Автор: Калиновская Марина Александровна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Калиновская М. А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 25-27.

ЭОР — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

Использование ЭОР на уроках дает возможность:

-           повышать у учащихся интерес к предмету;

-           облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, а также закрепить изученный;

-           выявлять и развивать способности;

-           овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

-           интеллектуально развивать учащихся.

Рассмотрим возможности ЭОР [1]:

ЭОР в преподавании:

ЭОР в учении

Цели и задачи обучения

— возможность учителю изучать социальный заказ общества, который помогает осмыслять им цели и задачи географического обучения

— возможность ученику самостоятельно определять (в рамках отведенных часов на самостоятельную работу) личностно-значимые задачи географического образования в зависимости от физиологических, индивидуальных и психологических особенностей

Принципы обучения

— возможность учителю наиболее полно реализовывать на практике:

—принцип индивидуализации обучения

—принцип наглядности

—принцип связи обучения с жизнью

— возможность выбирать собственный темп освоения предмета, получать интересующий наглядный материал, находясь в классе за компьютером.

Формы обучения

— Тесты и задания существенно расширяют возможности классно-урочной системы обучения.

— учебное исследование можно осуществлять прямо не выходя из класса, благодаря ЭОР

— индивидуальное обучение благодаря ЭОР получает новое содержание и возможности

— возможность через игры, учебные исследования принимать решения, касающихся реальных ситуаций, проигрывать разнообразные модели поведения;

— через виртуальные встречи, семинары, олимпиады, решения тестовых задач — расширять собственный кругозор; через индивидуальную работу выстраивать собственный темп освоения предмета.

Содержание обучения

— возможность учителю совершенствовать содержание обучения:

— коррекция содержания обучения,

— выбор способов подачи географического материала.

— возможность получать текущую информацию, узнавать новости, получать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в учебниках:

— биографии исследователей, ученых,

— разнообразие наглядного представления учебного материала,

— краткая характеристика основных тем,

— экскурсы в историю

Методы обучения

— метод иллюстрации через таблицы, диаграммы, карты, находящиеся на сайтах Интернет,

— метод демонстрации позволяет показать явления и процессы в динамике, благодаря возможностям анимации и цифровым видеосюжетам метод демонстрации в обучении «получает новую жизнь».

— метод изучения конкретного случая в ЭОР имеются готовые разработки

— метод проектов

- возможность благодаря разнообразным офисным программам, Интернет-сайтам, самостоятельно искать, и преобразовывать информацию, а также систематизировать и хранить на разнообразных электронных носителях.

Средства обучения

— возможность учителю совершенствовать средства обучения, за счет использования:

— цифровых образовательных инструментов; — цифровых фотографий, цифровых видеосюжетов, анимированных слайд-шоу, интерактивных моделей, игр и цифровых виртуальных карт

— возможность выбирать наиболее подходящее для себя средства обучения.

— разнообразие информационных образовательных ресурсов позволяет максимально учитывать индивидуальные интересы и возможности.

Контроль результатов обучения

— возможность учителю географии совершенствовать систему контроля знаний, умений и навыков учащихся.

— возможность ученику выбирать уровень сложности теста, получить подсказки, с случае необходимости, оценить самостоятельно уровень освоения курса по географии, вести учет индивидуальной успеваемости.

 

Приведу несколько примеров направлений использования ЭОР:

1.                  Демонстрация учебных материалов.

Как правило, главным наглядным пособием всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал. Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:

-          слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);

-          слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);

-          слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);

-          видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);

-          анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;

-          интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

2.                  Проверка знаний: использование компьютерных программ (тесты, ОМС, MAMI

TESTING), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений.

3.                  При организации самостоятельной работы учащихся:

-          для выбора необходимой информации;

-          для изучения нового учебного материала;

-          для выполнения практических работ;

-          для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.;

-          для отработки умений и навыков;

-          для подготовки к конкурсам, олимпиадам;

-          для выполнения учебно-исследовательских работ.

Используемые мной на уроках ЭОР:

1.                  Специально разработанные и находящиеся в открытом доступе ЭОР:

-          http://fcior.edu.ru/

-          http://school-collection.edu.ru/

2.                  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии с 6 по10 класс»

3. Электронные уроки и тесты География в школе:

-          Австралия, Океания, Арктика, Антарктида;

-          Северная и Южная Америка;

-          Африка;

-          Азия;

-          Европа.

4. Образовательная коллекция — 1С:

-          Начальный курс географии 6 кл

-          «Наш дом — Земля. Материки, Океаны, Народы, Страны», 7 кл.

-          География России. Природа, 8 кл

-          География России. Хозяйство и регионы, 9 кл.

-          География мира, 10 кл.

Данные ЭОР можно использовать на различных этапах урока, что позволяет изучить новый материал, повторить и закрепить изученный, а также проверить ЗУН.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1.      Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

-          получение информации;

-          практические занятия;

-          аттестация (контроль учебных достижений).

Замечу, что книга обеспечивает только получение информации.

2.      Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3.      Возможность более полноценного обучения вне аудитории [2].

 

Литература:

 

1.                  Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

2.                  answers.htm (ЭОР: вопросы и ответы)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов