Автор: Филатикова Светлана Викторовна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60.



В настоящее время формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности является приоритетной целью начального общего образования. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении младших школьников методов, направленных на развитие умений самостоятельно добывать новые знания. Одним из таких методов является метод проектов. Всякий ребёнок рождается исследователем. Любознательность — важнейшая черта детского поведения.Именно это стремление к познанию мира через исследование создаёт условия для организации проектной деятельности. Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат.

Метод проектов включает следующие этапы:

– выбор темы проекта;

– постановка целей и задач;

– планирование проектной деятельности;

– реализация проекта;

– оценка и самооценка проекта;

– презентация.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные;

– по месту проведения: урочные, внеурочные;

– по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года);

– по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения).

Результатом работы над проектом может быть доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, игра, сценарий, компьютерная презентация, стенд, диафильм, афиша, рисунки, набор, экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Темы проектов можно условно распределить на группы:

1) фантастические, например: «Автомобиль будущего», «Моё будущее» и др.;

2) экспериментальные, например: «В мире камней», «Какую воду я пью», «Вредная еда»;

3) теоретические, например: «Моя малая родина», «Праздники в России» и др.;

4) творческие, например: «Новогодний калейдоскоп», «Стихи о маме», «Сказки о вещах» и др.;

5) Игровые, например: «Старые сказки на новый лад», «Счастливый случай» и др.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских проектных работ должны быть понятны и интересны детям. Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать в различных образовательных программах.

1 класс: «Цифры в загадках и пословицах», «Весёлая азбука», «Я и мои друзья», «Профессии моих родителей?» и др.

2 класс: «Питайся правильно!», «Мой любимый вид спорта», «Моя родословная» и др.

3 класс: «Моя малая родина», «Красная книга моего края», «Полезные ископаемые нашего края», «Школа кулинаров», «Страны Европы», «Кто нас защищает» и др.

4 класс: «Планеты солнечной системы», «Моя Родина», «Страны мира», «Красная книга России», «Всемирное культурное наследие», «Всемирное природное наследие» и др.

Этапы работы над проектом:

  1. «Погружение» в проект.

На этом этапе учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта, выделяет цель и задачи проекта, формулирует способы решения проблемы проекта. Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.

  1. Осуществление деятельности.

На этом этапе учитель занимает позицию наблюдателя. При работе над проектом необходимо учесть, что дети младшего школьного возраста не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

  1. Презентация продукта проектной деятельности

Этот этап необходим для анализа проделанной работы, для демонстрации результатов. Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

  1. Рефлексия.

Этот завершает проектную деятельность и выражается в следующих формулировках: «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также я научился…»

Работа над проектом сопровождается оформлением паспорта проекта. Приведу пример паспорта проекта по окружающему миру «Покормите птиц зимой».

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Покормите птиц зимой»
  2. Руководитель проекта:Филатикова Светлана Викторовна
  3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, курс внеурочной деятельности «Юный исследователь».
  4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект:7–8 лет (1 класс)
  5. Тип проекта по масштабу применения:практико-ориентированный
  6. Тип проекта по продолжительности выполнения:длительный
  7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный
  8. Тип проекта по предметно-содержательной области:межпредметный, реализуется во внеурочное время.
  9. Цель проекта для учеников:

– расширить знания об окружающем мире (условия жизни зимующих птиц, среда их обитания, питание);

– познакомиться с различными видами кормушек;

– изготовить кормушки;

– применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.

  1. Цель проекта для учителя:

– обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;

– использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;

  1. Задачи проекта:

– создать условия и формировать у учащихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;

– привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;

– использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;

  1. Планируемый результат:

– изготовить кормушки для зимующих птиц;

– представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоальбом, презентация и т. д.;

– подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов.

Что нам даёт проектная деятельность? Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и использовать полученную информацию развивает у младших школьников навыки самообразования. Практика публичного выступления снимает у ребёнка психологическое напряжение. Навыки работы в парах и группах развивают у детей коммуникабельность, учат их продуктивно решать проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов