Автор: Петухова Юлия Георгиевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Библиографическое описание:

Петухова Ю. Г. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 37-39.



В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. Ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

ТРИЗ как педагогическая технология

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) — это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления — это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми что предлагает педагогика направления этой области, это как уже говорилось:

  1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.
  2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.
  3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
  4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.
  5. Воспитание определённых качеств личности
  6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Идеологическая основа связана с диалектическими взглядами: эволюция системы образования происходит в соответствии с объективными законами развития систем; компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности.

Психологическая основа — понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного компонентов.

Содержание технологии: методология формирования осознанных и управляемых технологий мыслительной деятельности; процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности.

Форма обучения — учебный диалог на основе субъект — субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества. [1,c. 20–25]

В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у учащихся должны формироваться следующие знания и умения:

– системное и ассоциативно-образное мышление.

– применять знания и использовать знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;

– устанавливать взаимосвязи между различными системами;

– прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое — настоящее — будущее);

– определять, что и как можно узнать о системе;

– работать с различными видами информации;

Развитие воображения.

– получать фантастические идеи различными способами;

– изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

– применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач;

Методика решения задач.

– выделять и формулировать противоречия;

– выделять противоречивые свойства;

– выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;

– формулировать идеальное решение;

– прогнозировать последствия предлагаемых изменений;

– решать простые изобретательские задачи по схеме;

– подбирать информацию для учебных задач;

– объяснять различные явления.

Компонентный состав ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретательской задачи, условия которой представляют то или иное понятие, либо оно является необходимым, для решения этой задачи. [2,c. 5–23]

Основные понятия ТРИЗ — это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.

Для изучения системы используют различные виды анализа. Структурный анализ определяет взаимодействия (связи) между компонентами объекта. Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур. Параметрический анализ устанавливает качественные пределы развития объекта — физические, экономические, экологические и др. Генетический анализ исследует объект на его соответствие законам развития систем. В процессе генетического анализа изучаются также история развития (генезис) исследуемого объекта, характер изменений его конструкции, делаются выводы о положительных и отрицательных последствиях таких изменений, что позволяет сформулировать задачи и предложения по совершенствованию объекта.

Существует 40 приемов разрешения противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи.

Одними из самых распространенных приемов на уроках химии является прием «Да-Нет»

На вопрос учащиеся отвечают только «да» или «нет», либо «Верно — Неверно», когда требуется аргументация неверного ответа. Например, при изучении темы «периодический закон Д. И. Менделеева» можно применить данный прием следующим образом:

  1. При формулировке Периодического закона Д, И. Менделеев взял за основу валентность элемента.
  2. Существует одна формулировка Периодического закона, которая была предложена Д. И. Менделеевым.
  3. В современной формулировке причиной периодичности и главной характеристикой является заряд ядра атома.

Прием «Слепой текст»

Позволяет учащимся проверить свои знания, дополняя пропущенные слова, получая при этом цельный текст.

Восстановите текст

Горизонтальная закономерностьв ПС проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства ________________, т. к. возрастает _________________________ на ______________________ уровне. Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.

Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны и позволяют развивать творческие способности, которые есть у каждого учащегося.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. — М., 2007. — 400 с. ISBN 987–5-9614–0534–7
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 112 с. ISBN 5–7755–0772-X
  3. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. — М., 2004. — 364 с. ISBN 5–276–00554–0
  4. Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н. Б. Крылова. — М., 2003, вып. 1(12) ISSN 1726–5304
  5. ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А. А. Нестеренко, В. А. Ширяевой. — Саратов, 2007. — 104 с. ISBN 978–5-9758–0495

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов