Автор: Абдурахмонова Нигора Солиевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Абдурахмонова Н. С. Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 17-19.

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированыосновные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развитии методической работы в школе.

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации, компетентность

 

Образование играет важнейшую роль в современном обществе. Интеллектуальный потенциал государства создается его системой образования, которая является основным и неотъемлемым фактором устойчивого и прогрессивного развития общества. Эффективность системы образования государства определяют будущее его общества и то место, которое будет занимать экономика страны в конкурентной борьбе. Как отмечает Президент республики Узбекистан Ислам Каримов, «важнейшим направлением нашей деятельности и впредь останется вопрос подготовки кадров нового поколения, способных решать сложнейшие задачи, связанные с модернизацией страны и строительством современного общества [1]».

Основной целью образования в этой связи становится формирование у педагога постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развития у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов.

В условиях претворения в жизнь Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров современной школе нужен не просто дипломированный специалист, а творчески активная личность, широта кругозора и разносторонность интересов, которой обеспечивают наиболее полную реализацию в педагогической деятельности духовного богатства и профессионального мастерства [2]. В развитии творчески активной личности организация методической работы в образовательном учреждении играет немаловажную роль, при этом существенным звеном, являются институты переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

На основе утвержденных приказом Министерства Народного образования № 227 от 2012 года и зарегистрированных Государственным агентством «Узстандарт» «Государственных требований к содержанию и качеству переподготовки и повышения квалификации руководителей и педагогических кадров учебных заведений народного образования» а также в соответствии с 26 «Опорными учебными планами» утвержденными приказом Министерства № 1 от 3 января 2015 года определён порядок учебного процесса курсов повышения квалификации в учебных заведениях переподготовки и повышения квалификации.

Одним из направлений повышения квалификации является работа по совершенствованию деятельности методической службы. Изучение данного вопроса в образовательных учреждениях позволяет выделить причины недостатков и проблемы, мешающие позитивным изменениям в повышении ее качества.

Это: большая учебная нагрузка у учителей; излишняя уверенность некоторых учителей; недостаточное внимание в процессе организации методической работы к потребностям учителей; ослабленный контроль со стороны администрации за организацией методической работы. Поэтому было бы целесообразным обосновать систему мер по оптимизации методической работы на основе анализа информации, полученной по результатам ее самоэкспертизы и изучения педагогической деятельности учителя и коллектива.

Успешное развитие системы школьного образования, повышение учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависят от профессиональной компетентности учителя, его педагогического и методического мастерства. С целью систематического совершенствования мастерства педагогических кадров организуется методическая работа. Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Исходя из этого, главная ее цель — непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие его эрудиции и компетентности в области отдельной науки или учебного предмета и методики его преподавания.

Основными задачами и тенденциями институтами переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развитии методической работы являются:

-                   повышение профессиональной компетентности и культурного уровня преподавателя;

-                   стимулирование его служебной и общественной активности;

-                   обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

-                   совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов;

-                   совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

-                   совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во вне учебное время;

-                   формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

-                   вооружение учителя методиками диагностирования реальных достижений и затруднений в организации учебно-воспитательного процесса;

-                   выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

-                   приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик;

-                   создание условий для самообразования.

Современная система методической работы отражает в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются два процесса:

1.                  Традиционное функционирование с низкой целенаправленностью, запаздывающим характером удовлетворения информационных потребностей, консервативной структурой методической службы, недостаточно эффективным механизмом управления развитием данной системы.

2.                  Другой процесс, как бы внутренний, препятствующий консерватизму данной системы, процесс самодвижения, саморазвития методической службы, основанной на инициативе, творческом подходе к инновационному движению, экспериментальной работе, к поиску нетрадиционных форм работы, удовлетворяющие образовательные запросы учителей.

В развитии системы методической работы просматриваются положительные тенденции: стремление методических служб к разнообразию различных видов деятельности с руководящими и педагогическими кадрами; тяготение к контактам с наукой.

Принципы организации методической работы.

Принцип нацеленности на конечный результат в методической работе сегодня стал одним из ведущих принципов управления. В организации методической работы реализации этого принципа имеет свою специфику. Она обусловлена множественностью и много вариантностью результатов, способов их достижения, характера и взаимодействия субъектов и групп, участвующих в методической работе.

Конечные результаты методической работы можно рассматривать в трех плоскостях. Первая — те положительные приращения в уровне педагогического мастерства, которые получены в педагогическом коллективе. Вторая плоскость — результаты, отраженные в знаниях и умениях учащихся, их отношение к учебе, учебному предмету, общественным явлениям и отношениям, прирост их интеллекта и формирование положительных личностных качеств. Третья плоскость — совершенствование навыков управления и организации, положительные приращения управленческого мастерства руководителей школы, методической и психологической служб посредством институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Системный, целостный подход к организации методической работы предполагает за действенность всех участников учебно-воспитательного процесса в деятельности школы, их подчиненность единой теме, тесную связь и взаимодействие всех звеньев процесса обучения, воспитание и развитие школьников с содержанием и направленностью работы с педагогическим коллективом.

Правильно организованная методическая работа приобщает преподавателя к креативному процессу, который активизируется в новом результате. Этот результат выражается не только в материальных, духовных ценностях, но и в личностном преобразовании. Они формируют у педагога такие свойства как открытость к инновациям в педагогической деятельности, которая проявляется в гибком применении проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проектных, контекстных моделей обучения.

Принцип единства формы и содержания методической работы должен опираться на соответствие методики ее проведения, характеру тех педагогических умений, которые обрабатываются с ее помощью. Системообразующим фактором, обуславливающим такое единство является цель конкретного методического мероприятия. Если целью методического мероприятия является ознакомление с понятием творческие способности, то содержанием этой работы будет являться рассмотрение сущности понятия этих способностей.

Если целью методического занятия является обучение методике диагностики уровня сформированности этих составляющих, то более целесообразным будет практическое занятие, направленное на отработку этих умений путем самодиагностики.

При индивидуальной проработке идеи сравнительно обедняются их выбор и разнообразие, за то идея может быть проработана до конца в приемлемом для каждого исследователя темпе.

На базе вышеизложенных принципов, основная стратегия методической работы должна быть ориентирована на создание возможности для развития способности креативного решения педагогических задач, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному росту.

Цель методической работы должна базироваться на моделирование учебных проблемных ситуаций, комбинирования, реконструкции, универсализации и систематизации. Эти средства реализовываются посредством таких методов, форм и приемов как: проектирование, работа в команде, тестирование, групповые дискуссии, метод рефлексии, активного слушания, беседы, интерактивные методы, мини-лекции, деловые игры, создание мини-проектов, выполнение творческих заданий и т. д.

Таким образом, сегодняшняя реальность признаёт необходимость внедрения изменений в образовательный процесс посредством методической работы обуславливающей в себе все современные технологии обучения.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Наука должна служить прогрессу страны. Ташкент: Узбекистон, 1996. Т.2.-С.248

2.                  Закон Республики Узбекистан «Об образовании» \\ Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т.: Шарк, 1997. — 63.

3.                  Приказ Министерства Народного образования № 227 от 2012 года и зарегистрированный Государственным агентством «Узстандарт» «Государственные требования к содержанию и качеству переподготовки и повышения квалификации руководителей и педагогических кадров учебных заведений народного образования»

4.                  Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания педагогической деятельности \\ Вопросы психологии. -2003.-№ 2

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов