Библиографическое описание:

Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Мастерство учителя // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 14-16.



Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком.

Родители ребенка доверяют нам самое дорогое — своих детей. И наша обязанность — оправдать это доверие. Растут наши ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними растем и мы, постигая секреты педагогического мастерства.

Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество — учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства — сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозироватьи проектироватьпроцесс заданного уровня и качества.

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей — в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.

Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников. Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, и поэтому каждый урок надо строить таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организовывать «от ученика». Вместе с учениками рассматривать разные способы решения. Ученики сами должны определять, какое из них более рационально. Задача учителя подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.

Особое внимание необходимо уделять постановке вопросов. Ставить вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Ученики сами определят все, что надо сказать о числе, букве, произведении и т. д.

Учитель должен спокойно реагировать на ответы, не говорить сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Лучше будет, если ученики будут выражать свои мнения классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…». Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Можно использовать на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

‒ игры с разгадыванием задуманных чисел;

‒ задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

‒ задачи со сказочным сюжетом.

‒ интеллектуальных игр

Большая активность у учащихся наблюдается при использовании шарад, головоломок, загадок. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Для формирования и развития творческого потенциала ребёнка применяются, отрабатываются и отвергаются задания различных видов. Целесообразно предлагать детям следующие задания:

‒ Составить план к тексту в рисунках.

‒ Подготовить вопросы и задания, связанные с текстом учебника.

‒ Найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы.

‒ Рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему.

‒ Прочитать соответствующий текст учебника, сформировать вывод.

‒ Дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации.

‒ Сочинить загадки о природных объектах, использую информацию учебника.

‒ Иллюстрирование отрывков.

‒ Инсценировки.

‒ Написание проектов.

На всех этапах этой работы ясно осознавать, что основной, ожидаемый нами результат — развитие способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. И для нас, важен опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы. На современном этапе одним из эффективных способов развития творческого потенциала является обучение путём исследования, т. е. проектная деятельность. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к учебной и творческой деятельности становится творческое проектирование.

Огромные возможности открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Педагогический творческий подход позволили нам самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.

Приём использования инструмента «ширма» на интерактивной доске прост и любим детьми. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Должны заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Нас радуют успехи наших учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес — двигатель познания.

За годы педагогической деятельности определили для себя заповеди, по которым живем и работаем:

‒ люби и уважай своих учеников;

‒ найди самое лучшее, что есть в ученике, и постарайся развить.

‒ помогай ребенку чувствовать себя уверенно, комфортно.

Различные приёмы и методы, используемые нами в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения. Наши ребята являются участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов. Гордимся своими учениками. Они вдохновляют нас работать над собой, идти вперед. Нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды нами профессия учитель.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. — М., 2004
  2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Школа, 1997
  3. Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И. И. — М.: Просвещение, 1989
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969
  5. Амонашвили Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась / Педагогика наших дней. Краснодар, 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов