Библиографическое описание:

Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4.

…Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

 

В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…

Е. Н. Ильин

 

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…» [1]

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. [1]

Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». [2, 54]

Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература — это литература, устремлённая к вечной гармонии личности, мира и Бога. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Путь нравственного самосовершенствования всегда труден, но необходим. Не случайно великий «тайновидец жизни души» [5, № 4, 3] Л. Н. Толстой показывает момент, когда Пьер испытывает чувство зависти к Анатолю Курагину. Почему? Потому что глупый, самовлюблённый Анатоль не задаёт себе сложных нравственных вопросов, для него жизнь — сплошные развлечения. Но такая пустота бездуховности неприемлема ни для любимого толстовского героя, ни для самого Льва Николаевича, ни для человека вообще. Все герои русской литературы (Онегин, Печорин, Базаров, Обломов, Безухов и др.) мучительно искали своё предназначение, свой путь в этом мире.

Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». [6]

Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. Т. е. учителю литературы необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания однозначных оценок.

В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу. Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. В рамках реализации ФГОС считаю необходимым включать в план урока внешний и внутренний образовательный продукт, нацеленный на анализ нравственных вопросов.

Так, при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого ученики 5 класса, работая в группах, создают и заполняют кластеры по теме «Качества характера, помешавшие Костылину и помогшие Жилину освободиться». Работа строится по плану: сначала участники групп выбирают важные для характеристики персонажей эпизоды, затем анализируют поведение одного и другого персонажа, после этого перечисляют качества характера, проявленные героями рассказа в этих эпизодах. Вся работа вносится в заготовленный макет кластера. На этапе демонстрации образовательного продукта ученики обсуждают получившиеся кластеры, отмечают удачи каждой группы, а затем, переходя к этапу систематизации полученной продукции, совместно делают выводы о том, какие качества характера нужно воспитывать в себе.

Заканчивая изучение сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», провожу урок-беседу по теме «Нравственные проблемы в произведении». В начале урока нацеливаю шестиклассников на то, что итогом сегодняшней беседы станет домашнее сочинение. Поэтому предлагаю ученикам фиксировать главные моменты нашей беседы, нужные цитаты, для этого раздаю листы с вопросами в свёрнутом виде (в ходе беседы ученики будут «открывать» вопрос за вопросом, вписывать понравившиеся ответы в оставленное после вопроса место). Система вопросов:

1.         Что такое нравственность? Обсудив варианты ответов, обязательно обращаемся к Толковому словарю С. И. Ожегова: «НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

2.         Нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Ответы учащихся сводятся к мысли: да, потому что мы живём в обществе.

3.         Какое поведение можно назвать нравственным? Приведите примеры из жизни. Ребята, анализируя примеры из жизни, приходят к выводу, что это такое поведение, которое не причиняет вреда человеку или обществу в целом, а наоборот, приносит определённую пользу.

4.         Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Ученики вспоминают о том, что брат и сестра трудились, помогали соседям, участвовали в общественной жизни, жили дружно. Зачитываются фрагменты текста.

5.         Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? («Поссорившись, разошлись», «Митраша не обратил внимания на подсказки мудрой природы», «Настя забыла о брате, её обуяла жадность»)

6.         С помощью какой художественной детали писатель «подсказывает» нам, что ребята неправы оба? (Тропа, которая разошлась у Лежачего камня, в лесу вновь соединилась) Можно предложить ученикам составить варианты совместного маршрута Насти и Митраши.

7.         Как ребята исправили свои ошибки? (Митраша смог «договориться» с собакой, стать для неё хозяином, избавил лес от опасного хищника, Настя отдала всю собранную клюкву детям из блокадного Ленинграда)

8.         Имеет ли человек право ошибаться? Примерные выводы учеников: «Допустить ошибку может каждый. Главное, уметь раскаяться в совершенной ошибке, постараться её исправить. Только нужно помнить, что ошибка может привести к непоправимым последствиям».

Дома ученики пишут сочинение на тему «Имеет ли право человек на ошибку?» (на материале произведения или на личном опыте).

Над этими же вопросами шестиклассники задумаются после изучения рассказов «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. Г. Распутина. На основе этих двух рассказов ученики тоже напишут сочинение. Предлагаю ученикам две темы: 1. «Нравственный выбор героев рассказов «Конь с розовой гривой» (Астафьев) и «Уроки французского» (Распутин)», 2. «Уроки доброты (по рассказам Астафьева «Конь с розовой гривой» и Распутина «Уроки французского»)». К обеим темам на подготовительном уроке совместно составляем планы.

Самой таинственной звездой на небосклоне русской литературы был и остаётся по сей день Николай Васильевич Гоголь. Русский патриарх Алексий II назвал Н. В. Гоголя великим духовным писателем России. [5, № 2, 12] Произведения Николая Васильевича часто заставляют читателя задуматься о духовно-нравственных проблемах. Предательство и любовь Андрия Бульбы вызывают живой отклик у семиклассников. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Мне радостно отметить, что большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?»

Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова)…

В старших классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательного процесса, со-творцом урока. Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я».

Например, урок-исследование в старших классах подразумевает значительную самостоятельность, инициативу учащихся. Чтобы ученики проявили на таком уроке максимум творчества, самостоятельности, учитель готовит систему проблемных вопросов. Приведу в пример один из таких уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Прошу ребят письменно, одним предложением, ответить на вопрос: В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова? (Ответ на этот вопрос покажет, насколько мои ученики проникли в философские глубины романа; очень внутри себя радуюсь, когда получаю ответ: нравственная его вина в том, что он разрешил себе убить.) Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию? (Ликург, Магомет, Наполеон и др.) Затем центральный вопрос урока: какое одно-единственное имя опрокидывает эту теорию и почему? Предлагаю ребятам произвести анализ нескольких эпизодов. К концу урока совместно приходим к ответу: это имя — Христос, единственный в истории человечества Учитель, не требовавший жертв, пожертвовавший собой. Во имя чего? Во имя любви к человеку. Кто так же поступает в романе? Софья. И итоговый вопрос урока: какова позиция автора? (Есть только одна истина — великая христианская любовь к человеку.) [3 № 2, 24]

Вообще, следует заметить, что при изучении русской литературы нужно помнить о её православных истоках, нельзя не обращаться к страницам Библии, изучая, например, драму Островского «Гроза», «Очарованного странника» Лескова, «Мастера и Маргариту» Булгакова и другие. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира». [3, № 1, 21]

Завершая работу над романом И. А. Гончарова «Обломов», в прошлом учебном году мои 10-классники работали над созданием исследовательского проекта-презентации «Обломов и Штольц: за кем будущее России?» Предварительно был проведён мозговой штурм, сами ребята выдвинули проблемный вопрос, ставший темой проекта. Второй этап работы: класс разделился на 3 группы, каждая группа выбрала свой аспект проблемы, провела свою часть исследования. Заключительный этап: защита проекта — демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся в виде презентаций Power Pointe, объединение всех презентаций в одну общую. Далее — поиски ответа на проблемный вопрос. В процессе дискуссии активно обсуждались очень важные вопросы: Какие качества характера необходимы современному человеку? Что такое толерантность? Какие проблемы современного общества требуют немедленного решения? В конце урока ученики пришли к выводу, что для успешного будущего стране нужны люди, сочетающие в себе лучшие черты Обломова и Штольца. Учитель: «Так за кем же будущее России? Гончаров дал ответ на этот вопрос в романе. Там есть персонаж, на который и возлагает Гончаров надежды на прекрасное будущее России». В классе общее замешательство, и тут на экране появляются последние кадры художественного фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» — бегущий по широкому русскому полю мальчик; всеобщий ответ: это же сын Обломова, выросший в семье Штольца! В конце урока у ребят радостные лица, оттого что успешно справились с работой, оттого что их выводы совпали с мнением кинорежиссёра, да и самого Гончарова. Замечу, кстати, что связь литературы с другими видами искусства (живописью, музыкой, театром, кино), с другими школьными предметами (МХК, информатикой, историей, обществознанием) делает уроки более разнообразными, плодотворными и эффективными.

Начало XX века. Предельное обострение всех политических, социальных, нравственных противоречий. Расколотая жизнь, расколотая литература. Жёсткий идеологический гнёт в молодой стране Советов. Не хочется, чтобы современные старшеклассники, выросшие в условиях свободы, поверхностно, легко судили о писателях XX века: этого репрессировали, тот сотрудничал с властью, а того выгнали из страны… Для урока по этой теме выбираю форму проблемной интерактивной лекции. Разговор о сложных взаимоотношениях писателей с государством начинаю с высказывания далёкого от нас философа Монтеня: «Человек всегда свободен, он всегда волен сделать свой выбор: нет обстоятельств, которые бы сделали человека своим рабом, если он сам этого не захочет». Задаю вопрос: прав ли философ? или всё же иногда обстоятельства не дают возможности выбора человеку? Ученики, подготовившие индивидуальные сообщения, и сам учитель рассказывают о трагической судьбе Мандельштама, его страшных стихах в страшные 30-е, его попытках писать хвалебные стихи вождю. О Шолохове, который с потом и кровью перекраивает свои произведения и который, не боясь репрессий (или боясь), пишет Сталину о расправах над крестьянами. [4, № 4, 21] О Горьком, оказавшемся в тисках у власти, но успевшем спасти Замятина. О застрелившемся Фадееве. Далее — дискуссия. Был ли выбор у этих людей? Легко ли было им выбирать? Представляем себя на их месте. Приходим к выводу, что выбор у человека есть всегда. Даже когда человек пытается уйти от этого выбора, смолчать, затаиться, он уже этот выбор делает. Свой непростой нравственный выбор. Обязательно в конце такой проблемной лекции задаю 11-классникам вопрос: между чем и чем приходится выбирать человеку сегодня, в XXI веке?

Невозможно не ставить острые, важные духовно-нравственные вопросы, изучая литературу XX века. Лучшие современные писатели продолжают традиции русской классической литературы, убеждают нас в том, что вечные ценности действительно вечны, неутолимо стремление человека понять своё место и назначение в мире. Произведения Астафьева, Распутина, Солженицына стали для нас камертоном духовности, нравственности человека. «Именно Астафьев и Распутин выходят на высочайший уровень такого философского, нравственного проникновения в события, в сердца людей». [4, № 6, 19]

Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы, утверждает, что литература должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием. [6]

Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.

 

Литература:

 

1.      Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс]/ Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный.

2.      Львова, С. И. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Русский язык и Литература/ С. И. Львова, Б. А. Ланин, О. М. Александрова. — Москва: Вентана-Граф, 2012. — 152 с.

3.      Холодяков, И. В. Духовные ценности русской классической литературы./ И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2005. — № 1, 2.

4.      Холодяков, И. В. Литература нравственного очищения. / И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2008. — № 4, 5, 6.

5.      Чалмаев, В.А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков. / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2008. — № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

6.      Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. /Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов