Автор: Вагапова Альфиза Гарафиевна

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Библиографическое описание:

Вагапова А. Г. Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 64-66.



На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных задач современного общества.

Новый ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») ст. 2 (№ 16) вводит понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому признание прав особого ребенка на образование, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, а также обеспечение оптимальных условий для его интеграции и социализации в общество является одной из важнейших задач социальной практики.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтверждение психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12. 2012 г.) комплексного регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (там же) тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивающих их право на образование.

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (ч. 1 ст. 79) и федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организация комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются самостоятельно образовательной организацией отдельными документами, с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей. Эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ.

Отечественная педагогика традиционно много внимания уделяла организации воспитания подрастающего поколения в школе. Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучения детей с ОВЗ этой работе придан особый статус.

Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Это значит, что процесс образования должен пониматься не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности.

Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов АООП (в соответствии с настоящим приложением к Стандарту). Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире;
  5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  11. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  13. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Для обеспечения в образовательных учреждениях условий реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов, необходимо использовать различные механизмы воздействия. В своей статье хотелось бы сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения АООП через приобщение к культурному наследию прошлого, посредством музейной педагогики. В этом процессе, необходимо взаимодействие всех субъектов образования, в том числе социальных партнеров.

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями (определение «Педагогический словарь»).

Термин музейная педагогика, был введен в Германии на рубеже XIX-XX вв. В то время когда музей начинает играть важную роль, в воспитании, образовании подрастающего поколения. В России же эти тенденции получили свое развитие в 20–30-е годы XX-го столетия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, так как это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительский и популяризаторской деятельностью. Чувственное восприятие предмета сочетание с осознанным познанием окружающей действительности основано с прикосновением к музейным ценностям.

В последнее время наблюдается тенденция сотрудничества музеев с образовательными учреждениями. Такое взаимодействие послужит повышению общего культурного уровня современного общества, образованию воспитанию подрастающего поколения, что особенно важно, успешной социализации в обществе ребёнка с ОВЗ.

Реформы в системе образования существенно изменяют структуру образовательных учреждений, однако специальная педагогика крепко стоит на главных принципах Отечественной педагогической и психологической науки, а именно законах психофизического развития ребёнка. Поэтому и музейная педагогика должна осуществляться с учетом познавательных особенностей детей.

Это требует нового подхода в системе образования, что предполагает создания особой образовательной среды и комплексного подхода психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, где максимально учитываются психические и физические особенности каждого ребёнка. У ребёнка с различными нарушениями познавательной деятельности возникают трудности непосредственного освоения окружающего мира с его многообразными проявлениями и в том числе с объектами культуры. Однако именно культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребёнка с ОВЗ. Поскольку она не только обогащает и расширяет знания учащихся об окружающем мире и мировой культуре, но и положительно влияет на эмоциональное и личностное развитие. Для ребёнка с ОВЗ такая форма общения с миром искусств дает возможность узнать о интересных исторических событиях и фактах происходящих в разные периоды времени, познакомится с известными героями и знаменитыми людьми других эпох.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, психофизического развития, Российской Федерации», «Об образовании, учетом особенностей психофизического, закон «Об образовании, особенностей психофизического развития, Федеральный закон «Об, «Об образовании Российской, образовании Российской Федерации», Личностные результаты, специальных образовательных, специальных образовательных потребностей, образовательных стандартов, достижении личностных результатов, адаптированных образовательных программ, указанных лиц, адаптацию указанных лиц, социальную адаптацию указанных, государственных образовательных стандартов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов