Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Гусева, Т. Н. Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития / Т. Н. Гусева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1889/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современной общеобразовательной школе часто создают так называемые классы КРО для детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматической ослабленности.

Основная цель обучения в таком классе — создание комфортных условий для освоения детьми с задержкой психического развития (ЗПР) программы основного общего образования, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

Современный учитель должен быть компетентным в работе с такими детьми; быть готов к своевременному выявлению трудностей; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

В этих классах особенно важно подобрать методы работы на каждом этапе. И здесь нужно отметить, что для учащихся классов КРО характерна несформированность необходимого для данного возраста уровня психического развития — это ведет к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены в должной мере.

Выделяют несколько этапов работы в коррекционных классах:

− Диагностика (изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания). Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

− Коррекционно-развивающая работа (коррекция недостатков развития, составление индивидуального плана развития учащегося). Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

− Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

− Проведение контрольных и итоговых диагностик (анализ усвоения программы). Результаты диагностик сводятся в мониторинг учебной успешности. Результаты коррекционного обучения доводятся до сведения администрации школы с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: принцип развития динамичности, принцип продуктивной обработки информации, принцип развития и коррекции психических функций, принцип мотивации к учению, соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.

Литература:

  1. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. /Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск: два комсомольца, 2012. — с. 141–143.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под редакцией Г. Ф. Кумариной. — М.: АСАДЕМА, 2001.
  3. Щербо И. Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе/ М.: Сентябрь, 2003. — 160 с.
  4. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XV междунар. науч. -практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, коррекционная работа, коррекционное обучение, психическое развитие.

Похожие статьи

Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

В нашей стране внедрению коррекционной работы в современные образовательные учреждения

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять

В 1 классе — диагностика готовности учащихся к школьному обучению...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

психическое развитие, ребенок, задержка, урок, специальная коррекционная работа, учебный материал, процесс обучения, знание, индивидуальный подход, внеурочное время.

Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой...

После коррекционной работы был проведен диктант.

2. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ошибка, ребенок, группа, нарушение письма...

Принципы работы в коррекционном классе начальной школы

ребенок, развитие, умение, коррекционная учебно-воспитательная работа, коррекционное обучение, Обучение вести, палец рук, Обучение, Принцип.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу необходимо начинать на ранних стадиях

Занятия на II этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей.

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы...

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида.

С первых дней обучения велась коррекционная работа по коррекции эмоционально- волевой сферы формированию и развитию слухового восприятия...

Особенности формирования метапредметных результатов у детей...

ограниченная возможность здоровья, внеурочная деятельность, коррекционная работа, психическое развитие, ребенок, работа, образовательное учреждение, качественное образование...

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в

- Это обучающиеся с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, коррекционная работа, текст сказок, сама жизнь, связная речь.

Похожие статьи

Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

В нашей стране внедрению коррекционной работы в современные образовательные учреждения

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять

В 1 классе — диагностика готовности учащихся к школьному обучению...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

психическое развитие, ребенок, задержка, урок, специальная коррекционная работа, учебный материал, процесс обучения, знание, индивидуальный подход, внеурочное время.

Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой...

После коррекционной работы был проведен диктант.

2. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ошибка, ребенок, группа, нарушение письма...

Принципы работы в коррекционном классе начальной школы

ребенок, развитие, умение, коррекционная учебно-воспитательная работа, коррекционное обучение, Обучение вести, палец рук, Обучение, Принцип.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу необходимо начинать на ранних стадиях

Занятия на II этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей.

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы...

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида.

С первых дней обучения велась коррекционная работа по коррекции эмоционально- волевой сферы формированию и развитию слухового восприятия...

Особенности формирования метапредметных результатов у детей...

ограниченная возможность здоровья, внеурочная деятельность, коррекционная работа, психическое развитие, ребенок, работа, образовательное учреждение, качественное образование...

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в

- Это обучающиеся с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, коррекционная работа, текст сказок, сама жизнь, связная речь.

Задать вопрос