Библиографическое описание:

Гринкевич Л. Н. Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину» // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 66-69.



Цель мероприятия:

− приобщение учащихся к истории, культуре людей России, Пермского края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

− расширить представление детей об укладе жизни, обычаях, традициях, обрядах русских людей, людей пермской земли в прошлые времена.

Коррекционно-воспитательные:

− воспитывать уважение, признательность к старшему поколению, стремление сохранить и преумножить их опыт.

Коррекционно-развивающие:

− способствовать развитию в детях гражданственности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающая:

профилактика нарушения осанки и зрения.

Тип мероприятия: исследовательско-диалогический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные:

гордость за родной край, ощущение причастности к его истории.

Познавательные:

− умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные:

− определять цель на уроке с помощью учителя, контролировать своё поведение в соответствии с ситуацией в классе;

− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Коммуникативные:

− умение работать в группе;

− умение слушать и понимать речь других.

Время реализации: 40 минут.

Необходимое оборудование иматериалы:

  1. для педагога:п/компьютер, экран, шамшура, перстень.
  2. для учащихся:карточки-слова на церковно-славянском и русском языках, карточки-шифры, бумажные куклы, сундучки с одеждой.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация, созданная в редакторе MicrosoftPowerPoint«Русские народные праздники».

Словарная работа: шамшура.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Педагог:Много лет назад наши предки выбрали веру в Иисуса Христа, веру в доброту человеческую, свято следовали ее законам, бережно передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, как отразилась вера на жизнь русских людей?

Дети: вера наложила отпечаток на уклад их жизни, их обычаи, обряды. Люди следовали законам веры и старались совершать только добрые поступки. Их жизнь была во имя добра.

Педагог: Как вы считаете, отразились ли обычаи, традиции наших предков на нашу жизнь?

Дети: (высказывание предположений)

  1. Постановка цели.

Педагог: Приглашаю вас совершить виртуальную экспедицию в старину, провести исследование, чтоб больше узнать о жизни наших предков и о том, как их обычаи отразились на нашей жизни.

  1. Решение познавательных задач. Обобщение.

Педагог: доказано, что человеку легче освоить то ремесло, каким занимались его предки.

Чем занимались наши предки? Какими ремеслами славились?

Дети: резьба по дереву, ткачество, вышивание, роспись гжель, хохлома.

Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта русских умельцев. Мы интуитивно чувствуем и уже своими руками, речью, поступками выражаем знания, умения, накопленные нашими предками веками.

На каком языке говорили русские люди в старину?

Дети: на церковно-славянском

Игра «Толковый словарь». (работа в парах)

Правила игры: подобрать церковно-славянские и русские слова таким образом, чтоб получился словарь

Таблица 1

сечиво — топор

главизна — глава книги

камо — куда

десница — правая рука

дол — низ

чадо — сын

ланиты — губы

челобитная — просьба

глаголить — говорить

татьба — воровство

Педагог: Глаголить, уста, ланиты…. Согласитесь, какими красивыми словами была наполнена речь наших предков. Но не только красотой славился русский язык, но и мудростью, меткостью, В прежние времена необразованный мужик, необученный грамоте, мог показать образец истиннорусской речи, приукрасив её загадками, потешками, метким словцом.

Игра: «Закончи пословицу».

Правила игры: закончить начатую педагогом пословицу.

Умей вовремя сказать,... вовремя промолчать

Петь хорошо вместе, …а говорить порознь

Я ему про Фому, ...а он мне про Ерёму

От учтивых слов…язык не отсохнет

Слово — не воробей,…вылетит — не поймаешь

Много бранился — …добра не добился

Педагог: Сколько лет, столетий прошло со времени возникновения этих крылатых пословиц, но они до сих пор живут, и удивляют нас своей мудростью, и помогают в трудную минуту.

Каждый из нас в своё время учился читать. И помогала нам в этом красивая книга — «АЗБУКА». Что означает слово — азбука?

Дети: две начальные буквы церковно-славянского алфавита. Аз-начало, Буки-бог.

Педагог: Прочтитецерковно-славянский алфавит и его перевод на современный русский язык. (работа в парах)

Рис. 1.

Таблица 2

Аз (вначале) Бога Ведайте Глаголите Добро. Добро — есть Жизнь.

Земля — есть Жизнь.

Како Люди Мыслите Рцы Слово Твёрдо

Вначале бога ведайте.

Говорите добро.

Добро — есть жизнь.

Земля есть жизнь.

Мыслите как люди.

Рцы слово твёрдо (не нарушай слова, данного тобой).

Педагог: Церковно-славянская азбука — это не только символы звуков, это нравственные заповеди, которые впитывает ребёнок вместе с грамотой.

Жизнь наших предков была не легкой, у них не было таких чудес техники, какие пользуемся мы. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, в добро, в его победу над злом. Например, они верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она босая, с распущенными волосами, в длинной белой рубашке и из кудели прядет нити волшебные. Эти нити — судьбы человеческие. На каждого человека у неё есть такой клубок, только он невидимый. Если у человека сердце доброе и помыслы его добрые, то клубочек разматывается и указывает ему путь к счастью. А если в сердце у человека зло, зависть, то ниточки рвутся и с человеком происходят всякие неприятности, ходит он по земле, ищет свое счастье, а найти не может. Вот почему клубочек встречается во многих русских сказках, пословицах.

Но не только клубочек наделили русские люди волшебными свойствами, но и многие, на наш взгляд, обыкновенные предметы.

Названия этих предметов у вас на столе, но чтоб узнать их нужно разгадать шифр.

Игра «Разгадай шифр» (работа в парах)

Правила игры: найти в наборе букв слова, обозначающие волшебные предметы.

Рис. 2.

Педагог: Где еще мы ещё встречаемся с волшебством?

Дети: в народных обрядах.

Педагог: Обряды сопутствовали каждому шагу человека, но так, как душа русского человека веселая, раздольная, то некоторые обряды постепенно превращались в праздники. Угадайте их название.

Викторина: «Русские народные праздники» (презентация)

  1. В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
  2. Праздник проводов зимы, сопровождающийся блинами. (Масленица)
  3. Название праздника, сопровождающегося куличами и расписными яйцами. (Пасха)
  4. Праздник, открывающий сезон полевых работ. (Праздник первой борозды)
  5. В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
  6. Праздник, посвящённый собранномуурожаю,плодородию и семейному благополучию. (Праздник урожая)

Педагог: Любите ли вы эти праздники? За что?

Таблица 3

Физкультминутка

Утром рано нам с утра

Звонко бьют колокола

наклоны влево-вправо

Бьют о том, что солнце встало

руки вверх, плавно опустить вниз

Все проснулись

руки в стороны

Потянулись и прогнулись

руки вверх, прогнуться назад

Вперёд, назад, влево, вправо

наклоны вперёд, влево, вправо

Улыбнулись всем с утра

И зашагали творить добрые дела

ходьба на месте

Педагог: Некоторые обряды, со временем, потеряли свою магическую силу, и стали для нас обыденными, обычными. Какие обычаи вы знаете?

Дети: обычай здороваться при встрече, мыть руки перед едой, пользоваться косметикой и т. д. Педагог: Много обычаев связано с одеждой. Наши предки знали цену одежде, берегли её, надевали строго следуя ситуации (на праздник, на работу).

Игра «Одень куклу».(работа в группах)

Правила игры: одеть бумажных кукол так, как одевались люди Прикамской земли в XIX веке. Анастасию и Федора — в будничную одежду; Анну и Павла — в праздничную одежду.

Таблица 4

Павел, Фёдор (перечень одежды)

Анастасия, Анна (перечень одежды)

Одежда. Рубаха

C:\Users\Слава\Pictures\2015-04-28\001.bmpОдежда.Женская блуза

Порты — мужские штаны

Юбка

Зипун — одежда, предохраняющая нижнюю одежду от загрязнения. Шьётся из ткани тёмного цвета,ворот под горлышко, застёжка на левой стороне.

Сарафан — длинная нарядная одежда без рукавов, сшитая из домотканого полотна, выкрашенного в яркие цвета

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Гуня — верхняя женская одежда, на холщёвой основе не яркого цвета

Передник — фартук, предохраняющий одежду от загрязнения

Обувь. Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Обувь.Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Сапоги

Коты — женские полусапожки

Головные уборы. Шапка

Головные уборы. Платок

Картуз — головной убор с лаковым козырьком

Кокошник — женский головной убор

Лента — украшение для головы незамужней девушки

Шамшура — головной убор замужней женщины.

Кушак (опоясок) — пояс шириной 6–10 см.

Поясок (тельник) — пояс шириной 1–5 см.

Педагог: Прикамский край богат народными обычаями. Один из самых красивых, дошедший до наших дней, — обычай русских свадеб. Образованию новой семьи в прежние времена люди предавали большое значение. Чтоб семья была крепкой, это событие сопровождалось множеством обрядов: сватанье, обручение, девичник. Интересен обряд — чесание головы невесты. Вот как рассказывает о нем жительница поселка Лемзер Усольского р-на. [6, с. 15]

После этого обряда невеста уже не могла носить одну косу, только две, и должна была прятать их от постороннего взгляда. Женщины Прикамской земли надевали на головы шамшуры. На свадьбах гости пели песни, плясали, играли.

Игра «Перстенек».

Правила игры: Молодые парни и девушки встают в круг, ладони складывают «лодочкой». «Галящий» остаётся за кругом.«Водящий» прячет перстень в ладонях одного из играющих, при этом произносит слова:

Пал, пал перстенёк в калину, малину, в чёрную смородину.

Оказался перстенёк у сына дворянина, на правой руке, на левом мизинце.

Ищи девица, ищи красная.

Задача «галящего» — угадать, у кого перстень.

  1. Рефлексия.

Что мы узнали о русских людях и людях населяющих пермскую землю много лет назад? Какими чертами характера они обладали? Как они трудились? Как отдыхали? Во что верили? Можно ли сказать, что их жизнь была во имя добра? Находит ли жизнь наших предков отражение в нашей жизни? В чём это проявляется?

  1. Итог.

Помним традиции наших предков, и, исходя из их опыта, создаём свои традиции, беря за основу добро, любовь к родной земле, родному городу, заботу о природе, стремление к миру.

Литература:

  1. Белавина А. М. Страницы истории земли пермской. Пермь. 1995.
  2. Обухов Л. А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. Пермь. 1999.
  3. Оборин В. А., Чагин Т. Н. Искусство Прикамья. Пермь. 1990.
  4. Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь: Кн. изд-во, 1988.
  5. Чагин Г. Н. На древней пермской земле. Москва. 1988.
  6. Хоробрых С. Усольские свадьбы. Пермь 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов