Библиографическое описание:

Масленкова В. А., Бондарева Я. А., Васенина А. А. Методика работы над алгоритмической задачей // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 40-44.



Приведём пример методики работы над алгоритмической задачей:

алг закрасить угол

дано | робот внутри прямоугольника, огороженного стенами

надо | закрашены все клетки правее и выше стартовой, Робот в исходном положении

Разработка алгоритма совместно с учениками:

Вопросы, обобщение учителя

Ожидаемые ответы

Обстановка

(учитель на доске изображает начальную обстановку)

  1. Какова начальная обстановка на поле Робота?

Робот находится внутри прямоугольника, огороженного стенами

  1. Обсудим общие идеи — как Робот может выполнить задание?

1) Закрасить все пустые клетки выше стартовой;

2) Пойти вправо до стены;

3) Спуститься вниз на 3 клетки

4) Пойти влево и закрасить все пустые клетки;

5) Вернуться в исходное положение.

  1. Какое условие продвижения Робота вверх выберем (какие датчики есть у Робота)?

Пока сверху свободно, закрасить

  1. Где окажется робот после выполнения команды?

Вверху прямоугольника у стены

Ученик у доски закрашивает клетки

  1. Как переместить Робота в правый верхний угол прямоугольника?

Пока справа свободно, вправо

Ученик у доски закрашивает клетки

  1. Какое условие продвижения выберем, что бы переместить Робота вниз на нужную клетку?

3 раза вниз

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

  1. Будет ли выполняться условие продвижения (3 раза вниз), если роботу будет необходимо спуститься на 5 клеток вниз, на 7, на 100?

Нет, не будет

  1. Тогда нам придётся придумать…

Универсальный алгоритм

  1. Придумаем новый алгоритм, который будет универсальным для угла, состоящего из любого количества клеток.

1) Закрасить все клетки выше стартовой;

2) Вернуться в исходное положение;

3) Закрасить клетки правее стартовой;

4) Вернуться в исходное положение.

  1. Какое условие продвижения Робота вверх мы берем (какие датчики есть у Робота)?

Пока сверху свободно, закрасить

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

  1. Какое условие продвижения Робота выберем для его перемещения в исходное положение?

Пока клетка закрашена, вниз

  1. В каком положении окажется Робот?

На одну клетку ниже исходного положения

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\Безымянный.png

  1. Какой шаг необходимо выполнить, чтобы переместить Робота в исходное положение?

Вверх

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\Безымянный.png

  1. Как закрасить клетки справа от исходного положения Робота?

Пока справа свободно, закрасить

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\2.png

  1. Где остановится Робот?

Около стены

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\2.png

  1. Какое условие продвижения выберем для перемещения Робота в исходное положение?

Пока клетка закрашена, влево

  1. В каком положении окажется Робот?

На одну клетку левее исходного положения

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\2.png

  1. Какой шаг необходимо выполнить, чтобы переместить Робота в исходное положение?

Вправо

Ученик у доски изображает место, где будет Робот

C:\Users\777\Desktop\МОИ методический портфель\Модуль 3. Методика обучения информатике в основной школе. Часть 2. Семестр 8\Методика работы над алгоритмической задачей\2.png

  1. Как будет выглядеть прямоугольник?

Ученик у доски закрашивает клетки

Итак, идея нашего алгоритма:

– Закрасить пустые клетки выше стартовой;

– Вернуться в исходное положение;

– Закрасить все клетки правее стартовой;

– Вернуться в исходное положение.

Модели частей алгоритма в форме блок-схем:

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверхуот Робота. Что мы делаем сначала?

Шагаем вверх.

Что идет дальше?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока сверху пусто

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вверх

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

3 раза (рис. 1).

C:\Users\777\Desktop\Статьи октябрь 2016\Методика работы с алгоритмической задачей сама статья\рис 1.PNG

Рис. 1. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек сверху от Робота

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания пустых клеток справаот Робота. Что мы делаем сначала?

Шагаем вправо.

Что идет дальше?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока справа свободно

Если условие выполняется?

Закрасить, вправо

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

7 раз (рис.2).

C:\Users\777\Desktop\Статьи октябрь 2016\Методика работы с алгоритмической задачей сама статья\рис 2.PNG

Рис. 2. Блок-схема для алгоритма закрашивания пустых клеток справа от Робота

Задание для самостоятельной работы: составьте блок-схемы возвращения Робота в исходное положение.

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке:

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма:

Как вы думаете, если Робот будет в другом положении, будет ли выполняться алгоритм? Проверьте на компьютере.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

111

111

Безымянный

Литература:

  1. «Информатика. 7-9 кл.»: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с. https://www.niisi.ru/kumir/books.htm
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов