, личностного и профессионального развития, заставляет не быть «жертвой обстоятельств» (А. А. Деркач).

Деятельностный, проектно-ориентированный, практико-ориентированный подходы характерны для стиля мышления и стиля деятельности инженера. Процесс реализации любого проекта начинается с идеи, воплощается в конкретном проработанном проекте, воплощается непосредственно в жизнь, эксплуатируется, по мере устаревания обслуживается и при необходимости — демонтируется. Заметим, что сказанное имеет отношение и к экономическому образованию, поскольку профессиональный инжиниринг предполагает рациональное управление и человеческим капиталом.

Анализ ФГОС ВПО и ФГОС ВО позволяет заключить, что содержание формируемых компетенций как требований к результатам образования согласуется со стандартами Инициативы CDIO. Однако социально-экономическая ситуация в нашей стране такова, что пока для большей части направлений образования нет возможности создать тесное взаимодействие с предприятиями-работодателями, как этого требуют идея и стандарты инициативы CDIO (проектная деятельность и рабочие пространства).

Процесс современного инженерного образования, реализуемый в вузах страны, связан с применением фундаментальных научных знаний, и практического опыта (инженерные навыки, умения), поскольку практически все специальные дисциплины предполагают проектное обучение, обучение на примере реальных моделей — квазипрофессиональную учебную деятельность (А. А. Вербицкий).

Однако, противоречие между востребованностью обществом и государством специалистов инженерно-технического профиля, обладающих компетенциями, обеспечивающими успех в профессиональной деятельности, и особенно успех в проектировании и создании новых продуктов и систем и слабой ориентированностью существующей системы образования на развитие этих качеств личности остается.

Внедрение подходов Инициативы CDIO возможно только на системном, административном уровне и требует изменений образовательной программы, способах взаимодействия вуза и предприятий. Однако многое зависит и от научно-педагогических кадров образовательных учреждений, от их готовности изменять содержание образования на актуальное и использовать в своей педагогической деятельности активный практический подход (стандарты 6 и 8).

На протяжении нескольких лет в ХТИ — филиале СФУ учениками научной школы профессора-наставника, доктора педагогических наук С. И. Осиповой «Полипарадигмальный подход: теоретическое обоснование и феномен образовательной практики» осуществляется научный поиск, выдвигаются гипотезы, реализуются и проверяются педагогические условия, соответствующие идее и отдельным подходам инициативы CDIO на уровне вуз-учащийся в направлениях формирования у студентов:

        проектно-конструкторской компетентности (Е. Б. Ерцкина) [2];

        умений структурировать теоретический материал (С. П. Орешкова) [3];

        компетентности командной работы (В. С. Окунева) [4];

        карьерной компетентности (И. В. Янченко) [5].

В рамках ФГОСов, компетентностного подхода задавшего результаты образования, преподавателями на полипарадигмальной основе решались различные педагогические задачи организации и осуществления образовательного процесса в вузе в соответствии с научным интересом, идеей и гипотезой каждого. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, проведенная со студентами, показала их результативность.

Анализ результатов научной и опытно-экспериментальной деятельности учеников данной школы позволил выделить общие основания формирования актуальных компетенций, лежащих в проблемном поле инициативы CDIO:

1)     при определении целей выявляются и учитываются личностно-значимые смыслы образования с учетом профессиональных предпочтений, планирования профессиональной карьеры студентом;

2)     при определении содержания образования в соответствии с требованиями ФГОСов используется:

        модульный подход в его построении, позволяющий реализовать нелинейность, индивидуальность образовательной траектории каждого студента,

        контекстно-профессиональное наполнение содержания заданий, задач образовательных программ;

  1. при определении организационно-педагогических условий образования используются процессуальные педагогические технологии, ставящие студента в субъектную позицию, способствующие развитию его личности на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов: исследовательские, проектные и проблемные технологии обучения.

Обобщение и систематизация материала названных выше авторов позволили создать теоретическую модель процесса формирования компетентности студентов («универсальную») в профессиональном образовании (рисунок 1.). Модель формирования компетентности студентов включает целевой, содержательный, технологический, диагностический блоки и отражает: цели участников образовательного процесса; основные методологические подходы и дидактические принципы; особенности педагогического обеспечения процесса образования, способствующего формированию компетентности (поэтапную реализацию педагогических условий).

При этом сущность конкретной формируемой компетентности студентов, а так же критерии и уровни, позволяющие провести диагностику изменений уровня сформированности компетентности студентов, зависят от содержания конкретной компетентности и в данной «универсальной» модели не раскрыты.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Picasa\Screen Captures\Скриншот 20.08.2015 232640.bmp.jpg

Рис. 1. Модель формирования компетентности студентов в профессиональном образовании

 

Позитивный педагогический опыт, соответствующий идеям и подходам CDIO, отвечающий требованиям времени является частным случаем, необходимо развить и совершенствовать этот опыт, искать новые идеи, при этом изменения должны иметь более масштабный характер. Это будет возможно при поддержке администрации вуза, при постоянном повышении профессиональных, педагогических компетенций преподавателей, при активном участии представителей профессиональной среды в подготовке студентов для корректировки содержания образования, актуализации учебно-методических материалов в соответствии с требованиями профессиональной среды, выбора педагогических технологий направленных на формирование актуальных для определенной профессиональной среды компетенций и в целом на развитие личности студента.

 

Литература:

 

  1. Материалы российского сайта всемирной инициативы CDIO: cdiorussia.ru
  2. Осипова С. И., Ерцкина Е. Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов — будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 6 — С. 30–35
  3. Осипова С. И., Орешкова С. П. Учебная деятельность в контексте формирования умений учащихся структурировать теоретический материал // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 6 — С. 24–29
  4. Осипова С. И., Окунева В. C. Синергетический эффект командной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3;
  5. Янченко И. В. Модель формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10–2. — С. 437–441.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов