Библиографическое описание:

Новикова В. И. Воспитание толерантности средствами изучения фольклора народов Приамурья // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 8-11.



Из опыта работы преподавателя музыкальных дисциплин.

Ключевые слова: концепции модернизации российского образования, толерантность,интеграция.

Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привёл к полнейшему взаимопониманию между людьми. Массовое уничтожение, потоки беженцев стало реальность — это страшно! Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве.

Недаром была принята декларация принципов толерантности, утверждённая ЮНЭСКО. Россия также приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания в профилактике экстремизма в нашем обществе.

Следовательно, обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность, гражданственность, индивидуальность, терпимость, толерантность.

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование. Это особо чётко подчеркнуто в докладе Председателя Международной комиссии по образованию для XXI века Жака Делора. Он утверждает, что образование является одним из основных «средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной» Кроме того, им были названы четыре «столпа образования»:

‒ научится познавать;

‒ научиться делать;

‒ научиться жить;

‒ научиться жить вместе.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, формирования толерантного сознания, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, формирования самосознания и этнической толерантности.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

В Николаевском-на-Амуре педагогическом колледже коренных малочисленных народов Севера, а ныне КГБ ПОУ НПГТ. в котором я работаю преподавателем музыкальных дисциплин более 25 лет, обучаются студенты разных национальностей: нанайцы, ульчи, нивхи, эвены, эвенки, негидальцы, русские, и другие, они сталкиваются с теми же проблемами. Это вызывает социально-психологическую напряжённость.

Занимаясь со студентами в национальном вокальном ансамбле пыталась понять, почему они с нежеланием поют песни с национальным содержанием, почему стыдятся своих национальных костюмов, почему с неохотой выступают на сцене. В чём причина и как помочь? Тесное сотрудничество со студентами, беседы, анкетирование, проведённая диагностика помогли выявить проблемы:

‒ низкая самооценка, отсутствие этнической идентичности;

‒ незнание родного языка, своей национальной культуры;

‒ некоренные народы (в большинстве своём русские), имеют слабое представление, какие коренные народы проживают в регионе, какова их культура история, язык, отсюда пренебрежительное отношение к «иным».

Необходимо было помочь студентам разных национальностей понять, что культура каждого народа является национальным «кодом». Раскрыв его, мы поможем им понять народ, рядом живущий, и воспитать в них терпимость, уважение по отношении друг к другу.

Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо было изучить со студентами родной язык, национальную культуру, увидеть её место в культуре Мира. Всё это будет способствовать развитию национального самосознания, самоидентичности, то есть толерантности.

Для достижения главной цели моей деятельности были поставлены следующие задачи:

‒ дать знания о культуре, традициях народов Приамурья и её вкладе в общечеловеческую культуру;

‒ создать условия, способствующие развитию толерантных отношений в коллективе;

‒ научить применять знания на практике.

Исходя из этого, была создана в соавторстве с преподавателем родного языка Ангиной С. В. рабочая программа «Интегрированный курс родного языка и культуры народов Приамурья».

Программа предполагала дать возможность студентам осознать себя как духовно-значимую личность, развить национальное самосознание, самоуважение и взаимоуважение.

Это должно было стать главным в формировании у будущих педагогов установок на толерантное взаимодействие.

Основная технология, используемая мною в работе по воспитанию толерантности — это технология интегрированного обучения.

Мы, с преподавателем родных языков, используем глубокую интеграцию, которая характеризуется новообразованием, полным слиянием разнохарактерного содержания значительных объемов учебного материала.

Примером глубокой интеграции в нашей программе могут служить уроки, например, по блоку «Духовная культура: «Родильный обряд у народов Приамурья», который вбирает в себя знания по духовной культуре, также из лексико-грамматической области по теме «Дом. Семья. Рождение», из области музыкальной культуры — «Колыбельные песни» как музыкальный жанр, колыбельные песни народов Приамурья и русского народа, колыбельные речитативы» и т. д.

Таким образом, эти уроки позволяют формировать у обучающихся единую картину мира, включиться в контекст истории, культуры, человеческих отношений, вступить в равноправный диалог с миром, воспитывать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных, толерантных.

В данных уроках реализуется главный гносеологический принцип — познание целого через часть и части через целое.

Каждая образовательная область вносит вклад в формирование человека, так и музыка является особенным рычагом воздействия на личность, как межнациональный язык и как эмоциональный чувственный вид искусства, «музыка-это звучащее эсперанто»

Предметы музыкального искусства могут легче и лучше, чем научные дисциплины давать картину мира в единстве чувства и мысли, погружая человека в мир красоты и нравственности в мир ощущений людей разных эпох и народов.

Основой для формирования толерантного сознания студентов являются художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником которого является фольклор.

Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Изучение фольклора на уроках курса проводится по двум направлениям:

‒ знакомство с народной обрядовой культурой России и народов Приамурья и их сопоставление;

‒ вокально-хоровое обучение, которое предполагает развитие вокально-хоровых навыков, исполнение национального музыкального фольклорного материала.

Знакомство с фольклором народов Приамурья начинала с истории музыкальной культуры, и её вклада в общечеловеческую культуру, с изучения малых и больших фольклорных жанров, со знакомства с музыкальным инструментарием этносов.

На первых этапах работы, используя фольклор лишь народов Приамурья, я не увидела ощутимых результатов. Анализируя ситуацию, поняла, что студенты, изучая фольклор, не могут понять его значимости без сравнения с фольклором иных народов. Так я стала в каждую изучаемую тему, вплетать информацию о культуре разных народов ведь в колледже обучаются студенты разных национальностей. Важно было не только сформировать у студентов чувство гордости за свое национальное «Я», но и ознакомить их с культурными традициями других народов, воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Изучение того или иного феномена «чужой» («новой») музыкальной культуры сквозь призму родной оказалось одним из эффективных способов приобщения и принятия подрастающим поколением ценностно-смысловых пластов новых для него культур.

Сопоставляя обряды русского народа и народов Приамурья, студенты смогли убедиться в том, что в них отражена мудрость, жизненный опыт, «свод законов» очень похожий друг на друга, призывающий к одним нравственным положениям: трудолюбию, доброте, мужеству, любви к Родине, любви к ближнему, терпимости.

Таким образом, мы приходили к мысли, что не существует «больших» и «малых» народов, все народы равны, все мы уникальные творения Природы.

Именно так связь диалога культур и толерантности обретает свое выражение в музыкальном искусстве.

Знакомясь с историей освоения Дальнего Востока и Нижнего Амура, студенты убеждались в том, что взаимопонимание, желание понять друг друга и помочь позволило первопроходцам выжить в непривычных условиях, а опыт хозяйствования русских помогал аборигенам. В таких условиях сложился особый дальневосточный характер, стойкий, мужественный, открытый, доброжелательный, а главное — он общий для всех живущих на Амуре.

Второй год обучения предполагал знакомство с музыкой малой Родины, с песенным творчеством Марии Дечули, с песнями на стихи А. Пассара, Анны Ходжер и других. Читая стихи национальных поэтов на родном и русском языках, студенты наполнялись гордостью за свою землю, могучий Амур, и приходили к выводу, что «у каждого из нас своя Россия, но всё- таки она для всех одна» (песня «О России» Г. Прусов.- Я.Дубравин)

На таких занятиях чувствуется единение студентов, их открытость друг другу, гордость каждого за свой народ, что является показателем толерантности.

Знакомясь с творчеством дальневосточных композиторов, студенты с удивлением узнавали в ярких, самобытных крупных классических произведениях национальные напевы (фортепьянный квинтет Б. Напреева, «Хомус» А.Гончаренко, обнаруживали знакомые им «Нанайскую рыбацкую» «Наш край» в «Дальневосточном концерте» Ю.Владимирова).

Таким образом, студенты видели, что музыкальная культура народов Дальнего Востока России представляет собой яркий и самобытный мир, а этносы, проживающие в этом регионе, за долгие века своего существования создали неповторимые образцы музыкального творчества.

На таких примерах зримо прослеживалась связь народного и профессионального искусств и это позволяло осознать значимость каждой культуры для культуры Мира.

На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода — соединение истории фольклора и вокально-хоровая работа, где соединяются теоретические и практические занятия.

«С пением можно выучить и русский язык, и литературу и иностранные языки. Песней можно объединить разные учебные предметы».

Хоровое пение помогает студентам понять роль коллектива в человеческой деятельности, оказывает исключительное влияние на воспитание определённых личностных качеств, необходимых для формирования межличностной толерантности.

Этому во многом способствует репертуар.

Сам процесс освоения репертуара всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в студентах трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива, что в конечном итоге тоже формирует толерантность.

Таким образом, средствами музыкального фольклора обеспечиваются основные пути учебно-воспитательного процесса:

‒ вокально-технологическое научение (голос как инструмент, через который студенты наиболее полно могут выразить мир собственных чувств и получить эстетическое удовлетворение, подготовить голосовой аппарат к педагогической работе);

‒ художественное воспитание («проживание» студентами музыкальных образов и самовыражение языком музыки);

‒ общепедагогическое воздействие на личность студента с обеспечением действенной толерантности (сохранении чувства коллектива и понимания собственной значимости в коллективе).

Такой путь способствует гармоническому развитию интеллектуальной и духовной сфер личности. В результате общения с искусством, происходит образование внутреннего мира студента от ценностных художественных ориентаций, к социальным установкам и планам.

Таким образом, был сделан большой результативный шаг на пути к развитию толерантной личности

Развитие толерантных отношений студентов является частью профессиональной подготовки и представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и воспитания студентов в педагогическом колледже. Наши выпускники успешно используют в своей практической деятельности знания, полученные на занятиях по программе интегрированного курса родного языка и культуры народов Приамурья.

Такая системная целенаправленная работа дала свои положительные результаты. Интегрированный синтез позволил обучающимся:

‒ самореализовать интеллект учащегося, слить воедино его внутренний мир и художественный образ, являющийся формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нём;

‒ определить свою этническую идентичность к древу культуры народа.

‒ исполняя лучшие образцы народно-певческой культуры, возродить чувство уважения и гордости к искусству своего народа;

‒ на материале истории, языка и культуры сформировать «богатое чувство красоты и чувства уважения к культуре иных народов», уважительное отношение друг к другу, то есть сформировать толерантность.

Опыт моей работы будет полезен не только студентам, но и преподавателям других средних специальных учебных заведений, а также учителям школ и позволит им:

‒ дать знания о культуре, традициях народов Приамурья и её вкладе в общечеловеческую культуру;

‒ создать педагогические условия, необходимые для эффективного формирования этнокультурной толерантности студентов

‒ создать условия, способствующие развитию толерантных отношений в коллективе

Поставив перед собой цель, сформировать толерантность у обучающихся, используя опыт моей работы, творческий учитель найдет для этого в содержании любого предмета самые разнообразные и неожиданные возможности.

Считаю, что мой опыт можно использовать как в урочной, так и внеаудиторной работе, а также он будет полезен классным руководителям и кураторам.

Современный учащийся, студент, включаясь во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Будущее на нашей планете зависит от того, как наш обучающийся будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция толерантности и доверия — это основа для осуществления выбора будущего поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Литература:

  1. Айзенштадт, А. В.,«Музыкальный фольклор народов Нижнего Приамурья». «Тихие песни предков».- Южно-Сахалинск.,2007г.
  2. Аникин,В.П., Возникновение жанров и фольклора. — М., 1966г.
  3. Багульник на ветру. Информационный бюллетень Ассоциации КМНС. — Хабаровск, 2001–2005г.
  4. Бахтин, М.М., «Искусство».- М., 1979г.
  5. Букатова, Л.С., Декоративно-прикладное искусство народа удэгейцев. — X., 1998г.
  6. Букатова,Л. С.,Декоративно-прикладное искусство нивхов. — X., 1999г.
  7. Булгакова, И. И. Нанайские напевы. Сб. песен. — X. 1998г
  8. Гаер Е. А., Древние бытовые обряды нанайцев. — X., 1991г.
  9. Готовцев, Г. А., «Мифология и фольклор» Программа и методические рекомендации.- М.,Новая школа.,1993г.
  10. Учебное пособие для студентов факультета народов Севера. — X.,2005г.
  11. Гонтмахер, П.Я., Нанайцы. — X., 1996г.
  12. Гонтмахер,П.Я., Нивхи. — X., 1990г.
  13. Гонтмахер,П.Я., Ульчи. — X., 2002г.
  14. Делор, Ж., «Образование»: «Сокрытое сокровище»- Изд-во ЮНЕСКО, 1966г.
  15. Дечули, Л.П.,Ульчанка. Сб. песен. — X., 1993г.
  16. Золотарев, A.M., Родовой строй и религия ульчей. — X., 1939г.
  17. Иванов, СВ., Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. М.-Л., 1954г.
  18. История и культура ульчей. Историко-этнографические очерки. — С.-П., 1994г.
  19. Крейнович, Е.А., Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. — М., 1973г.
  20. Мамчева, Н.А., Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина. -Южно-Сахалинск., 2003г.
  21. Неменский, Б. Н., «Искусство и школа» Б. Н. Неменский «Мудрость красоты»: о проблемах эстетического воспитания- М., Д 987 с 56–124.
  22. Отаина, Г.А., Нивхские песни. Этнография и фольклор народов ДВ. — В., 1981г.
  23. Сем, Ю.А., Нанайцы. Материальная культура. — В., 1973г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов