Библиографическое описание:

Лузан Е. Ю., Зуева Т. М., Перелыгин В. А. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 27-30.

Лучший способ изучить что-либо это открыть самому.

Д. Пойа

 

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — «взаимный», «act» — действовать.

Государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к современной школе: короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.

В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика — это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т. д. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

-        сделать этот процесс интересным;

-        эффективно решать проблему наглядности обучения;

-        свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;

-        индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;

-        раскрепостить учеников при ответе на вопросы;

-        самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;

-        осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс с блоком контроля и т. д.

Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.

Интерактивный плакат полностью отвечает давно возникшему спросу на оригинальные задания, отличные от огромного количества предлагаемых сегодня тестов с выбором ответов. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.

Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Цель создания интерактивного плаката — способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов создать условия для систематизации и обобщения учебного материала; за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации.

Интерактивный плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут

-        изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;

-        сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;

-        сопоставлять родственные и аналогичные понятия;

-        сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д.

Применение интерактивного плаката на уроках помогает принципиально изменить деятельность учителя:

-        Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

-        Веди ученика от собственного опыта к общественному;

-        Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

-        Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

-        Учи анализировать каждый этап работы;

-        Критикуя, стимулируй ученика.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении. Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию. В зависимости от объема материала выбирают одно- или многоуровневую схему построения интерактивного плаката.

-        По нашему мнению интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:

-        Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, систематизации и обобщения, контроль знаний).

-        Плакат должен быть небольшим по объёму — не больше 2–3 слайдов.

-        Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.

Мы систематизировали отдельные приемы ИКТ-технологий, применяемые нами при использовании интерактивного плаката.

На этапе «Актуализации знаний»:

-        Устные упражнения

-        Кроссворды

Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие плакаты.

На этапе «Изложение нового материала»:

-        Электронный учебник

-        Цифровые образовательные ресурсы

-        На этапе «Закрепление нового материала»

-        Образовательные электронные модули

На этапе «Домашнее задание»:

-        Подбор материала для создания интерактивного плаката.

-        Элементами интерактивного плаката могут быть

Создание режима «скрытого изображения» (есть возможность включения и выключения разъясняющей информации)

-        Иллюстрированный опорный конспект

-        Многоуровневый задачник

-        Набор видеофрагментов, иллюстраций, анимаций, интерактивных рисунков,

-        Конструктор (инструмент, который позволяет учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т. д.

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

Несколько лет мы работаем по созданию интерактивных плакатов. Создан банк интерактивных плакатов, мы раздаем детям задания по различным темам, ограничиваем их во времени и потом выставляем оценки.

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению интерактивного плаката. Такая работа позволяет:

-        развить познавательный интерес к математике;

-        повысить концентрацию внимания;

-        увеличить темп урока и подачи учебной информации;

-        излагать материал в более доступной и интересной форме;

-        увеличить объем изучаемой информации.

Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков.

 

Литература:

 

1.            Ахметалиев А. М. Мотивация деятельности на уроках математики/ Ахметалиев А. М., Математика в школе — № 2, 1996. — 59–60 с.

2.            Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю. К. — М.: Просвещение, 1989. — 12с.

3.            Виленкин Н.Я Математика 5/Учебник для общеобразовательных учреждений. Виленкин Н. Я. — М.: Просвещение, 2003.

4.            Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое пособие.Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008

5.            Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: ГО ВШЭ, 2002

6.            Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Хуторский А. В. Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002, www.eidos.ru/news/compet.htm

7.            Ястребцева Е. Н. Intel@ Обучение для будущего при поддержке Microsoft/ Ястребцева Е. Н. Москва-2003.

8.            Селевко Г. К. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

9.            Королёва С. К. — Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности и эффективности восприятия обучающимися изучаемого материала на уроках информатики.

10.        http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/

Основные термины: интерактивный плакат, интерактивных плакатов, Интерактивный плакат, интерактивного плаката, технологий обучения, реализации ФГОС, обучения интерактивный плакат, организации учебного процесса, методов обучения, интерактивных методов обучения, счет использования различных, плаката первого, интерактивных технологий обучения, учебного материала, интерактивных элементов, интерактивный плакат должен, технологий обучения и потребностями, применения интерактивных плакатов, и применению интерактивного плаката, внесение в процесс обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов