Автор: Гомзякова Наталия Юрьевна

Рубрика: Типы и виды общеобразовательных учреждений

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Гомзякова Н. Ю. Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 49-51.

Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIIIвида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные трудности, с которыми они сталкиваются при обучении детей навыкам здоровьесбережения. Приводятся данные, характеризующие степень сформированности знаний об основах здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова:основы здорового образа жизни, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, компетентность педагогов, специальная (коррекционная) школа VIIIвида, знания детей с интеллектуальной недостаточностью из области заботы о здоровье.

 

Уровень компетентности учителя в вопросах преподаваемой дисциплины является безусловным фактором, от которого зависит не только качество и результат обучения, но и перспективы ребенка. Знания, будучи усвоенными или неусвоенными, являются предпосылкой либо успешной адаптации детей, облегчают их жизнь и способствуют повышению ее качества, либо приводят к возникновению большого числа моментов, составляющих проблемное поле жизнедеятельности. Не случайно существует высказывание: «Компетентный учитель — компетентный ученик».

Когда речь идет о формировании знаний и умений из области заботы о здоровье, вопрос компетентности педагогов стоит особо остро. Ведь навыки здоровьесбережения являются для человека жизненно необходимыми, представляют собой структурные компоненты его успешной социализации.

Для эффективного обучения необходимо, чтобы предмет, посвященный здоровому образу жизни, вел квалифицированный педагог. Соответственно, возникают вопросы: кто именно должен вести учебные курсы по данной тематике в сфере специального образования и готовы ли к такому виду деятельности сами учителя?

Зайцев Г. К., Колбанов В.В [2] считают, что вести предмет, посвящённый здоровью, должен социальный педагог-валеолог. Авторами отмечено противоречие между уровнем компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья и задачами, которые перед ними ставит общество, с одной стороны, и уровнем компетентности педагогов и желанием заниматься решением этих проблем, с другой стороны.

С учетом того, что в штатном расписании специальной (коррекционной) школы VIII вида не предусмотрено специальной должности валеолога, вопросами формирования знаний и умений из области заботы о здоровье призваны заниматься учителя-дефектологи.

Нами было проведено исследование, предполагающее изучение деятельности школы в данном направлении, а также готовности педагогов к реализации поставленных задач. Для достижения данной цели мы проанализировали опыт работы ряда школ и провели специальное анкетирование учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида по разработанной анкете.

Целью анкетирования являлось выявление актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе преподавания тем, связанных со здоровьем.

В анкетировании участвовали педагоги, ведущие предметы Естествознание», «СБО», «Природоведение», факультативы, посвященные здоровому образу жизни. Именно такой тематический выбор был обусловлен тем, что в содержание данных предметных курсов заложено изучение различных аспектов здоровьесбережения.

Учителям было предложено ответить на несколько вопросов, среди которых были следующие: «Проявляют ли школьники интерес к знаниям о здоровье?», «Задают ли дети вопросы о здоровье, о способах его сохранения?», «Как Вы оцениваете знания школьников о здоровье?», «Оказывается ли Вам помощь в процессе преподавания тем, связанных со здоровьем (направление на тематические курсы, помощь в методическом обеспечении)?», «Хватает ли Вам профессиональных знаний для преподавания основ здорового образа жизни?», «Проводятся ли в школе мероприятия, посвящённые здоровому образу жизни?», «Как школьники относятся к этим мероприятиям?», «Достаточно ли Вам методического обеспечения для преподавания тем, связанных со здоровьем?», «Проводите ли работу с родителями по пропаганде здорового образа жизни?». Также педагогам было предложено высказать предложения и пожелания по улучшению системы обучения школьников знаниям и умением из области заботы о здоровье.

На основе анализа данных, полученных в результате анкетирования, были сделаны следующие выводы.

Все опрошенные учителя едины во мнении, что знания и умения школьников из области заботы о здоровье находятся на недостаточном уровне, они самостоятельно не проявляют к ним стойкий интерес и не стремятся применять их в жизни.

Как отметили педагоги, у учащихся может проявляется эпизодический, ситуативный интерес к проблемам, связанным со здоровьем: когда школьники болеют, они интересуются у учителей способами лечения и быстрого выздоровления. Как правило, учащиеся относятся к получаемым знаниям о здоровье как к учебному материалу, внимание к которому необходимо проявлять только пока этого требует учитель. Без постоянной актуализации знаний из данной области, как свидетельствуют педагоги, такой интерес быстро угасает.

Наблюдения учителей показывают, что у некоторых учащихся выпускных классов возрастает внимание к своему внешнему виду, школьники чаще начинают интересоваться правилами ухода за собой, способами сохранения хорошей фигуры. Данный факт связан с подростковыми изменениями в организме, а также с желанием выглядеть лучше, чем сверстники. Однако появление данного интереса обусловлено непроявлением внимания к собственно состоянию здоровья, а лишь к его внешней стороне.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения системной и целенаправленной работы по обучению детей основам здоровьесбережения.

В самих специальных (коррекционных) школах уделяется различное внимание проблеме распространения знаний о здоровье и здоровом образе жизни среди школьников.

Как правило, во всех школьных учебных заведениях проводятся тематические мероприятия, посвященные проблемам здоровья, такие как лекции врачей-специалистов, классные часы, дни и недели здоровья. Однако, как показывает изучение практики работы школ, такие мероприятия проводятся нерегулярно, с большими промежутками во времени.

Так, например, в школе с целью профилактики возникновения вредных привычек у учащихся, проводятся тематические классные часы «За здоровый образ жизни» 1 раз в четверть, что является недостаточным и малоэффективным для привития учащимся с интеллектуальной недостаточностью навыков здорового образа жизни.

Лекции врачей-специалистов на различные темы, посвященные проблемам сохранения здоровья и их профилактике, по своему содержанию и способам изложения не адаптированы для детей с интеллектуальной недостаточностью. В таких мероприятиях учащихся привлекает лишь их внешняя сторона, при этом понимание обозначенных проблем сводится к минимуму. Возникает необходимость адаптации подобных форм распространения знаний для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В процессе исследования нам удалось выявить, что в некоторых школах вводятся факультативы, посвященные здоровому образу жизни.

Данный факт свидетельствует об имеющейся потребности в повышении уровня знаний и умений школьников с интеллектуальной недостаточностью из области заботы о здоровье, проведении дополнительной работы в данном направлении. Мы выявили, что в процессе проведения факультативных занятий, педагоги сталкиваются с рядом проблем.

Учителя, ведущие факультативы, посвященные здоровому образу жизни, в специальных (коррекционных) школах VIII вида, как правило, не проходят специальных тематических курсов. Кроме того, в ряде случаев, введение факультативных занятий в учебный процесс школы зависит от личной готовности учителей заниматься данной работой, что не всегда положительно сказывается соответствующим образом на качестве обучения детей.

В процессе проведения факультативных занятий учителя сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности программ для этих факультативов и наличия методических разработок, направленных на обучение учащихся знаниям и умениям здорового образа жизни. Перед каждым учителем, ведущим факультатив, возникает необходимость самостоятельного подбора учебного материала к каждому уроку в зависимости от личных ресурсов и взглядов на проблему здоровья.

Изучение опыта проведения таких факультативов в ряде школ показывает, что в программный материал наряду с практическими темами, включается большое количество теоретических тем (знакомство с генетикой, проблемами экологии и др.), которые не направлены на формирование и закрепление важнейших умений из области заботы о здоровье. При этом, не осуществляется анализ имеющихся у школьников знаний и умений.

На наш взгляд, факультативный курс, ограниченный 30–33 учебными часами, должен иметь приоритетную практическую направленность, быть ориентированным не столько на увеличение изучения количества теоретических аспектов, сколько на формирование потребности у школьников в знании о здоровье, сообщение актуальных знаний, которые позволили бы закрепить необходимые умения.

При этом учителю, ведущему факультатив, приходится решать множество задач, среди которых актуальной является задача осуществления взаимодействия специалистов школы в целях формирования и развития основ здорового образа жизни у детей, т. к. деятельность в данном направлении должна быть комплексной и осуществляться на основе сотрудничества всех специалистов образовательного учреждения [1].

Следует отметить, что причина недостаточного уровня знаний об основах здорового образа жизни и соответствующих умений у школьников связана не только с указанными особенностями. Специфика самой проблемы из области заботы о здоровье является таковой, что требует к себе отдельного специального внимания, расширения работы, проводимой в данном направлении. Актуальность решения данной проблемы возрастает в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида, среди учащихся, которые имеют специфические особенности усвоения знаний и нуждаются в большем повторении и закреплении изученного материала, отработке умений. О важности поиска решения проблемы свидетельствует состояние здоровья школьников, отсутствие ценностного отношения к нему, а также тот факт, что в школах предпринимаются попытки введения факультативов, связанных со здоровым образом жизни.

Исследование показало, что сами учителя характеризуют уровень своей информированности в вопросах преподавания знаний и умений из области заботы о здоровье как недостаточный. В имеющейся методической литературе рекомендации по изучению тем из данной области представлены в неполном объеме и не охватывают всего спектра вопросов, которые нуждаются в изучении. Трудностью является также отсутствие учебных пособий по данной тематике, адаптированных под особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, в связи с чем, учителям приходится самостоятельно адаптировать содержание заданий и упражнений, исходя из собственных опыта и представлений. Беседы с учителями свидетельствуют о том, что в процессе работы педагоги далеко не всегда осуществляют взаимодействие с родителями детей с целью уточнения и расширения их представлений из области заботы о здоровье детей.

Для решения выявленных проблем можно выделить следующие направления работы. Прежде всего, это задача целенаправленного обучения специалистов в области формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, повышения квалификации учителей-дефектологов. В условиях реализации интегративных подходов актуальным становится рассмотрение возможности переподготовки учителей-валеологов для работы с рассматриваемым контингентом детей.

Важной задачей является консолидация сил профессионального сообщества специалистов, ведущих профессиональную подготовку дефектологов, и социального заказчика-системы специального образования [3].

Также требует решения задача дальнейшей разработки программно-методического и дидактического обеспечения процесса формирования основ здорового образа жизни у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида; формирование у педагогов готовности к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в целях улучшения качества преподавания знаний из области заботы о здоровье.

Следует учесть, что работа по формированию основ здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида должна быть целенаправленной и проводиться системно.

Изучение осведомленности учителей в вопросах обучения учащихся основам здорового образа жизни, а также степени их готовности к работе в данном направлении показало необходимость повышения уровня их компетентности в области преподавания здоровьесберегающих знаний учащимся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оказания педагогам профессиональной поддержки в виде предоставления соответствующего учебного оборудования, программно-методических разработок, а также использования различных форм стимулирования к осуществлению целенаправленной работы по формированию основ здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Литература:

 

1.      Гомзякова Н. Ю. Организация взаимодействия специалистов образовательного учреждения VIII вида в целях формирования и развития у учащихся основ здорового образа жизни//Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологи: материалы научно-практической конференции «Инклюзивное, интегративное и специальное образование: опыт работы и направления дальнейшего развития». М.: ГОУЦ ВПО МГПУ, 2009. С. 76–79.

2.      Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб.: Питер, 1992.

3.      Назарова Н. М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в ВУЗах Российской Федерации//Специальное образование. 2008. № 11. С. 5–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов