Библиографическое описание:

Лузан Е. Ю., Зуева Т. М., Перелыгин В. А. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 27-30.

Лучший способ изучить что-либо это открыть самому.

Д. Пойа

 

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — «взаимный», «act» — действовать.

Государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к современной школе: короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.

В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика — это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т. д. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

-        сделать этот процесс интересным;

-        эффективно решать проблему наглядности обучения;

-        свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;

-        индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;

-        раскрепостить учеников при ответе на вопросы;

-        самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;

-        осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс с блоком контроля и т. д.

Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.

Интерактивный плакат полностью отвечает давно возникшему спросу на оригинальные задания, отличные от огромного количества предлагаемых сегодня тестов с выбором ответов. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.

Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Цель создания интерактивного плаката — способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов создать условия для систематизации и обобщения учебного материала; за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации.

Интерактивный плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут

-        изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;

-        сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;

-        сопоставлять родственные и аналогичные понятия;

-        сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д.

Применение интерактивного плаката на уроках помогает принципиально изменить деятельность учителя:

-        Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

-        Веди ученика от собственного опыта к общественному;

-        Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

-        Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

-        Учи анализировать каждый этап работы;

-        Критикуя, стимулируй ученика.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении. Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию. В зависимости от объема материала выбирают одно- или многоуровневую схему построения интерактивного плаката.

-        По нашему мнению интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:

-        Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, систематизации и обобщения, контроль знаний).

-        Плакат должен быть небольшим по объёму — не больше 2–3 слайдов.

-        Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.

Мы систематизировали отдельные приемы ИКТ-технологий, применяемые нами при использовании интерактивного плаката.

На этапе «Актуализации знаний»:

-        Устные упражнения

-        Кроссворды

Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие плакаты.

На этапе «Изложение нового материала»:

-        Электронный учебник

-        Цифровые образовательные ресурсы

-        На этапе «Закрепление нового материала»

-        Образовательные электронные модули

На этапе «Домашнее задание»:

-        Подбор материала для создания интерактивного плаката.

-        Элементами интерактивного плаката могут быть

Создание режима «скрытого изображения» (есть возможность включения и выключения разъясняющей информации)

-        Иллюстрированный опорный конспект

-        Многоуровневый задачник

-        Набор видеофрагментов, иллюстраций, анимаций, интерактивных рисунков,

-        Конструктор (инструмент, который позволяет учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т. д.

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

Несколько лет мы работаем по созданию интерактивных плакатов. Создан банк интерактивных плакатов, мы раздаем детям задания по различным темам, ограничиваем их во времени и потом выставляем оценки.

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению интерактивного плаката. Такая работа позволяет:

-        развить познавательный интерес к математике;

-        повысить концентрацию внимания;

-        увеличить темп урока и подачи учебной информации;

-        излагать материал в более доступной и интересной форме;

-        увеличить объем изучаемой информации.

Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков.

 

Литература:

 

1.            Ахметалиев А. М. Мотивация деятельности на уроках математики/ Ахметалиев А. М., Математика в школе — № 2, 1996. — 59–60 с.

2.            Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю. К. — М.: Просвещение, 1989. — 12с.

3.            Виленкин Н.Я Математика 5/Учебник для общеобразовательных учреждений. Виленкин Н. Я. — М.: Просвещение, 2003.

4.            Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое пособие.Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008

5.            Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: ГО ВШЭ, 2002

6.            Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Хуторский А. В. Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002, www.eidos.ru/news/compet.htm

7.            Ястребцева Е. Н. Intel@ Обучение для будущего при поддержке Microsoft/ Ястребцева Е. Н. Москва-2003.

8.            Селевко Г. К. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

9.            Королёва С. К. — Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности и эффективности восприятия обучающимися изучаемого материала на уроках информатики.

10.        http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов