Библиографическое описание:

Панова О. Л. «Знакомимся с работой службы спасения». Экскурсия для детей на службу спасения // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 40-43.

Важно существенно повысить культуру безопасности жизнедеятельности человека, совершенствовать работу с населением — через школы, различные учебные заведения, средства массовой информации

С. К. Шойгу

Пояснительная записка

Вид занятия: комбинированная экскурсия с элементами беседы.

Адресат: дети в возрасте 6–10 лет.

Северодвинская служба спасения считает важным проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения, так как детский травматизм в России в последние годы неуклонно возрастает. Весьма высокий процент детей в общем числе жертв аварий, катастроф, стихийных бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из путей, позволяющих в определенной мере изменить такое положение дел, является обучение детей и подростков грамотному поведению в ЧС, выработка у них навыков предвидеть и избегать опасности.

За детей в ответе взрослые — они дали детям жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих кругом опасностей, обеспечить выживание в экстремальных условиях, передать как эстафету накопленные в этой области знания и опыт.

Работники служб спасения чаще других сталкиваются с попавшими в беду людьми и вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше других знают цену человеческой жизни. Поэтому спасатели однозначно и твердо выступают за обучение детей, молодежи, а также всего населения правилам поведения в ЧС.

Спасателей часто видят в школьных коридорах — они приходят к ученикам с беседами. С управлением образования г. Северодвинска согласованы для проведения в школах города тексты бесед по темам: «Опасные игры»; «Безопасная улица»; «Один дома»; «Безопасное купание»; «Ледоход»; «Животный мир города»; «Безопасное поведение в лесу».

По заявкам школ и детских садов проводится такая форма работы, как экскурсия на службу спасения. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив спасателей на месте их работы, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе работу спасателя и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.

Девчонкам и мальчишкам во время общения с ними спасатели стараются разъяснять, что на улице, да и вообще в жизни, нужно быть крайне осмотрительным и осторожным, без нужды не искать приключений, ибо они всегда таят в себе опасность.

В 2014 году были проведены — 25 бесед и 35 экскурсий на службу спасения, которые прослушали 1612 чел.

Беседы, проводимые специалистами МКУ АСС, востребованы учителями городских образовательных учреждений и хорошо воспринимаются учащимися. После таких мероприятий у учащихся повышается интерес к безопасности жизнедеятельности, уменьшается количество происшествий.

Мы считаем, что более эффективно проводить с детьми младшего школьного возраста такую форму работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив место работы спасателей, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе их деятельность и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.

Цель: сформировать представление о работе службы спасения, профессиях «спасатель» и «оперативный дежурный» и важности данного вида деятельности для каждого человека.

Задачи:

–          дать представление о работе службы спасения г. Северодвинска, профессиях «спасатель» и «оперативный дежурный»;

–          формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;

–          воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

1.      Форма, каска спасателя, водолазный костюм;

2.      Видеоролики «Соревнования спасателей», «Кольцо»;

3.      Карточки с номерами телефонов службы спасения на каждого ребенка.

Места посещения экскурсии: учебный кабинет, информационно-диспетчерский центр, спасательная машина.

План экскурсии:

1

Организационный момент. Приветствие.

5 мин.

2

Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную информированность детей о службе спасения и начать формировать у детей понятие о профессии «спасатель».

10 мин

3

Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях с целью формирования представления о работе службы спасения.

3 мин.

4

Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью формирования представления о работе оперативного дежурного и формирования умения правильно вести себя в критической ситуации, запоминания телефонов службы спасения.

5 мин.

5

Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет с целью воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью и формирования умения правильно вести себя в критической ситуации.

5 мин.

6

Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю с целью закрепления информации о работе спасателя.

7 мин.

7

Итог занятия, прощание.

5 мин.

Всего экскурсия рассчитана на 40 мин.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети раздеваются, садятся на места в учебном классе.

Приветствие: — Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас у нас в гостях.

2. Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии.

–          А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на экскурсию? (выслушиваются ответы детей)

–          Да, вы пришли в службу спасения.

–          А кто здесь работает? (спасатели)

–          Кто такой спасатель?

–          Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды).

–          А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях — например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты светоотражающие полосы.) Проводится показ формы спасателя.

–          Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится показ каски спасателя.

–          Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается несколько человек).

–          Спасибо, ребята, садитесь.

3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях.

–          Давайте посмотрим фрагмент учений спасателей в Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика «Соревнования спасателей».

–          Подумайте, чему учились наши спасатели, выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).

–          Как вы считаете, кто может быть спасателем? Какими чертами характера должен обладать настоящий спасатель? (храбрость, мужество).

–          Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся. Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей).

4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр.

–          Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваем ответы детей).

–          Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.

–          Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки — и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.

–          Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и послушаем, чем там занимается оперативный дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и наблюдать, т. к. в это время могут позвонить в службу спасения).

–          Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что оперативный дежурный — это тот человек, который принимает все звонки и вызовы. Он принимает решение, как поступить по каждому конкретному звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации, телефоны, карты города и его окрестностей. Когда мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и возвращаются в класс).

–          Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать работать оперативному дежурному).

–          Кто из вас был очень внимательным и запомнил, что находится в ИДЦ, и чему это служит?

–          Когда человек, оказавшись в беде, звонит оперативному дежурному, что он должен сообщить ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а также точно ответить на вопросы оперативного дежурного).

5. Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет.

Проводится рассказ о реальных случаях, произошедших с детьми в г. Северодвинске, которым оказали помощь спасатели:

–          Многие мальчики любят играть «в войну», при этом вместо шлемов и касок используют различные предметы — например, мамину кастрюлю. Надеть ее легко, а вот снять не всегда получается самому — приходится обращаться к спасателям.

–          А девочки очень любят наряжаться, украшать себя «драгоценностями». А если колечек нет или их моднице мало, в ход идут гаечки, металлические колечки и прочее. А потом гаечка не снимается, пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь приходят спасатели.

–          В практике спасателей бывали случаи, когда мальчик просунул голову между металлическими прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил и освободить пленника.

–          Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась однажды с юным северодвинцем. На помощь ему пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр видеоролика «Кольцо».

–          Подобное может произойти с любым, поэтому нужно запомнить телефон службы спасения «000».

6. Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю

–          Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и специальное оборудование применяют спасатели в своей работе.

Дети одеваются, выходят на улицу к специализированной спасательной машине.

Спасатели показывают, как работает бензорез, разрезая кусок металлической трубы, демонстрируют наполнение спасательного автомобиля оборудованием.

7. Подведение итогов, рефлексия

–          Что нового вы узнали?

–          О каких профессиях мы сегодня говорили?

–          Как вы поведете себя, если увидите аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?

–          Люди каких профессий работают в службе спасения?

–          Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения?

–          Помните ли вы телефон службы спасения?

–          Для того, чтобы вы не забыли телефон службы спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача открыток с телефоном службы спасения.

–          Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом, следит за своим здоровьем и хочет работать спасателем — добро пожаловать к нам. Нам нужны крепкие, здоровые, грамотные специалисты.

–          До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.

Приложение: фотография школьников на экскурсии в службе спасения.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов