Авторы: Гакаев Рустам Анурбекович, Гайсумова Лиза Джунидовна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 19-22.

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствуют формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях среднего образования. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих. Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся и получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве [3].

В преподавания географии, типы уроков географии классифицируются исходя из основной дидактической цели, что и является основным критерием выбора соответствующего типа урока при изучении содержания раздела или темы учебной программы курса. По этому критерию выделяют вводные уроки, уроки изучения нового учебного материала, уроки формирования умений и навыков, уроки проверки, контроля и коррекции знаний, умений и навыков, уроки повторения изученного, комбинированные уроки, обобщающие уроки. Различают основные структурные и дидактические особенности типов уроков [6,8].

Вводный урок. Вводный урок является первым уроком, как по изучению соответствующего курса географии, так и по изучению крупного раздела или темы курса. Основная дидактическая цель вводного урока — создать у учащихся необходимую психологическую установку на предстоящую учебную работу по изучению содержания темы урока, вызвать к нему интерес, раскрыть значение изучаемого содержания в практической жизнедеятельности человека. На вводном уроке учитель знакомит с особенностями структурного построения учебника, обращая внимание учащихся на особенности текста и внетекстовых компонентов в усвоении учебного материала. Далее учитель информирует учащихся о том, какие дополнительные учебные пособия необходимо иметь учащимся для успешного изучения курса. Особое внимание обращает на роль в изучении курса карт географического атласа, контурной карты, тетради для практических работ и индивидуальных заданий, тетради по географии, которые должны быть у каждого ученика. В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного материала.

Урок формирования и закрепления умений и навыков. Географические умения и навыки формируются в течение довольно длительного времени на уроках разных типов. Однако для проведения обучающих и тренировочных практических работ, заданных учебной программой появляется необходимость проведения уроков формирования и закрепления умений и навыков. На таких уроках суммируются и систематизируются те умения и навыки, которые были сформированы на предшествующих уроках изучении нового материала. Например, при изучении темы «Географическая карта», учащиеся на каждом уроке приобретают умения читать карту: определять и показывать элементы картографической сетки, пользоваться масштабом карты, ее легендой, определять географические координаты. При проведении практической работы, на выполнение которой отводится основное время урока, учащиеся, суммируя приобретенные ранее умения и навыки, выполняют соответствующие задания по чтению топографической карты, определению географических координат и нанесению географических объектов по заданным координатам на контурную карту. К основным рекомендациям по проведению урока формирования и закрепления умений и навыков можно отнести: определение цели и задач предстоящего урока; повторение опорных знаний, являющихся теоретической базой выполнения практической работы; определение с учащимися очередности действий по выполнению практической работы; пробные упражнения, если есть в этом необходимость, по формированию умений, являющихся основой для выполнения заданий практической работы; оказание помощи учащимся в выполнении отдельных этапов работы, вызвавших у них затруднение; подведение итогов урока: домашнее задание [2].

Уроки контроля и коррекции знаний, умений. Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения. На уроках контроля знаний, как правило, проводятся тематические зачеты, итоговые практические работы. На тематическом зачете учащиеся отвечают на вопросы, выполняют практические задания, пишут географические диктанты.

Комбинированный урок. Такой тип урока является достаточно распространенным в географии. При проведении уроков данного типа сочетаются (комбинируются) и как бы смешиваются различные виды учебной работы и за что его и называют комбинированным или смешанным уроком. На комбинированном уроке представлены все структурные компоненты урока: организация начала урока, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и повторение изученного, рефлексия, домашнее задание. При этом основное время урока отводится на изучение содержания нового учебного материала и формирование соответствующих умений и навыков. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры. К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени [5,7].

Нестандартные уроки. Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучению работе с различными, порой самыми необычными источниками знаний. Сама организация урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, что способствует выработке у них позитивного отношения к окружающей природе, Применение нетрадиционных организационных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от традиционной структуры урока, что обеспечивает разнообразие и результативность управляемой познавательной деятельности учащихся. Как показывает практика, нетрадиционные уроки географии предполагают соблюдение следующих условий: использование коллективных форм обучения (группы, команды); развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, стремление к творческому поиску; активизацию познавательной деятельности учащихся; овладение учащимися умениями работать в коллективе, команде: слушать, анализировать, предлагать решения, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить выход из сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы; становление отношений творческого сотрудничества, ученики воспринимают своего учителя как интересного, грамотного и эрудированного человека, стремящегося внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания.

Интегрированные уроки. Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин. Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки [1].

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления. Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать

Уроки практических и самостоятельных работ. Такие уроки служат для выработки умений и навыков, развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приобретения новых знаний. Это относительно редкий тип урока, так как большинство практических и самостоятельных работ выполняются на других уроках. Структура уроков практических и самостоятельных работ на начальной стадии выработки умений и навыков включает в себя постановку цели и принятие ее учащимися; выявление опорных знаний и умений, необходимых для выполнения работ; ознакомление с порядком выполнения, последовательностью действий; показ образца выполнения работы; тренировочные упражнения; самостоятельное выполнение; подведение итогов; задание на дом [4].

Урок-семинар. На уроках-семинарах выполняются различные самостоятельные работы с текстом учебника, таблицами, картами, дополнительной литературой и другими источниками знаний. Изложенный на лекциях учебный материал закрепляется и углубляется. Изучение темы завершается зачетными уроками.

Контрольные уроки. Контрольные уроки обычно проводятся для тематического учета знаний. Чаще всего контроль за знаниями осуществляется на комбинированном, комплексном и других типах уроков. Но можно изредка применять и контрольные уроки. Нужно предупредить учащихся заранее, указать, какие темы будут проверяться, можно перечислить примерные вопросы. Учитель организует учащихся на выполнение контрольных заданий, затем учащиеся сами их выполняют, помощь учителя исключается; после этого подводятся предварительные итоги. Контрольные работы тщательно проверяются учителем. На следующем уроке делается детальный анализ ошибок, отмечаются лучшие работы.

Урок с использованием компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т. к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками; дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Урок — пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т. к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Урок — ролевая игра. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: самая точная модель общения, т. к. в ней предполагается подражание естественной ситуации; обладает большими возможностями мотивационно — побудительного характера; эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала; способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

Каждый урок географии имеет свои особенности, отличаясь целями, содержанием, методами, структурой, формой организации взаимосвязанной учебной деятельностью учителя и учащихся и другими организационными и дидактическими особенностями его проведения. Эти отличия определяют разнообразие типов уроков, характеризующихся определенными общими признаками.

 

Литература:

 

1.      Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2.      Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

3.      Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.

4.      Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.

5.      Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

6.      Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

7.      Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru

8.      Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов