Авторы: Гакаев Рустам Анурбекович, Чатаева Мадина Жумлиевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 22-25.

В практике работы учителей географии важное место отводится процессу реализации краеведческого принципа. Его содержательной основой являются материалы географического краеведения. Направленность географического краеведения определяется образовательными задачами конкретного учебного заведения общего среднего образования, реализация же этих задач осуществляются учащимися под руководством учителя географии. В учебных заведениях общего среднего образования реализуются две формы организации географического краеведения: программное, содержание которого определяется учебными программами по курсам географии и внепрограммное содержание которого определяется планами воспитательной работы учебного заведения. Основной задачей программного краеведения являются всестороннее познание учащимися своей местности и накопление краеведческого материала для использования его при изучении курсов географии. Реализуется в формате требований учебных программ по географии. Внепрограммное краеведение реализуется в аспекте организации внеклассной работы по предмету и способствует решению основной задачи программного краеведения.

Материалы географического краеведения могут стать объектами краеведческой экспозиции или краеведческого музея. По результатам краеведческого исследования учащиеся могут выступать с докладами или сообщениями на ученических научно-практических конференциях. Всестороннее знание учителем географии своей местности как результат проводимой краеведческой работы, определяет возможность реализации на уроках географии краеведческого принципа. Краеведческий принцип предусматривает формирование у учащихся системы географических знаний и умений с привлечением соответствующих материалов о своем крае. Необходимость краеведческого принципа в преподавании географии обосновал еще великий педагог К. Д. Ушинский, определив его как принцип от известного к неизвестному. Дидактический принцип определивший необходимость привлечения краеведческого материала в процессе преподавания географии получил определение как краеведческий принцип. Программам по географии того времени придавался ярко выраженный краеведческий характер с целью привлечения учителей школ и учащуюся молодежь в изучение природных ресурсов и производительных сил страны. В настоящее время краеведческий принцип определяет необходимость систематического установления связи при изучении курсов географии с теми знаниями, которые они получают в результате непосредственного наблюдения объектов и явлений окружающей географической среды. Во всех действующих программах мы находим четкое требование о необходимости формировании географических знаний и умений преимущественно на краеведческой основе. Особое значение придается реализации краеведческого принципа при изучении содержания начального курса географии, в котором изучение практически всех тем курса окрашено процессом применения этого важнейшего принципа в преподавании географии. Невозможно представить изучение темы «план местности» без составления плана своей местности, а изучение форм рельефа, водных объектов, компонентов атмосферы, и биосферы, вопросов экономической географии без опоры на местные объекты и явления.

Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение, образование. К основным категориям дидактики относятся также цели и содержание обучения, виды и формы его организации, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся знаний и способов деятельности. Процесс обучения включает в себе преподавание и учение [6,7].

Преподавание — это упорядоченная деятельность педагога, в результате которой осуществляется передача систем знаний, способов мышления и учебной деятельности по усвоению этих систем, что обеспечивает развитие учащихся. Учение — это деятельность учащихся по усвоению системы знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Образование трактуется как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, отношений. В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и краеведческий принцип обучения [2,3].

Краеведческий материал, используемый в преподавании географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел учащихся в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное.

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Процессы регионализации имеют характер объективной необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Северного Кавказа.

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико- и эколого-географическое изучение местных предприятий и т. д.), туристские походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования: литературным; картографическим; статистическим; методом полевых наблюдений.

Литературный, исторических, этнический и археологический составляющий краеведческого элемента может быть в виде экскурсии в литературный, литературно-этнографический, мемориальный и т. д. музеи или галереи, которую может организовать преподаватель географии совместно с историком, филологом, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом [4,5].

На примере краеведческого элемента уроков географии в образовательных учреждениях Чеченской Республики, экскурсиями могут быть охвачены такие объекты, как:

-        Литературный музей М. Ю. Лермонтова на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Помимо самого музея, в окрестностях села Парабоч находится территория бывшего Парабочского лесного заказника и участок пойменного леса реки Терек.

-        Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева основан в 1989 году в селе Лаха-Невре Чеченской Республики. Музейные фонды составляют сегодня более 3 тысяч единиц хранения. В девяти рабочих комнатах музея разместились экспонаты, рассказывающие не только о самом писателе и его литературном наследии, но и о быте и культуре, об историческом прошлом представителей чеченцев, об участниках войн из числа вайнахов, начиная со времен Первой мировой войны.

-        Литературно-этнографический музей, посвященный великому русскому писателю Л. Н. Толстого. Музей, расположен к северо-востоку от столицы Чечни в станице Старогладовская, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. с музеем находятся места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность. Накопленные им здесь впечатления нашли также свое отражение в таких его известных произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».

-        Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта, архитектурными сооружениями в национальном стиле и другими интересными экспонатами (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Донди — Юрт (быт)

 

Блог Исмаилова М.Р. - Портал профессионального образования Чеченской республики

Рис. 2. Донди — Юрт (строения)

 

-        Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов.

Аргунский государственный музей-заповедник - Чеченская республика - Заповедники - Природные достопримечательности 2RF

Рис. 3 Никаройские башни

 

chechnyatravel

Рис. 4. Ушкалойские башни

 

На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы [8].

-        Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» Гимназии № 2 г.Грозный, в котором многочисленные экспонаты распределены по темам: быт и культура; обычаи и традиции; медицина; флора и фауна; спорт; наука; «старый» довоенный Грозный. Музей содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [1,8].

-        Мемориальный комплекс «Аллея Славы» — место, являющееся данью памяти десяткам тысяч героям- участникам Великой Отечественной Войны. Как и во всех городах России в память о погибших воинах ВОВ, здесь горит вечный огонь. Бронзовые барельефы по периметру музейного мемориального комплекса отображают крупнейшие сражения ВОВ, такие, как Брестская крепость, Сталинградская битва и др. Музей А.-Х.Кадырова — один из самых красивых и молодых музеев ЧР, входит в мемориальный комплекс «Аллея Славы» и является одним из главных его достопримечательностей. Постоянно пополняющаяся экспозиция музея пока не велика, но очень интересна. В Мемориальный комплекс входит 36-и метровая стела в виде чеченской башни.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у учащихся любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Осуществление краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.

 

Литература:

 

1.      Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: Материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2.      Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

3.      Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.

4.      Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.

5.      Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

6.      Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

7.      Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.

8.      Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике /М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев// Вопросы современной науки и практики. — Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 3 (9).

9.      Сатуева Л. Л., Баудинова Б. Л., Магомедова З. Б., Гакаев Р. А. Территориальные аспекты развития системы общего образования Чеченской Республики. Сборник: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года. Сборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 51–53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов