Библиографическое описание:

Вагапова А. Г. Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 64-66.



На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных задач современного общества.

Новый ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») ст. 2 (№ 16) вводит понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому признание прав особого ребенка на образование, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, а также обеспечение оптимальных условий для его интеграции и социализации в общество является одной из важнейших задач социальной практики.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтверждение психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12. 2012 г.) комплексного регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (там же) тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивающих их право на образование.

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (ч. 1 ст. 79) и федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организация комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются самостоятельно образовательной организацией отдельными документами, с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей. Эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ.

Отечественная педагогика традиционно много внимания уделяла организации воспитания подрастающего поколения в школе. Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучения детей с ОВЗ этой работе придан особый статус.

Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Это значит, что процесс образования должен пониматься не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности.

Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов АООП (в соответствии с настоящим приложением к Стандарту). Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире;
  5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  11. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  13. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Для обеспечения в образовательных учреждениях условий реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов, необходимо использовать различные механизмы воздействия. В своей статье хотелось бы сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения АООП через приобщение к культурному наследию прошлого, посредством музейной педагогики. В этом процессе, необходимо взаимодействие всех субъектов образования, в том числе социальных партнеров.

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями (определение «Педагогический словарь»).

Термин музейная педагогика, был введен в Германии на рубеже XIX-XX вв. В то время когда музей начинает играть важную роль, в воспитании, образовании подрастающего поколения. В России же эти тенденции получили свое развитие в 20–30-е годы XX-го столетия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, так как это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительский и популяризаторской деятельностью. Чувственное восприятие предмета сочетание с осознанным познанием окружающей действительности основано с прикосновением к музейным ценностям.

В последнее время наблюдается тенденция сотрудничества музеев с образовательными учреждениями. Такое взаимодействие послужит повышению общего культурного уровня современного общества, образованию воспитанию подрастающего поколения, что особенно важно, успешной социализации в обществе ребёнка с ОВЗ.

Реформы в системе образования существенно изменяют структуру образовательных учреждений, однако специальная педагогика крепко стоит на главных принципах Отечественной педагогической и психологической науки, а именно законах психофизического развития ребёнка. Поэтому и музейная педагогика должна осуществляться с учетом познавательных особенностей детей.

Это требует нового подхода в системе образования, что предполагает создания особой образовательной среды и комплексного подхода психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, где максимально учитываются психические и физические особенности каждого ребёнка. У ребёнка с различными нарушениями познавательной деятельности возникают трудности непосредственного освоения окружающего мира с его многообразными проявлениями и в том числе с объектами культуры. Однако именно культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребёнка с ОВЗ. Поскольку она не только обогащает и расширяет знания учащихся об окружающем мире и мировой культуре, но и положительно влияет на эмоциональное и личностное развитие. Для ребёнка с ОВЗ такая форма общения с миром искусств дает возможность узнать о интересных исторических событиях и фактах происходящих в разные периоды времени, познакомится с известными героями и знаменитыми людьми других эпох.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов