Библиографическое описание:

Куприянова С. Г. Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда» // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 69-72.



В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Программа «Экоклуб «Здоровая среда» — это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников младшего подросткового возраста. В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно-деятельностный подход, а формы деятельности — это: занятия — практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.

Цели программы:

– сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе;

– развивать творческие способности;

– привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

– формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

– формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий;

– воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.

Образовательная программа рассчитана на обучающихся младшего подросткового возраста — 11–12 лет. Реализация программы Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Личностные, метапредметные ипредметные результаты

Ожидаемые результаты:

Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.

– Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.

– Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.

– Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.

Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса “Экоклуб”.

Личностными результатами являются:

– Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;

– Бережное отношение к природе;

– Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;

– Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Метапредметными результатами являются:

– Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

– Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

– Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

– Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметными результатами являются:

– Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;

– Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;

– Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;

– Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.

Содержание программы

Наименование раздела

Кол-во часов

1

«Растения вокруг нас»

Включает в себя теоретические и практические занятия по комнатному цветоводству и изучению природных растительных сообществ.

10

2

«Наши друзья— животные»

Содержит теоретические и практические занятия по изучению насекомых, птиц, млекопитающих, фауны аквариума.

9

3

«Экология имы»

Включает в себя теоретические и практические занятия по изучению взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой, норм поведения человека в природе, проведение мероприятий природоохранной направленности.

16

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Теоретические занятия

Кол-во

часов

Практические занятия

Кол-во

часов

Раздел 1 «Растения вокруг нас»— 10 часов

1

Природные растительные сообщества

3

Растительный мир моего края

1

Осенние явления в жизни растений (экскурсия)

Изготовления гербария древесных растений

2

2

Дары осени

2

Типы плодов и семян

1

Изготовление коллекции плодов и семян

1

3

Уход за комнатными растениями

5

Правила работы с определителями комнатных растений, правила составления паспорта, правила черенкования и пересадки укоренившихся черенков

2

Определение комнатных растений в кабинете биологии, изготовление и размещение этикеток комнатных растений

Пересадка и перевалка комнатных растений

3

Раздел 2 «Наши друзья— животные»— 9 часов

1

Водная среда жизни и её обитатели

2

Многообразие аквариумных рыбок, условия их содержания

1

Изучение и зарисовка рыб

1

2

Приключения с насекомыми

2

Разнообразие форм, способов питания, особенности поведения и размножения насекомых

1

Изучение коллекций насекомых

1

3

Жизнь птиц

3

Птицы вокруг нас

1

Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка. Наблюдение за птицами.

Проведение викторины «День птиц»

2

4

Млекопитающие Самарской области

2

Видовой состав млекопитающих Самарской области, редкие и исчезающие виды, необходимость их охраны

1

Проектная работа «Редкие и исчезающие виды животных Самарской области»

1

Раздел 3 «Экология имы»— 16 часов

1

Человек в природе

6

Экология — наука о среде обитания. Прямое и косвенное влияние человека на природу

2

Экскурсия «Мир полон загадок»

Составление пищевых цепей

Изучение мер по утилизации бытовых отходов, их вторичное использование

Экскурсия на автомобильную дорогу. Подсчет количества машин

4

2

Работа с оборудованием цифровой лаборатории «Архимед»

6

Знакомство с датчиками цифровой лаборатории и правилами работы с ними

1

Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание микропрепаратов

Работа с датчиками температуры, влажности, освещенности

Исследование микроклимата кабинетов, рекреаций и других помещений школы

Подготовка и защита презентаций по итогам исследования микроклимата

5

3

Природа знает лучше

4

Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения

1

Изучение условий жизни растений в парке. Экскурсия

Проведение праздника «В гостях у природы»

3

ИТОГО:

35

12

23

Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение программы

Оборудование для занятий вкабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед»

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии, определители растений и животных, коллекции насекомых.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Литература:

  1. Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н.-Минск: «Интерпрессервис», 2003.
  2. Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов.-Самара, 2005.
  3. Каплин В. Г. Биоиндикация состояния экосистем.-Самара, 2001.
  4. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся.-М.: Просвещение, 2007.
  6. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов.-М.: Мысль, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов